Смекни!
smekni.com

Клиническая психология (стр. 32 из 41)

Поведение руководителя: тренер настраивает членов группы на то, чтобы опыт, получаемый ими в процессе тренинга, был продуктом их собственной д-сти. + дает понять что уверен в мудрости группы. Роль руководителя – вовлечь членов группы в совместную работу по исследованию их собственных взаимоотношений и поведения, а затем незаметно устраниться от руководства. Забота руководителя и его помощь группе может выражаться в том, что время от времени он притормаживает некоторые процессы и предлагает новый материал для дискуссии. Чаще он вмешивается в работу группы, чтобы обратить внимание участников на их поведение. Тренерам Т-г следует избегать проявлений чрезмерного личного участия к людям, ставшим членами группы. Эмоциональная вовлеченность в отношениях с членами группы чревата потерей объективности.

Коммуникативные навыки: цель всех Т-г – развитие личности посредством углубления осознания себя и других, + процессов, происходящих в группе. Вырабатываемые в Т-г коммуникативные навыки включают умение описывать поведение, передавать свои чувства, активно слушать, предоставлять обратную связь и вступать в конфронтацию. Успешное овладение этими навыками сводит до минимума стесненность и отчуждение в группе, способствует кооперации участников и достижению групповых целей.

Описывание поведения: подразумевает устное комментирование конкретных наблюдаемых действий, совершаемых другими. Эта объективная констатация и она исключает оценочные высказывания и приписывание другим мотивов, установок или склонностей. Первый шаг на пути развития способности описывать поведение – это тренировка наблюдательности и воздержание от оценочных суждений. Передавать чувства - включает точную регистрацию своего внутреннего состояния и сообщение о нем. Относительно чужих эмоций нетрудно впасть в заблуждение. Тот, кто сообщает о своих чувствах, должен в явном виде относить их к себе лично, пользуясь для этого местоимениями «я» и «мне». Часто мы облекаем свои чувства в слова, к-е на самом деле никак их не определяют. Часто чувства путают с мыслями. Мысли- это выводы или заключения относительно состояний души, а не их описание. Активное слушание – ответственное, осмысленное восприятие сказанного другим ч-м. научиться активному слушанию можно в контексте обучения основным составляющим взаимопомощи. Главной из этих составляющих является точное эмпатическое понимание. Достижение такого понимания включает процессы распознавания и коммуникации. Распознать – значит войти в чужое положение, выяснить, что за ним стоит. Эмпатическое общение подразумевает и способность убедить другого в своем понимании его поведения, чувств и того, что за ними стоит. Конфронтация _-это наиболее действенная форма коммуникации, может не только способствовать развитию, но и наносить ущерб. О К-и говорят, когда действия одного ч-ка побуждают другого задуматься над своим поведением, проанализировать его и изменить. Индивид, являющийся объектом конфронтации, извлечет из нее пользу, если будет открыт для обратной связи с другими и будет рассматривать К-ю как возможность исследовать себя. Суть К-и должна соответствовать целям группы.

Занятия в Т-г не эквивалентны интенсивной групповой психотерапии. Но честная и открытая обратная связь, к-ю обычно получают члены Т-г, может побудить их к поискам более интенсивного и индивидуализированного группового опыта. В Т-г участники получают помощь в развитии специфических коммуникационных навыков, таких как описание поведения, передача чувств, активное слушание и конфронтация. Т-г способствовали популяризации психокоррекционных групп и психологических понятий. С недавних пот Т-г стали фокусироваться на тренинге отдельных навыков и использовать в своей работе приемы заимствованные из других подходов.

54. Группы встреч (как разновидность групповой психотерапии).

Дать теоретическое определение ГВ затруднительно ввиду разнообразия опыта, к-й приобретается в группах, относимых к этой категории. Первое употребление термина «встреча» в психотерапевтическом контексте приписывается Якобу Морено. Современное определение дано Вильямом Шютцем: встреча – это способ установления отношений м\у людьми, основанный на открытости, честности, уверенности в себе, чувстве ответственности перед самим собой, самоконтроле, внимании к чувствам и сосредоточенности на «здесь и теперь». ГВ в США: на Восточном побережье группы, ориентирующиеся на решение конкретных задач, исследующие такие вопросы, как коммуникация, разрешение проблем, лидерство. На Западном побережье ГВ в большей степени ориентированы на создание чувства общности и развитие у участников способности к установлению близких межличностных отношений. Большая часть центров находится на Западе. Лидеры движения ГВ Карл Роджерс и Вильям Шютц. Вклад Роджерса – концепция «основной встречи», она предусматривает веру в возможность индивидуального развития, происходящего тогда, когда члены группы выражают собственные чувства и принимают к сведению чувства других. В отличие от Т-г, в ГВ внимание участников фокусируется не на понимании сути группового процесса и не на развитии навыков межличностного взаимодействия, а на достижении высокого уровня аутентичности и открытости во взаимоотношениях с другими. При этом руководитель старается создать и поддерживать атмосферу безопасности и доверительности, чтобы побудить участников к обмену самыми сокровенными мыслями и чувствами.

