Смекни!
smekni.com

Бытие и Закон. ОнтоТопоЛогия (стр. 3 из 4)

Вспомним знаменитое высказывание А.Эйнштейна: «Бог не играет в кости». Оно говорит нам лишь о том, что Эйнштейн в построении целостной физической картины Мира также пытался разгадать «промыслительные действия Бога до Акта Творения».

Что же это за «промысел Бога», разгадать которые все время пытаются философы и физики? Большинство из них приходят к убеждению, что сам «промысел Бога» - это ничто иное как определенный метафизический «единый план», в основе построения которого должно «лежать», как и утверждал Гегель, только одно «понятие».

Что это за «понятие»? Это предельно общее «понятие» - Закон.

Но почему же Закон так и не стал твердым и единым основанием, несмотря на то, что наука и философия только тем и занимаются, что ищут и устанавливают различные законы

. Дело в том, что философия «вгоняла» Закон в «вербальное понятие», физика же «дробила» Закон на частные «законы» и «законики» и «вгоняла» их в формулы («угадывание уравнений»). А что такое «формула»? Это всего лишь «вырезка из Бытия». Но чтобы познать Мир как Целое необходима не «наука формул и формализаций», а «Наука Форм». Для этого же надо дать Закону его Законное Место или по Канту – определить «трансцендентальное место понятия». И оно не должно быть «чрезмерным». Но «определить трансцендентальтное место понятия» и соблюсти «меру» - это значит по новому взглянуть на само «пространство», «схватить» его априорные формы, т.е. его априорную структуру. Как отмечает Г.Гутнер «Синтетический акт есть, в конечном счете, установление точки... Событие, состоящее в схватывании структуры, означает понимание». «Схватывание первоструктуры» проведем на основе кантовской идеи понятийно-фигурного синтеза, понимаемого как «присоединение различных представлений друг к другу и понимание их многообразия в едином акте познания». При этом обратим особое внимание на высказывание Г.Вейля в его работе «Математический способ мышления»: «Два разных способа понимания стали в наши дни особенно всепроникающими и плодотворными - это топология и абстрактная алгебра». Т.к., у "чисел" два "лика" - "алгебраическрое" и "топологическое", то понятие "число" - вынесем "за скобки". Отсюда исчезает необходимость в каких либо "а-рифметических" операциях. Под "топологией" мы будем понимать и как "analysissitus" и как "topoi Закона".

Весь 20-й век физики «конструировали» различные модели пространства-времени, начиная от 4-х мерного «гадкого утенка» Минковского, затем 5-мерного «чуда» Калуцы, далее 6-7-8 -и, 10-11-ти и даже «сколь-хочешь-мерного» пространства. Но все попытки непротиворечиво «втиснуть» всю накопленную информацию о Мире и Человеке в такие «мерности» не увенчались успехом. Особенно тяжело складывалось с понятием «время», его бытийными модусами: «прошлое», «настоящее», «будущее». Совершенно понятно, что модель «человекомерной Вселенной» не может быть построена без включения в нее этих трех модусов времени, ибо «обыденное» сознание отбросит такую «модель» как неполную.

II. Топология Бытия.

Исходим из поставленной цели - добраться «извилистой тропой к солнечным вершинам тривиальности» и будем понимать «геометризованный» Закон (Логос), с одной стороны, как предельно - устойчивое основание, с другой - как «объемлющее». Это метаматематический (метагеометрический) конструкт, в котором минимумы и максимумы (по пути), должны совпасть.

Как мы ранее отметили, в Древнем Египте Закон (а также Бог и Древо Жизни-изначально женский знак) обозначался в виде равностороннего треугольника вершиной направленной вверх. В основе его построения лежит движение мысли("онтология ума") по прямой линии, волне и по кругу. Причем, треугольник должен быть обязательно равносторонним, ибо именно в равносторонности глубинно заложена идея равноправия, справедливости, соразмерности или симметрии.

