Смекни!
smekni.com

Социальная психология Интенсивный курс Д Майерс (стр. 22 из 98)

Другие тенденции благосклонного к себе отношения

Возвеличивание собственной персоны при сравнении себя с окружающими или иллюзорный оптимизм — не единственные признаки благосклонного к себе отношения. Выше мы отмечали, что многие из нас явно переоценивают то, насколько в данной ситуации их поведение было уместным. Кроме того, мы уже указывали на «когнитивное тщеславие», которое проявляется в переоценке правильности своих убеждений и в искажении истинного характера своих прошлых поступков с целью самовозвышения.

Давайте теперь займемся тем, что сольем отдельные потоки фактов в единое русло:

- Если никак не удается забыть нежелательный для нас поступок, то как мы увидим впоследствии, не исключено, что мы начнем его оправдывать.

- Чем выше мы оцениваем какие-то свои способности и качества (ум, настойчивость, чувство юмора), тем чаще используем именно их в качестве основы для оценки других (Lewicki, 1983).

- Чем благосклоннее мы к себе относимся, тем сильнее верим, что и другие воспринимают нас столь же лестным образом (Kenny & DePaulo, 1993).

- Если тест или какой-нибудь другой источник информации — вплоть до гороскопа — льстит нам, мы будем этому верить, будем восхвалять сам тест и приветствовать любое доказательство его справедливости (Ditto, 1994; Glick & others, 1989; Pyszczynsky & others, 1985).

- Большинство студентов университета считают неадекватными результаты теста, оценивающего их успеваемость (Shepperd, 1993). (Однако на самом деле более высокие баллы, которых, как кажется студентам, они заслуживают, с меньшей точностью оценивают их реальные знания.)

- Судя о людях по фотографиям, мы не только предполагаем, что более привлекательные из них обладают более приятными личными качествами, но и думаем, что личные качества симпатичных нам людей схожи с нашими собственными в большей степени, чем качества несимпатичных (Marx & others, 1981).

- Нам нравится ощущать причастность к чужому успеху. Когда какая-то знаменитость посещает наше учреждение, мы наслаждаемся отражением ее славы. Если же мы обнаруживаем связь с человеком недостойным (к примеру, родились с ним в один день), то поддерживаем себя тем, что смягчаем свое мнение о нем.

Ложная скромность

Вероятно, вы припомните случаи, когда кто-то из вашего окружения занимался не самовосхвалением, а, наоборот, самоуничижением. Но на самом деле это могло быть очень тонким проявлением «игры в свою пользу», поскольку рассчитано на обнадеживающее «похлопывание по плечу». Фраза «Я чувствую себя дурак дураком» может побудить вашего приятеля к горячим заверениям, что вы «сделали все как нельзя лучше». Даже замечание: «Хотел бы я быть не столь раздражительным» может спровоцировать, по крайней мере, ответ: «Брось. Я знаю пару человек, которые еще раздражительнее, чем ты».

Существует еще одна причина, почему люди умаляют себя и превозносят других. Представим себе тренера, который перед ответственной игрой расхваливает мастерство команды противников. Разве он до конца искренен? Когда тренеры публично восхваляют достоинства противников своих подопечных, они создают себе имидж людей скромных, сторонников честной борьбы — готовя тем самым почву для благосклонной оценки своих действий вне зависимости от результата поединка. Победа становится достижением, достойным похвалы, поражение объясняется «глухой защитой» противника. Фрэнсис Бэкон, философ семнадцатого века, однажды заметил, что скромность — это «искусное позерство». Роберт Гоулд, Паул Броунштейн и Гарольд Сигалл (Robert Gould, Paul Brounstein & Harold Sigall, 1977) обнаружили, что студенты Мэрилендского университета восхваляют своих предполагаемых оппонентов только на публике, а при анонимном опросе наделяют их куда меньшими способностями.

Препятствия, которые мы создаем сами

Иногда люди целенаправленно снижают свои шансы на успех, искусственно создавая преграды на пути к нему. Такое поведение отнюдь не намеренно саморазрушительное, обыкновенно оно имеет целью самозащиту (Arkin & others, 1986; Baumeister & Scher, 1988; Rhodewalt, 1987): «Я не неудачник,— все было бы хорошо, если бы не эта проблема».

Почему люди сами создают себе препятствия обреченным на провал поведением? Вспомните, как горячо мы бросаемся защищать собственный имидж, приписывая свои неудачи влиянию внешних факторов. Теперь вы можете понять, почему люди, боясь провала, сами создают себе препятствия, развлекаясь до полуночи на вечеринке накануне собеседования перед приемом на работу, или почему они, вместо того чтобы заниматься усердной зубрежкой перед трудным экзаменом, играют на компьютере? Когда самовосприятие связано с исполнением, приложить усилия и потерпеть неудачу для человека может оказаться куда более разрушительным, чем промешкать, но иметь готовое оправдание. Если мы терпим неудачу, наткнувшись на преграды, то можем сохранить ощущение компетентности; если же добиваемся успеха и в этих условиях, то возвышаемся в собственных глазах. Препятствия способствуют защите нашего самоуважения и нашего имиджа в глазах окружающих, позволяя приписывать неудачи чему-то временному или внешнему («Я неважно себя чувствовал»; «Я пришел вчера вечером слишком поздно»), а не недостатку таланта или способностей.