Перемены в ГВ в Институте Эсален – центр изучения потенциальных возможностей ч-ка. Центровая фигура – Билл Шютц: трехмерная теория межличностного поведения. Пытался соотнести теорию психоанализа с групповой динамикой. Изучал психодинамическую теорию и основы биоэнергетики + руководил группами НЛП. Сложил все в единую систему. Шютц ввел понятие единства души и тела, к-е стало центральным в концепции открытой встречи. Он исходил из признания того, что эмоциональные конфликты отражаются на физическом состоянии в виде напряжения отдельных мышечных групп и что никакое психотерапевтическое воздействие не будет полным, если оно будет игнорировать телесные ощущения. Как правило, Шютц начинал работу над эмоциональными блоками с изучения того, какие проблемы возникают у ч-ка при принятии определенных поз или совершении движений. Для того чтобы дать выход долго подавляемым эмоциям, участники выполняли особые физические упражнения и пользовались специальными приемами вербальной конфронтации. В настоящее время две основные тенденции: соматические, или телесно-ориентированные подходы (сенсорное пробуждение, биоэнергетические воздействия, структурная реинтеграция), другая больше ориентирована на осознание личностью себя и своих отношений с другими (ГВ, гештальт-группы, психодрама, - предшественники ГВ).

ГВ – это ответвление от Т-групп. Наиболее известными подходами являются концепция «основной встречи» (Роджерс), основывается на разработанной им теории центрированной на клиенте психотерапии. Этот подход направлен в первую очередь на достижение аутентичности в отношениях с другими. В подходе Шютца основное внимание уделяется интеграции души и тела.

Основные понятия (связанные с существующими представлениями о психокоррекционной встрече): 1)Самораскрытие- руководители призывают участников к самораскрытию как к способу достижения близких взаимоотношений. Побуждают к раскрытию своих чувств и мыслей, особенно тех, к-е касаются других участников или событий, происходящих в группе в данный момент времени – в противовес воспоминаниям. Адаптация к жизни в обществе часто требует сокрытия подлинных чувств, потребностей и сомнений. Самораскрытие делает людей уязвимыми и внешне слабыми. Но Сидней Джурард считал, что полное самораскрытие перед другими, на самом деле признак сильной и здоровой личности. Пытаясь скрыть свое подлинное Я мы создаем фальшивый образ себя. Можно остаться с ощущением одиночества, отделенности от других и отчужденности от себя. Подавление важных внутренних переживаний может приводить к психосоматическим расстройствам. Симптомы Ψ проблем – такие как уход в себя, переедание или злоупотребление спиртным и т.д. – м.объясняться стремлением укрыться от боли, с которой сопряжено признание неприглядных сторон своей личности. Разными путями ГВ приводят участников к мысли о возможности раскрытия перед партнерами по группе. Люфт считал самораскрытие уместным, когда оно является результатом развития взаимоотношений. Когда признания соответствуют текущему моменту, когда эти признания делаются постепенно. Отчужденная личность нечетко ощущает собственное Я, и склонна считать себя не более чем исполнителем социальной роли и вместилищем биологических потребностей. Аутентичная же личность выражает себя спонтанно, естественно и открыто делится с группой своими мыслями – это «подлинная» личность. На рис быть подлинным и аутентичным можно пойти только в обстановке, внушающей доверие. Актуальные чувства в отношениях м\у членами группы обычно не раскрываются до тех пор, пока они не пройдут через последовательные этапы группового процесса: фрустрацию из-за отсутствия структуры, сопротивление раскрытию и выражению эмоций, описание прошлых, ничем в данный момент не угрожающих ситуаций и чувств, выражение отрицательных эмоций с целью проверить, насколько группа заслуживает доверия, и, наконец, обращение к личностно значимым темам.

2) Самосознание – выражая свои мысли и чувства и получая на них обратную связь, члены группы обретают возможность взглянуть на себя со стороны. Их самосознание растет по мере того, как они начинают узнавать свои сильные и слабые стороны. Осознание себя ведет к углублению ощущения своего Я, к развитию способности меняться в желаемом направлении. Один из способов предусматривает конфронтацию. Она побуждает индивида к рефлексии, высвечивает противоречия м\у тем, как члены группы воспринимают сами себя, и тем, как их воспринимают окружающие. При правильном применении конфронтация побуждает людей к изучению особенностей своей личности, а не принуждает к немедленному изменению поведения. Чтобы сделать К-ю эффективной, надо четко представлять нужды объекта конфронтации и степень его ранимости. Однако есть ГВ, в которых к-я намеренно проводится грубо и безапелляционно. Один из таких примеров – сайнанон – группы (лечение наркомании). Неподготовленному постороннему может показаться. Что применяемая в них техника конфронтации – это ничем не оправданные нападки и унижения. Однако уже адаптировавшиеся к ним участники видят в безжалостном перекрестном допросе самый эффективный способ преодоления эмоциональных блоков и изменения саморазрушительного образа жизни (наркомании). Еще один аспект самосознания – осознание собственного тела. Руководители групп стремятся к достижению равновесия м\у использованием словесных и физических упражнений. Осознание своего физического Я и работы с ним в психотерапевтических целях основаны на посылке, что эмоции начинают находить выражение в позах, мимике и жестах задолго до того, как приобретается умение выражать их словами.