Смекни!
smekni.com

Клиническая психология (стр. 40 из 41)

59. Логотерапия.

Доктор Франкль и его школа думают и доказывают, что, по крайней мере, треть всех умственных расстройств и душевных болезней человечества нельзя объяснить (тем более - вылечить) без понимания духовного существа и состояния больного. Даже самые простые симптомы могут иметь в человеке духовную подкладку. Вот, например, больной дрожит. Эта дрожь может быть объяснена рядом причин, от чисто физических, до самых глубоких, духовных. Человек может дрожать, потому что его мускулы физически утомлены подъемом на гору. В этом случае, лечением будет для него простой отдых. Но, может быть, человек дрожит от страха? Тогда он нуждается в успокаивании. А бывает, что дрожь происходит от голоса совести, который человек слышит в себе, голоса указывающего человеку на его вину. В этом случае, только духовное средство может его вылечить. Духовно нравственная сторона человека должна приниматься во внимание; иначе, не все пациенты будут излечиваться. "Психиатрия не смеет игнорировать этико-религиозную сторону человека", утверждает доктор Франкль.

Психическую свою теорию он назвал "Логотерапией". "Логотерапия" обращается не к больной стороне пациента, а к здоровой. Как бы ни был пациент болен, здоровая сторона его личности, его свободная воля, могут и должны быть мобилизованы для борьбы с его больной стороной.

Болезни, войны, умственное расстройство, возраст, материальные трудности, преследования, гонения, - всё человек способен вынести, если он осознал в себе высшие ценности, увидел свой духовный мир...

Логотерапия. Эта психологическая школа, основанная в 1940-х годах австрийским психологом В.Франклом, придавала особое значение «стремлению к смыслу» как главному фактору, мотивирующему поведение человека. Подчеркивалось, что внесение в человеческую жизнь смысла само по себе оказывает психотерапевтический эффект, а утрата его ведет к экзистенциальным неврозам с характерным для них чувством тоски и бессмысленности существования. Главное в лечении неврозов – убедить пациента в том, что смысл есть во всем, даже в страданиях, и если личные неурядицы порой невозможно устранить, само отношение к ним может быть изменено.

В рамках логотерапии ставится задача помощи человеку в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять. Одной из основных областей, в которой индивид может получить поддержку в поисках смысла, является религиозная вера. В рамках логотерапии также был разработан метод парадоксальной интенции, ориентированный на лечение фобий и навязчивых состояний, и метод дерефлексии, предназначенный для лечения сексуальных неврозов.

Франкль утверждает, что человек психически страдает и заболевает не только вследствие причин определяемых полом или честолюбием (как думали Фрейд и Адлер), но также вследствие подавления в себе потребностей своей высшей стороны, своего духа в Боге. Люди, неверующие и маловерующие, говорит профессор Франкль, должны перестать думать, что познание Бога и религиозное чувство не являются для них необходимостью. Оно необходимо для полного раскрытия человеческого самосознания. Логотерапия (от греч. logos слово и therapeia забота, уход, лечение) психотерапевтическая стратегия, разработанная В.Франклом , основанная на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизни. Если у человека нет смысла жизни или он недостижим, то возникает экзистенциальная фрустрация, проявляющаяся в неврозах . В рамках логотерапии ставится задача помощи человеку в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять. Одной из основных областей, в которой индивид может получить поддержку в поисках смысла, является религиозная вера. В рамках логотерапии также был разработан метод парадоксальной интенции , ориентированный на лечение фобий и навязчивых состояний , и метод дерефлексии , предназначенный для лечения сексуальных неврозов.

Франкл: Логотерапия. Стремление к поиску смыслу – присуща всем. Смысл – жизненная цель (от Адлера). Его всегда можно найти. Экзистенциальный вакуум. Для жизни нужен идеал (идея). Уникальный смысл – специфика человека и ситуации. Универсальный смысл – ценности. Смысл – то, что находим в ситуации. Совесть – творческий потенциал (помогает найти смысл). Сферы: что дает человек миру, что берет, позиция по отношению к ситуации. Триады человека: свобода воли (к смыслу) – ценности творчества, переживания – отношение к боли, вине, смерти. Координаты: осуществление – отчаяние; неудача – успех. Путь жизни и путь смерти (человек может выбирать до определенного момента).Кроме того, чтобы найти смысл, его надо осуществить – за это несем ответственность. Сверхсмысл – смысл того целого в свете чего приобретает смысл человеческая жизнь; сверхсмысл непознаваем. Наследственность – материал (возможность духа строить из этого то, что необходимо); организм – инструмент. Личность и характер (он тоже не определяет поведение). Он зависит от личности. Человек свободен, так как он определяется ценностями, смыслами.

