Смекни!
smekni.com

Родовое гнездо Е. А. Боратынского (стр. 1 из 3)

Любовь Евгеньевна Городнова

Об усадьбе Боратынских Мара на Тамбовщине

На второй день после воцарения Павла I1, «излившего несчетные всем милости», Абрама Боратынского - отца поэта - вызвали ко двору. 5 декабря 1796 года генерал-адъютанту Абраму Андреевичу и флигель-адъютанту Богдану Андреевичу Боратынским было пожаловано по 1000 душ, а 10 января 1797-го из дворцовых селений Тамбовской губернии - село Вяжля Кирсановского уезда2.

С 17 мая 1797 года, в 30 лет, А. А. Боратынский - командир лейб-гренадерского полка. За успешное проведение маневров в Гатчине император наградил его особняком в Петербурге. Тогда же на выпускном балу в Смольном институте (среди выпускниц была сестра Абрама Андреевича Мария) он познакомился с Александриной Черепановой3 и 11 декабря письмом сообщил отцу: «Я женюсь, и очень скоро, <...> девица добрая, любезная и такая, которая будет с нами всеми одна душа. <...> Вчера представлялись мы государю и государыне. <...> В исходе генваря наш брак совершится»4. Венчались молодые 29 января 1798 года. Свадьба имела очень высокий статус - она состоялась при дворе. Невесту к венцу убирали в комнате императрицы. Абрам Андреевич счастлив: «Третий день как я вступил в сей священный союз, и вижу в себе уже великую перемену! Буйность пылких страстей исчезла, <...> в первый раз ощущаю тихое спокойствие в душе моей, дружество и любовь ощущаю вместе, и каждая из них непрерывно дает мне чувствовать мое счастие»5.

18 июля Абрам Боратынский получает чин генерал-лейтенанта. Но придворная фортуна коварна - уже в конце лета последовала опала, 6 сентября - указ об отставке, а 25 сентября отставному генералу была выписана подорожная до села Голощапова - отцовского имения в Смоленской губернии. В Голощапове отношения супругов с родственниками не сложились, и в феврале 1799 года А. А. и А. Ф. Боратынские уезжают в Вяжлю, где через год у них родится первенец - Евгений6.

Осенью 1802 года состоялся раздел имения между братьями Боратынскими. Абрам Андреевич получил 913 душ крепостных крестьян. В декабре 1803 года он был избран тамбовским губернским предводителем дворянства (исполнял эту должность до февраля 1807-го). В 1804 году после конфликта с братьями А. А. Боратынский приступает к строительству дома в пяти верстах от Вяжли у оврага на северо-восточной окраине леса - в Маре7.

Заботясь об образовании и воспитании детей, Абрам Андреевич и Александра Федоровна пригласили в Мару гувернера - итальянца Жьячинто Боргезе8.

Ты счастлив был, когда тебе кое-что дал

Почтенный, для тебя богатый генерал,

Чтоб, в силу строгого с тобою договора,

Имел я благодать нерусского надзора9.

Весной 1808 года вследствие опасности распространения чумы Боратынские направляются из Саратовской губернии в Голощапово. Через некоторое время они переезжают в Москву, где глава семейства скоропостижно скончался. «Александра Федоровна Боратынская с душевным прискорбием объявляет о кончине супруга своего Абрама Андреевича, последовавшей сего марта 24 числа в 8 часов пополуночи. Вынос тела и отпевание будет в приходской церкви Николая Чудотворца, что в Клинниках, марта 26-го, в 9-м часу»10. Похоронили А. А. Боратынского на кладбище Спасо-Андроникова монастыря. Александре Федоровне минуло тогда всего 33 года, и она снова ждала ребенка.

В 1811 году А. Ф. Боратынская с детьми и сестрой Екатериной Федоровной возвращается в Мару. В письме оттуда к дядюшке Богдану Андреевичу маленький Евгений так описывает это путешествие: «Мы выехали из Москвы в 6 часов пополудни и расположились: маменька и тетенька в карете, я и Monsieur Bories11 в коляске, а маленькие дети в другой карете. В бричке на двух повозках поехали постели и говядина, и так мы выехали из Москвы. В сей день с нами ничего важного не случилось, что от пыли мы все чихали, но как приехали на станцию, то от хорошего куска курицы все позабывали, и так мы дотащились счастливо до Коломны: когда мы выехали из Коломны, то колесо у коляски начало танцевать так, что на всяком шагу боялись упасть, впрочем, дорога была счастлива, и так мы приехали»12.

Позднее в стихотворении «Дядьке-итальянцу» уже известный поэт Евгений Боратынский писал:

Москва нас приняла, расставшихся с деревней,

.............................................

Увы! Оставив там могилу дорогую,

Опять увидели мы вотчину степную...

Но где, хотя вдали твоей отчизны знойной,

Ты мирный кров обрел, а позже гроб

спокойный13.

Еще при жизни Абрама Андреевича было решено отдать сыновей в Пажеский корпус14. Поэтому уже в апреле 1812 года тетушка Екатерина Федоровна увозит Евгения в Петербург для подготовки к экзаменам. 31 августа Петр Андреевич Боратынский подает прошение о помещении своего племянника Евгения Боратынского в корпус на собственное содержание. Официальное зачисление состоялось 9 октября.

