Смекни!
smekni.com

Павловский парк (стр. 3 из 5)

Как ни замечательны эти пруды, но в архитектурном отношении гораздо важнее открытые места парка. К ним прежде всего относятся "Парадное место" и окрестности "Белой березы". Первый участок сооружен на прежнем лугу, служившем для парадов и разводов, а "Белая береза" - на широкой болотистой равнине. Последний участок является образцом простоты и непревзойденного совершенства в построении пейзажей. Гонзаго всего только в центре поляны посадил круг белых берез и провел к нему 6 радиальных аллей.

Круг белых берёз в долине

Промежутки между последними около центра заполнил рощами, а вдоль дорог разместил отдельные деревья. Эти деревья на свободе великолепно разрослись. В промежутках между ними разбросаны рощицы сосен, обсаженные по бокам рябиной и березами и окопанные канавами, и отдельные сосны и березы. Все распределено с таким расчетом, чтобы прогуливающиеся по дорогам или по Английской аллее, обходящей всю эту часть парка, каждый момент видел все новые и новые перспективы. Наконец, в самом дальнем углу парка Гонзаго не сделал вовсе дорожек и расположил группы так, чтобы с одной из точек перспектива казалась бесконечной. Это - так называемое "самое красивое место парка" - хотя вид несколько испорчен дачами, выросшими на окраине парка. Таким образом, Гонзаго создал то, о чем мечтал, но не мог выполнить Кармонтель, т.е. превратил Павловский парк в непрерывный ряд пейзажей и устроил как бы постоянную смену превосходных декораций, где красота природы дополнили красоту творческого гения.

Самое красивое место

Пруды

Местность на левом берегу Славянки покрыта густыми рощами. Часть более далекая устроена в виде звезды радиальных аллей, сходящихся у "Музыкального зала". Недалеко от зала начинается сеть Круглозальных и Краснодолинных прудов, которые сначала лежат среди чащ и в глубоких оврагах вдали от дорожек, а дальше расположены в рощах, которые красиво отражаются в темной воде.

Красота Павловских прудов

Часть прудов лежит в глубоких берегах, заросших соснами, и благодаря этому производит впечатление зеленых ущелий; другие пруды полноводны и извиваются в густой еловой чаще. На одном из последних, обросшем у берегов ирисами, находится овальный Венерин остров с остатками трельяжа, построенного Гонзаго. Окрестности "Белой березы" - лучший образец, но и весь парк был пройден его рукой, и такие дивные пейзажи имеются и на Краснодолинных прудах, и в долине Славянки, и на "Парадном месте". Конечно, много деревьев засохло, иногда на полянах посажены ненужные лиственницы и кедры, а иногда вырублены великолепные разлегшиеся по земле ветлы, но картины, созданные гениальным мастером, еще целы и заслуживают самого внимательного отношения и изучения. Только что упомянутые Краснодолинные пруды начинаются у "Круглого зала", который был построен в конце царствования императора Павла в центре так называемой "Звезды", т.е. обширного краевого участка парка, лежащего на левом берегу Славянки.

Круглый зал

Место никогда не было разработано и оставалось в виде обширной сосновой рощи, прорезанной широкими дорогами, которые сходились к центральной площадке. Когда-то было предположено устроить круговую аллею с расширениями между каждыми двумя радиальными аллеями, но это не было выполнено, а проведение железной дороги отрезало большую часть рощи и сам Круглый зал от главных частей парка. С тех пор рощи местами запущены, местами заняты вокзальными постройками, и за последнее время там допускается возведение частных дач. Сохранились лишь главные аллеи, которые до сих пор носят затейливые названия: "Красное солнце", "Молодой жених" и т.п. Размеры их приняты удачно, но это имеет значение лишь для той, которая от Круглого зала ведет к Старому шале. Сам Круглый зал получил свое название от круглой площадки, по форме же он продолговатый и выполнен в очень сдержанном палладианском стиле. Строитель его, Бренна, оказался в данном случае хорошим учеником Камерона. По мере приближения к Славянке и Краснодолинным прудам упомянутые рощи разрежаются и обрываются у широкой просеки. Пруды левого берега Славянки состоят из трех рядов. Первый назначен для питания трех каскадов: Аполлонова, Большого и того, что находится рядом с Сиреневой аллеей.

Руинный каскад в Павловске

На деле из трех каскадов действует лишь последний, и слегка струится Большой каскад. Для картины парка каскад у Сиреневой аллеи (т.е. у Висконтиева моста) не имеет никакого значения, а был устроен только для того, чтобы лежащий выше него пруд не переполнялся водой. Приходится лишь пожалеть, что неумение заставило запустить Аполлонов каскад, который должен питаться водой из первого пруда, расположенного выше Николаевских (Чугунных) ворот. Этот пруд не имеет отношения к парку, равно как и первая часть следующего, расположенного около вокзальных построек. Наоборот, за вокзалом разлив Вокзального пруда и высокие ели на берегу его довольно красивы, последний пруд из этого ряда снова не имеет значения для парка. Местность между этими прудами и откосом Славянки разработана Гонзаго очень внимательно. Убрана красивыми группами деревьев, отдельными липами, дубами и елями, но, к сожалению, испорчена будками магазинов, кинематографов и т.п. К счастью, крайние группы довольно густы, а с дорожки, идущей по краю откоса, открываются виды на дворец, на Большую каменную лестницу и Храм Дружбы. Эта часть парка обрывается садиком Старого шале, очень милой постройки Камерона, задуманной, очевидно, в виде состязания с хижинами Шантийи. В отличие от последних, затейлив сам план, состоящий из трех круглых помещений. Среднее из них роскошно убрано зеркалами, росписью и мозаичным полом. Прежде вокруг шале был плодовый сад, грядки и птичий двор, крытый перголой, а теперь оно мало вяжется с широким соседним газоном. Участок, следующий за шале, малоинтересен, и к тому же главная аллея - Ботаническая - скучна своей прямизной, но зато очень красивы виды, открывающиеся от балюстрады Большого каскада на Храм Дружбы и Круглый пруд. Особенно хороша дорожка, сбегающая к Славянке мимо одинокого жертвенника и густых еловых рощиц.