Этот анализ препятствий, которые мы создаем себе сами, предложенный Стивеном Бергласом и Эдвардом Джонсом (Steven Berglas & Edward Jones, 1978), впоследствии был не раз подтвержден. Один из экспериментов касался темы «Лекарственные препараты и умственные способности». Представьте себя в роли студента Дьюкского университета, где проводилось это исследование. Вы решаете трудные задачи на сообразительность, а затем вам говорят: «На сегодняшний день у вас самые лучшие показатели!» Вы невероятно счастливы. И тут вам, прежде чем вы продолжите отвечать на вопросы, предлагают на выбор два лекарственных препарата. Один способствует интеллектуальной деятельности, а другой затормаживает ее. Какой из них вы предпочтете? Большинство студентов выбирали препарат, который, как предполагалось, затруднит процесс мышления и, таким образом, предоставит в их распоряжение очень удобное оправдание в случае неудачных ответов.

Исследователи документально подтвердили и другие способы, прибегнув к которым люди сами создают себе препятствия. Боясь неудачи, человек может:

- Ослаблять свою подготовку к важным соревнованиям в индивидуальных видах спорта (Rhodewalt & others, 1984).

- Давать преимущество своим соперникам (Shepperd & Arkin, 1991). - Жаловаться на депрессию (Baumgardner, 1991).

- Не лучшим образом начать выполнение какого-нибудь дела, с тем чтобы не давать повода для неоправданных надежд (Baumgardner & Brownlee, 1987).

- Не выкладываться полностью, если дело вплотную не затрагивает личные интересы (Hormuth, 1986; Pyszcsynski & Greenberg, 1983; Riggs, 1992; Turner & Pratkanis, 1993).

После проигрыша более молодым соперницам знаменитая теннисистка Мартина Навратилова призналась: «[Я] опасалась играть в полную силу... Я боялась обнаружить, что они могут победить меня, когда я играю в полную силу, поскольку если они действительно могут это сделать, то для меня это означает конец» (Frankel & Snyder, 1987).

Почему возникает пристрастие к «игре в свою пользу»?

Пристрастие к «игре в свою пользу» можно объяснить тремя способами: как попытку представить себя в лучшем свете, как побочный продукт процесса обработки информации и как действия, мотивированные нашим желанием сохранить или повысить самооценку.

Самопрезентация

Самопрезентация имеет отношение к стремлению создать свой желаемый образ как у внешней аудитории (у окружающих), так и у внутренней (у себя самого). Мы учимся управлять впечатлениями, которые производим. Мы оправдываем или одобряем свои действия, а в случае необходимости прощаем себе промахи, чтобы тем самым сохранить самоуважение (Schlenker & Weigold, 1992).

По словам исследователей самопрезентации, не стоит удивляться тому, что люди создают себе препятствия — на тот случай, если они будут выглядеть не лучшим образом (Arkin & Baumgardner, 1985). Не стоит удивляться и тому, что при этом они иногда даже рискуют здоровьем: подставляют кожу воздействию радиации, что приводит к морщинам и раку; перестают есть; не пользуются презервативами; подстрекаемые приятелями начинают пить и принимать наркотики (Leary & others, 1994). Нет ничего удивительного и в том, что люди проявляют больше скромности, когда их самообольщению может прийти конец — возможно, не без помощи специалистов, которые тщательно изучат их самооценки (Arkin & others, 1980; Riess & others, 1981; Weary & others, 1982). Профессор Смитт, несомненно, будет менее уверена в значимости своей работы, когда будет представлять ее не студентам, а коллегам по профессии.

Преподносить себя так, чтобы создать желаемое впечатление, — дело очень тонкое. Люди хотят, чтобы их воспринимали способными и в то же время честными и скромными (Carlston & Shovar, 1983). Скромность создает хорошее впечатление, а явное хвастовство — отталкивающее (Forsyth & others, 1981; Holtgraves & Srull, 1989; Schlenker & Leary, 1982). Вот вам феномен ложной скромности: зачастую мы демонстрируем более низкую самооценку, чем имеем (Miller & Schlenker, 1985). Но когда очевидно, что мы сделали нечто хорошее, ложная скромность («Ну, я действительно не оплошал, но дело-то было несерьезное») может выглядеть отталкивающе притворной. Чтобы произвести в обществе нужное впечатление — скромного, но компетентного — необходим определенный навык.