Смекни!
smekni.com

Множественность преступлений (стр. 2 из 8)

При такой трактовке сущности судимости легко понять, почему множественность преступлений связывается с наличием её у лица за предшествующее преступление. Коль скоро наличие судимости означает, что лицо ранее уже совершило одно или несколько преступлений, представляет общественную опасность, в связи с чем взято под общественный и государственный контроль, предупреждено о недопустимости совершения новых преступлений под угрозой наступления неблагоприятных уголовно-правовых последствий и всё же решается на совершение нового преступления, то это указывает на нежелание его встать на путь исправления, уклонение от контроля, повышенную его общественную опасность. Сказанное даёт основание рассматривать содеянное при указанных обстоятельствах как множественность преступлений и применить к виновному более строгое наказание.

Множественность преступлений, как правило. является показателем повышенной общественной опасности личности виновного. Поэтому он рассматривается как основание для усиления наказания. А поскольку совершивший преступление после погашения или снятия судимости не представляет повышенной общественной опасности по сравнению с лицом, учинившим такое же деяние впервые, то отсутствуют и основания к усилению наказания виновному.

Поэтому погашение или снятие судимости в уголовном праве признаётся обстоятельством, исключающем множественность преступлений.

Этой же точки зрения придерживается Пленум Верховного Суда России. В постановлении от 29 июня 1990 г. «О практике применения судами общих начал назначения наказания» Пленум разъяснил, что «совершение преступления лицом, ранее совершившим какое- либо преступление, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность, если в отношении первого преступления снята или погашена судимость»[1] .

Порядок погашения и снятия судимости регулируется ст.55 УК России. Погашение или снятие судимости означает, что уголовно-правовые последствия предшествующего преступления аннулированы и оно не может учитываться в качестве составного элемента множественности преступлений.

По действующему законодательству лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности либо от наказания актами об амнистии и помиловании. В таких случаях юридические последствия совершённого преступления аннулируются до истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности и срока давности исполнения обвинительного приговора. Поэтому преступление, правовые последствия которого аннулированы актом амнистии или помилования, не может рассматриваться в качестве составной части множественности преступлений. Следовательно, освобождение лица от уголовной ответственности по амнистии и помилованию хотя бы по одному из двух совершенных деяний является обстоятельством, исключающем множественность преступлений.

Уголовное законодательство предусматривает возможность освобождения лица от уголовной ответственности, если оно может быть исправлено без применения уголовного наказания, по основаниям, предусмотренным ст.ст. 10, 50, 51, ч.2 ст.56, ч.3 ст.170, ч.2 ст. 222 УК России[2].

Отсутствие процессуальных препятствий для уголовного преследования также является общим существенным признаком множественности преступлений. Перечень процессуальных оснований дан в законе (ст.6 УПК России).

В соответствии с указанными признаками множественность преступлений можно определить как совершение лицом двух и более преступлений, если по ним не погашены юридические последствия и нет процессуальных препятствий к уголовному преследованию.

ГЛАВА II
ФОРМЫ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Множественность преступлений как социально-правовое явление не может существовать без определенной формы - фактических границ, в которых заключено и функционирует содержание любого понятия. Форма явления зависит от взаимодействия его элементов в пространстве и во времени.

Изложенные положения являются исходной посылкой для классифи­кации форм множественности преступлений. Содержание ее составляет совокупность двух или более единичных преступлений, совершенных одним лицом. Процесс образования такой совокупности в единое соци­ально-правовое явление оказывается различным, в связи с чем множест­венность преступлений выступает в нескольких формах.

В теории уголовного права вопрос о формах множественности пре­ступлений - один из наиболее дискуссионных. Можно выделить не­сколько основных позиций. Одни авторы к формам множественности предлагают отнести совокупность (идеальную и реальную), неоднократ­ность, повторность и рецидив.[3] Другие полагают, что можно выделить лишь две формы множественности: повторность и совокупность престу­плений.[4] Третья группа авторов под множественностью понимает по­вторность и идеальную совокупность преступлений.[5] Четвертая предла­гает различать две формы множественности: повторение и рецидив пре­ступлений .[6]

Каждый из указанных подходов по-своему отражает присущие этому явлению (множественности преступлений) особенности. Важно лишь правильно определить целевую направленность таких подходов, сферу их практического применения и согласованность с действующим уго­ловным законом.