Одна с семью малолетними детьми на руках Александра Федоровна не могла поддерживать в усадьбе должный порядок, поэтому некоторые постройки подверглись частичному запустению. В августе 1833 года она ходатайствует о разделе имения между наследниками (раздел был узаконен только в 1848 году), в результате которого по реке Вяжле образовались небольшие села, получившие названия от имен новых владельцев - Софьинка, Евгеньевка (Ядровка)15, Варварьинка (Рачиновка), Натальевка, Сергиевка. В Маре хозяином остался младший сын Боратынских Сергей Абрамович, который активно занялся устройством усадьбы.

Деревянный одноэтажный дом был выкрашен темно-серой краской, железная крыша - зеленой. Фасад со стороны парадного подъезда с крытым крыльцом оформлялся мезонином с маленьким балкончиком над первым этажом, сплошной стеклянной стеной оранжереи и двухэтажной кирпичной башней, где располагался кабинет хозяина и отопительная установка для оранжереи. Снаружи к зданию примыкали две террасы. «Дом <...> строился постепенно, и архитектура его не имела никакого единства. По мере надобности делались те или иные пристройки. Не обладая чистотой стиля, он был очень уютен и удобен»16.

Главным помещением в доме являлась столовая - с тройным окном и паркетным полом. «Посредине [столовой] большой овальный обеденный стол с блестящей полированной поверхностью, покрытый светло-коричневым сукном. В углу у стены, примыкавшей к оранжерее, концертный рояль, шкафчик с нотами; напротив, у другой стены - гарнитур мебели - диван, несколько кресел и круглый полированный стол, весь гарнитур крыт зеленым сукном. Над диваном копия с картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна». У широкого тройного окна два столика - ломберных, а немного дальше у стены чайный шкафчик. <...> На этом шкафчике стояли бюсты А. А. Дельвига и Б. А. Боратынского. Меблировку столовой дополняли трюмо черного дерева, резное со столиком, на котором стояли красивые бронзовые часы под стеклянным колпаком, дальше - книжный шкаф. По сторонам трюмо висели две миниатюры - на одной из них красавица А. Д. Абамелек, жена Ираклия Абрамовича Боратынского, на другой - он сам в парадной военной форме. В углу низенький диван, тоже крытый зеленым сукном, - этот диван поступал в распоряжение детей <...> еще один шкафчик для повседневной посуды и большая кафельная белая печь»17.

Внутри оранжереи - аллейка, идущая от входной двери, разделялась на две дорожки, оформленные рядами экзотических деревьев - померанцев, олеандров, рододендронов, лавров, фикусов.

Мебель в гостиной, как и во всем доме, была очень скромной: кресла и диван черного дерева эпохи Павла I, обтянутые тканью цвета бордо, в центре - четырехсторонний диван, у окна - фисгармония, сделанная Сергеем Абрамовичем. Камин с чугунной решеткой и оформлением белого мрамора. Над камином - изготовленный все тем же Сергеем Абрамовичем ветровой прибор, указывавший направление ветра в соответствии с движением флюгера на крыше. На каминной полке - круглые золоченые часы, подаренные, по преданию, императрицей Александре Федоровне в день свадьбы.

У Е. А. Дельвиг (о ней речь пойдет ниже) в комнате стоял рояль карельской березы, его оберегали как реликвию (по преданию, на нем играл Михаил Иванович Глинка); висели портреты в золоченых рамах: юные, одетые в одинаковые светло-кремовые декольтированные платья Елизавета Антоновна Дельвиг и ее сестры - Анастасия, Софья и Александра.

Садовый фасад дома, окруженного кустами сирени, жасмина, акации, украшал увитый диким виноградом балкон-полуротонда с восемью колоннами и двумя шестиступенчатыми спусками. Посадки липы, клена, вяза, ясеня, березы оформляли аллеи. Отдельно встречались каштаны, туи, лиственницы. Цветник перед балконом: герани, петунии, левкои, резеда, душистый табак, пионы, георгины. Липовая аллея делила территорию на две части. С правой стороны располагался фруктовый сад, с левой - жилые и хозяйственные постройки. В западную сторону аллея продолжалась узкой дорожкой к церкви и семейному кладбищу. Въездная дорога шла через лужайку, в конце которой начиналась аллея, ведущая к дому. На въезде - два столба в виде обелисков с изображением герба рода Боратынских18. Слева от въездной аллеи - уголок усадебного парка, огражденный невысоким забором. Справа - березовая роща с двумя хозяйственными и одной жилой постройками.

За фруктовым садом находился хозяйственно-скотный двор. Впоследствии неподалеку от него Сергей Абрамович выстроил больницу для местного населения.

В глубине парка на краю оврага с использованием особенностей рельефа был сооружен грот. «В центре леса <...> - оригинальное каменное здание, при строительстве которого применено разнообразие форм и средств архитектурной выразительности. Фасадом, нижняя часть которого сложена из неотесанного серого известняка, с высокой башенкой с одной его стороны, он напоминал старинный полуготический замок. Задняя и обе боковые части здания сложены из красного кирпича и характерны простотой и строгостью архитектурных линий, но, как ни странно, гармонировали с передней «готической» частью. <...> Крытые галереи и переходы соединяли части здания, и в то же время каждая имела самостоятельный выход. <...> В центральной части здания расположена большая квадратная зала. Стены и потолок, соединяясь в одной точке, откуда спускалась люстра, образовывали свод. Эту часть стали называть «гротом».< ...> Окна в гроте овальные, слегка заостренные кверху, с цветными стеклами. Такие же стекла и в двери, которая из залы вела прямо на площадку перед фасадом грота»19.