Существование предшествует сущности.

Смысл – в каждой конкретной ситуации. Духовность (только у человека), свобода и ответственность. – 3 экзистенции. 3 экзистенции человеческого сущ-я: свобода, духовность, ответственность.

Совесть – иррациональна, бессознательна. То, что должно быть (возможность) – интуиция.

Любовь открывает человека.

Суть болезни – страдание. Нужно сохранять установку здорового человека. Теперь (после Фрейда) человечеству нужно опять жить духовно.

Свобода по отношению к: влечениям, наследственности, среде.

Животное = влечение, а у человека они просто есть. Вне влечений нет свободы. Одни задатки – разно воплощение (преступник и криминалист) – свобода.

Человек решает сам за себя.

Свобода – не есть всемогущество – ответственность (принятие решения).

Совесть – сверхличность – “Ты” (Бог – образ отцовства).

60. Нарушение основных сфер жизнедеятельности семьи как источник психической травматизации личности.

61. Генограмма семьи. Методы психотерапевтической коррекции семейных взаимоотношений.

Генеалогический метод. Т.е. метод исследования семей Обязательное условие использования генеалогического метода – наличие родственников первой степени родства, образующих так называемую нуклеарную (ядерную) семью. К ним относятся пары родитель – потомок и сиблинг – сиблинг. Чем больше поколений включает в себя генеалогическое древо и чем шире круг родственников, т.е. чем оно обширнее, тем надежнее должны быть получаемые результаты.

Для составления генеалогических древ существуют определенные правила и символы. Ч-к, ради которого собирается родословная (например, обладающий какой-либо редкой способностью или, в медицинской генетике, предположительно наследственным заболеванием), называется пробандом.

Для некоторых задач, например психотерапевтических, кроме родственных отношений важно знать и типы диадических взаимоотношений. Тогда на генеалогическом древе можно обозначить и их. Такое изображение называют генограммой. Эта графическая методика может быть полезна для анализа специфической внутрисемейной среды, которая выделяется в психогенетическом исследовании.

Семейная терапия - модификация отношений между членами семьи как системы с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов и с целью преодоления негативной психологической симптоматики и повышения функциональности семейной системы. В семейной терапии психологические симптомы и проблемы рассматриваются как результат неоптимальных, дисфункциональных взаимодействий членов семьи, а не как атрибуты того или иного члена семьи ("идентифицируемого пациента""). Семейная терапия реализует не интра-, но интерперсональный подход к решению проблем, и задача психотерапевта состоит в том, чтобы изменить с помощью соответствующих интервенций семейную систему в целом.

Современная семейная психотерапия представлена множеством теорий среднего уровня, в числе которых следует указать теорию коммуникаций Г.Бейтсона, структурную семейную терапию С.Менухина, теорию объектных связей Дж.Фрамо, гуманистическую семейную терапию К.Роджерса и В.Сатир, системную семейную психотерапию М.Палацоли, Ж.-Ф.Чекина, Г.Прата и Л.Босколо, позитивную семейную терапию Н.Пезешкиана, семейную онтотерапию А.Менегетти и др.

В психологии семьи два эпицентра, на которых сосредоточено внимание как психологов-исследователей, так и психологов-практиков: семья как социальная система и семья как образовательная институция. Т.е обеспечение сохранности семьи как важнейшего базового элемента социума и обеспечение трансляции семьей культуры социума от одного поколения людей к другому. Семейная терапия является областью психотерапии, охватывающей изучение семьи и воздействие на нее с целью профилактики, лечения заболеваний, а также последующей социально-трудовой реабилитации. Методы семейной психотерапии применяются прежде всего при непсихотических психогенных нарушениях (неврозах, острых аффективных и суицидальных реакциях, ситуативно обусловленных патологических нарушениях поведения), при алкоголизме, наркоманиях, психопатиях, психозах и психосоматических заболеваниях.