На основе философских положений о соотношении содержания и формы социальных явлений, структуры общественно опасных и проти­воправных деяний и норм уголовного закона можно выделить три фор­мы множественности: неоднократность преступлений; совокупность преступлений; рецидив преступлений. Они существенно различаются между собой по характеру и степени общественной опасности преступ­лений, образующих множественность, а также по юридическим призна­кам и особым правовым последствиям, предусмотренным уголовным законом.

1.Неоднократность.

Неоднократность преступлений. В соответствии с ч. 1 ст. 16 УК не­однократностью признается совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной и той же статьей или частью статьи УК. Со­вершение двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями УК, может признаваться неоднократным лишь в случаях, спе­циально предусмотренных соответствующими статьями Особенной час­ти УК.

Обязательным признаком неоднократности является последователь­ное, разновременное совершение лицом двух или более преступлений. Разрыв во времени может быть непродолжительным, но во всех случаях таким, чтобы имелась возможность отличить одно преступление от дру­гого. С другой стороны, такой промежуток времени не может быть на­столько длительным, что предыдущее преступление утрачивает свое уголовно-правовое значение. Именно поэтому ч. 2 ст. 16 УК устанавли­вает, что неоднократность отсутствует, если за ранее совершенное пре­ступление лицо было в установленном законом порядке освобождено от уголовной ответственности либо судимость за него была погашена или снята.

Как правило (и об этом уже упоминалось), неоднократность предпо­лагает совершение нескольких тождественных преступлений. Например, п. "б" ч. 2 ст. 206 УК предусматривает ответственность за захват за­ложника, совершенный неоднократно, т.е. по п. "б" ч. 2 ст. 206 УК действия будут квалифицироваться лишь в том случае, когда лицо со­вершает два или более захвата заложника. Аналогичные случаи преду­смотрены УК РФ и в ряде других статей (например, п. "н" ч. 2 ст. 105, п. "б" ч. 2 ст. 126, ч. 2 ст. 187 УК).

В некоторых случаях, специально предусмотренных в Особенной части УК, неоднократность образует совершение двух или более одно родных преступлении. Например, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, предусмотренное ч. 1 ст. 111 УК, и совершение такого же деяния при наличии отягчающих обстоятельств (ч. 2 ст. 111 УК) об­разуют неоднократность однородных преступлений, предусмотренную п. "в" ч. 3 ст. 111 УК. Такие же случаи предусмотрены в ч. 3 ст. 151, ч. 3 ст. 188, ч. 3 ст. 226, ч. 4 ст. 290 УК.

В ряде случаев неоднократность образует совершение двух или бо­лее разнородных преступлений. Например, с соответствии с п. 3 приме­чания к ст. 158 УК неоднократным в ст. 158-166 признается посяга­тельство, если ему предшествовало совершение одного или более пре­ступлений, предусмотренных этими статьями, а также ст. 209, 221, 226 и 229 УК. Так, по п. "б" ч. 2 ст. 161 УК квалифицируется грабеж чу­жого имущества, совершенный неоднократно. В точном соответствии с указанным примечанием УК грабеж признается неоднократным, если ему предшествовало любое другое хищение (кража, мошенничество, разбой и т.д.) или вымогательство, а также преступления, предусмот­ренные ст. 209, 221, 226 и 229 УК. Аналогично вопрос о неоднократно­сти разнородных преступлений решается и в соответствии с примечани­ем к ст. 221, в п. "а" ч. 2 ст. 131, в п. "а" ч. 2 ст. 132 УК.

В ряде статей Особенной части УК в качестве квалифицирующего признака указывается на преступления, совершенные неоднократно (ст. 105, 111, 112, 126, 127, 131, 132 и др.). Применительно к таким случаям в ч. 3 ст. 16 указано, что когда неоднократность преступлений преду­смотрена в УК в качестве обстоятельства, влекущего за собой более строгое наказание, совершенные лицом преступления квалифицируются по соответствующей части статьи УК, предусматривающей наказание за неоднократность преступлений (например, за вымогательство - по п. "б" ч. 2 ст. 163, за коммерческий подкуп - по ч. 2 ст. 204).