Смекни!
smekni.com

Павловский парк (стр. 4 из 5)

Памятник супругу-благодетелю

Даже немногие группы елей служат для эффектов декорации, а траурный храм "Супругу-благодетелю" густой чащей отрезан от всего парка. Высокоствольные сосны образуют рощи, мощные дубы рассеяны по лужайкам. Все рассчитано на радость и ликование. Под зимним убором окрестности "Белой березы" сохраняют глубину перспектив и красоту древесных групп и, пожалуй, еще красивее, чем летом. Рассмотрев все главные участки парка, легко заметить, что в Павловске не придерживались никаких определенных теорий. Хотя пейзажный характер выдержан там далеко не везде, парк, тем не менее, является лучшим из пейзажных, потому что идеал пейзажного парка - это возможное разнообразие картин, причем архитектурная разбивка является одним из элементов разнообразия. Эти архитектурные части являются естественным переходом от построек к парку. В пейзажном отношении неудачна часть, лежащая за Круглым залом, но, может быть, оттого, что эта часть совершенно запущена. Густые рощи, лежащие за "Белой березой", наоборот, необходимы для картины парка, так как только благодаря им достигнута перспектива "Самого красивого места", кажущаяся бесконечной.

Перспектива самого красивого места

Типы парков

Пейзажи парка явным образом распадаются на 2 типа. От крепости до Пиль-башни, т.е. в части, устроенной Камероном, красота достигается выделением холмов, размещением отдельных деревьев и монументов. Рощи служат для разделения картин. Наоборот, "Парадное место" и "Белая береза" украшены довольно значительными рощами. На первом участке, лежащем ближе к дворцу, эти рощи состоят из лип, а вокруг "Белой березы" - из сосен, берез и рябины. Монументы, сооруженные Камероном, отличаются очень большими размерами и первым среди них является дворец, составляющий главное пятно картин от Крепости до Горбатого мостика. Для остальной части парка главным украшением сделан Храм Дружбы - сооружение, не менее значительное по эффекту, чем дворец. Дополнительными украшениями были в верхней части Обелиск, а в нижней - Большой каскад. Украшение Верхнего (Мариентальского) пруда трельяжами и лестницей сделано, вероятно, уже в царствование императора Павла одновременно с увеличением пруда. Хотя прием этот и не пейзажный, но является весьма эффектным дополнением пейзажа. К тому же лестница имеет практическое значение как спуск от дворца к пруду, где находилась флотилия. Павильон Трех Граций рассчитан, главным образом, на вид от Трельяжа и пруда и является бельведером ("Миловидом") на этот пруд.

Павильон Трёх Граций

Отделка рощ имеет три типа: рощи с прямыми или изломанными дорожками, липовые рощи с извитыми дорожками и лесные заросли. Последние размещены там, где нужно отделить одну часть от другой, например Краснодолинные пруды от долины Славянки, "Белую березу" от "Самого красивого места". Липовые рощи, скорее всего, следует рассматривать как остаток первых, еще не вполне уверенных приемов Камерона, хотя бы во всем участке от Молочни до памятника "Любезным родителям". Третий тип рощ раскинут вокруг Круглого зала, в "Сильвиях", "Старой и "Новой". Радиальная разбивка сама по себе, конечно, не имеет значительного интереса, но в "Старой Сильвии" интересно различие аллей по длине, а следовательно, и различие художественного впечатления.

Аллея старой Сильвии

Очень интересна краевая аллея, на которой стоят статуи Ниобид, дающие красивую перспективу. "Новая Сильвия" является вполне самостоятельным и чрезвычайно удачным замыслом. Она, как уже упомянуто, состоит из прямых аллей, расположенных почти параллельно и то образующих широкие площадки, то сливающихся в одну на насыпях, перекинутых через довольно глубокие овраги. Этими, в сущности очень незатейливыми, приемами достигнуто чрезвычайное разнообразие впечатлений при прогулках и невозможность запомнить все изломы дорожек. Заметим, что и в "Сильвиях", и по дороге к Елизаветинскому павильону использована красота высокоствольных северных сосен, на что почти не обращено внимания в других северных парках. Участок, окружающий памятник "Супругу-благодетелю", благодаря своей заросли и одинокой дорожке и окружающему валу, является совершенно отрезанным из остального парка. Приходится удивляться, как удачно взяты размеры участка, а дорожка начата от "Новой Сильвии" так, что этот вход сложно найти, а постройку трудно заметить, потому что она лишь слегка видна сквозь просеку, направленную далеко от входа.

Пруды парка делятся на полноводные и относительно широкие и продолговатые, лежащие в глубоких берегах. К первым принадлежат лежащий перед дворцами рассчитанный на отражение этого здания, Аполлонова каскада и Бани Круглый пруд; рассчитанный на эффект Большого каскада и перешейка, отделяющего пруд от Славянки, Розовопавильонный пруд и Венерин, где находится храм Амура.

Круглый пруд

Отметим еще очень поэтичный пруд около Круглого зала, хотя устроители и не рассчитывали ввести его в картины парка. Краснодолинные пруды рассчитаны на обрывистые берега, и этот мотив, очень редкий в парках, применен очень красиво. Особенно красиво то, что к воде спускаются сосны и ели, обладающие ясно выраженным контуром. Сама Славянка там, где не устроено прудов, свободно извивается в плоских берегах, как это и подобает северной русской реке. В обработке ее долины особенно замечательны группы густых елей, как бы сбегающих к реке с откоса. О характере построек и монументов было уже указано при разборе парка. Отметим, что все они, по крайней мере в свое время, имели практическое значение и все очень просты и логичны по замыслу. Исключением являются только Елизаветинский павильон (надстроенный и перестроенный впоследствии) и Новое шале (дважды сгоревшее). Уже упомянуто про Большой дворец, но не сказано про Галерею Гонзаго, колонны которой и прозрачные колоннады фресок дают поразительное сочетание с рядами стриженых лип. Из специально садовых построек нужно отметить про трельяжи, которые сохранились в большем объеме, чем где-нибудь, хотя с главного (над лестницей к Мариентальскому пруду) снята крыша и исчез уже театр, обшитый трельяжем, но зато цел прелестный, но и очень скромный Воздушный театр, составленный из зеленых решеток и стриженой акации. Это наискромнейший, но, может быть, и самый очаровательный образец редкого теперь типа театральных сооружений. Трельяжные сооружения, Хмелевая беседка, Турецкая беседка и храм Амура построены совсем иначе, чем делались они на Западе, так как строение их очень сквозное и рассчитано не только на сплошной покров зелени, но и красоту самой архитектуры.

Заключение

Павловский парк - одна из жемчужин мирового ландшафтного искусства, созданная архитекторами Ч. Камероном, В. Бренна и художником П. Гонзаго. Их сотворчество принесло непревзойденные по эстетическому уровню результаты. Каждый из семи основных районов парка (Придворцовый, Большая звезда, Старая Сильвия и Новая Сильвия, Долина реки Славянки, Долина прудов, Белая береза) отмечен поэтичностью, в которой красота северной русской природы слита с утонченным мастерством художников.