Вид на Пиль-башню

Дальше, с откоса, открываются виды на Висконтиев мост, памятник Александре Павловне и далее до Пиль-башни, а около того места, где Ботаническая аллея пересекается с уже упомянутым каскадом, открывается вид через широкую просеку с отдельными великолепно разросшимися березами и соснами на дальние купола Царского Села.

Остальные рощи вблизи левого берега по разбивке не представляют ничего особенно интересного, если не считать широкой просеки, открывающей вид на Елизаветинский павильон, но там очень красивы высокоствольные сосны и все отроги рощ, спускающихся к Славянке. Второй ряд прудов начинается в глубине только что описанных рощ.

Один из неповторимых прудов В Павловске

Первый полноводный, заросший тиной пруд окружен густым еловым лесом, а около второго чащи разрежены, имеются луга, группы деревьев и отдельные деревья. Весьма важно, что к этому пруду приходится подходить или из густых рощ, или с широкого луга. На его овальном Венерином острове находится уже упомянутый храм Амура. Рядом лежат Краснодолинные пруды, но, в отличие от двух только что упомянутых, Краснодолинные лежат глубоко в берегах, и откосы этих берегов обсажены высоким лесом. В эти пруды переливаются воды того, на котором находится остров Любви, а воды всех прудов в конце концов каскадом падают в Славянку.

Парадная часть

Перед тройной липовой аллеей, ведущей от дворца, раскинуто так называемое "Парадное место", устроенное после смерти императора Павла. При императоре оно было отделено от аллеи решеткой и занято широкой песчаной площадкой, от которой по лугу расходились радиусами аллеи.

Тройная липовая аллея

На площадке стояла колонна, посвященная памяти мученика (Людовика XVI), а на лугу происходили "возжения костров" по мальтийскому ритуалу накануне Иванова дня. После смерти императора колонна была перенесена, вероятно, в "Новую Сильвию", площадка сравнена с лугом и постепенно покрыта рощами. Почти несомненно, что в последнем устройстве принимал участие Гонзаго. Так удачно размещены группы деревьев и рассчитан удивительный вид от Розовопавильонного пруда на аллею и дворец.

Главный дворец в обрамлении прудов

Устроитель парка в данном случае подметил эффект перспективы, получающийся, благодаря едва заметной разности в высотах "Почетного двора", конца Липовой аллеи и берегов пруда. Розовопавильонный пруд играет очень большую роль в этом пейзаже. Он устроен запрудой ручья, бывшего когда-то границей парка. Еще в то время за ним был ряд дач, построенных Воронихиным. Он как раз напротив дворца поставил малый Константиновский дворец, перенесенный из Царского Села и не очень интересный по архитектуре, вверх по течению две дачи, принадлежащие частным лицам, а ниже - дачу князя Багратиона и дачу княгини Голицыной, переделанную впоследствии в павильон Мира, давно уже бесследно исчезнувший. Переделка прудов состояла в том, что запрудами понемногу увеличивали их поверхность и, главное, расширили залив, лежащий на "Парадном месте". Посредине этого пруда был устроен большой остров кн. Ливен, на котором в 1814-1815 гг. был поставлен Храм Любви - арка в память бракосочетания великой княгини Анны Павловны с принцем Оранским. Следующий пруд красиво изогнут и обсажен пирамидальными елями, которые вообще очень красивы в Павловске, но главным украшением является Розовый павильон, бывшая дача князя Багратиона. Эта скромная постройка является одним из лучших украшений парка, несмотря на весьма скромные размеры и материал. Если Камерон в Большом дворце развил тип палладиевой ротонды, откинув её портики, то Воронихин в Розовом павильоне чрезвычайно упростил тот же тип. Он уничтожил антресольный и цокольный этажи, положил купол на четверик с большими полукруглыми окнами, прорезал в стенах широкие окна, а от портиков оставил всего лишь по 2 крайние колонны. Получилась очень скромная, уютная и грациозная постройка, очень подходящая к еловому пейзажу. Прежде она была окружена розовыми кустами, в августе 1814 г. к ней для празднеств за две недели был пристроен большой зал, окруженный балконом, с которого царская фамилия любовалась спектаклем, разыгранным со всех четырех сторон постройки. Для этих-то празднеств в глубине луга, лежащего по направлению к "Белой березе", Гонзаго написал свою знаменитую колоссальную декорацию с изображением русской деревни. Теперь там построены два домика в ложнорусском стиле. Наоборот, Розовый павильон со стороны "Белой березы" почти невидим, и, вероятно, нарочно окружен выстриженной зеленью. Пруд, следующий за Розовопавильонным, отделяет "Старую Сильвию" от "Новой" и не так поэтичен. Он переливается в Славянку по зеленому ущелью. В отличие от английских и особенно французских пейзажных парков, в Павловске нет и следов грусти.