Американский физик E.Вигнер отметил, что принцип симметрии (геометрической, динамической, структурной) относится к «законам природы» так же, как «законы природы» относятся к явлениям, т.е. симметрия «управляет» «законами природы», а «законы природы» в свою очередь «управляют» явлениями. Он разделил развитие физики на три периода: открытие эмпирических законов (до И.Ньютона), формулировка основных уравнений физики (Ньютон, Максвелл) и открытие принципа симметрии (физика XX века). Но действительно ли это так?. Ведь принцип симметрии есть ничто иное как древний принцип гармонии Мира или позднее, уже в Новое время, лейбницевский «принцип предустановленной гармонии». Итак, назовем «принцип симметрии» тем, чем он и является в реальности, а именно, Первопринципом («фундаментальным принципом», «супер-принципом» по E.Вигнеру) или Законом Справедливости – «Законом законов», который выполняет следующие функции: устанавливающие, (конституирующие, фундаментальные), организующие (через «первоорганизующие» знаки), ограничительные («табу», «запрет»), унифицирующие (отождествляющие), координирующие (различия), направляющие (выбор пути, «смысла»).

На основании Традиции формулируем Аксиому Первоначала: «В Начале Был Закон («Божий», «Жизни», «Развития», «Космической эволюции», «Самоорганизации», «Любви», «Справедливости», «Гармонии», «Вечности», «Симметрии», «Формы», «иерархических компенсаций», «необходимого разнообразия», «энергетической экстремальности»… - «Логос», «Номос», «Канон», «Канун», «Дао», "Метазакон"...)…»… Сравните с современной «физической»: «Вначале был большой взрыв…»

Платон, когда он на основе равностороннего треугольника («небесный треугольник»), а его он определял как «меру чувственных вещей», пытался построить свои Идею и положить ее в основание Мира, смог «геометризовать» только «стихии» античного мира: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Построить же целостный образ того, «что не меняется в превращениях» - гармонической структуры объемной музыкальной космической души, Платон так и не смог. Очевидно, что античное мышление еще было не в состоянии «геометризовать» непротиворечивым образом текучесть и устойчивость Бытия, сконструировать символ «единой идеи» из «круга тождественного» и «круга иного». Одна из причин – пифагорейский числовой синдром, которому был подвержен и Платон…

Для Аристотеля треугольник являлся «репрезентантом вещи вообще». На его основе построена вся его силлогистика и «формальная» логика. Но достаточно ли «формальна» она была? Развитие философии и науки показало, что нет.

Понятие «меры» как «репрезентанта» развивается в логике Гегеля. «Мера» у него выступает как средство сопоставления любых предметов, ибо она представляет (репрезентирует) их абстрактную общность и выражает качественное количество, фиксирующее своеобразие предмета. Таким образом «мера» как единство качества и количества выполняет у Гегеля роль звена, соединяющего категории непосредственного бытия с категориями, характеризующими сферу сущности. Но Гегель не развил идею платоновского «треугольника» как геометрического образа «меры». «Современный философский словарь» приближает нас к этому «образно-понятийному» определению «меры»: «рамка»…, «в которой вещь или система остаются в единстве своего качества и количества, т.е. сама собой».

Назовем равносторонний треугольник («небесный треугольник», «абсолютный топос») из трех векторов, выражающий «схему умозаключения» как «элементарного акта мысли» - Квантом Мыследействия (Квалитативный Квант, Формо-Квант, Квант-Первоорганизующий, Квант-Прототектон) или «дельта» – ∆ - понимаемого как символ «поля меры», «предельного поля действий-состояний», «предельного поля фундаментальных состояний материи», «поля экзистенциал-экстремумов» или «протоматрицей». Одно из значений греческого слова matrix – «матка», «источник». Вершины треугольника «дельты» – это точки-места (гр .topoi) совпадения максимума и минимума фундаментальных состояний материи: («гнозис-места: γνω-topoi», «эон-места, aion-topoi», «трансцендентальные топосы абсолютных форм существования», «фундаментальные экстремумы», «экзистенциал–экстремумы», «узлы изменения субстрата» «фундаментальные квазистатические равновесия»), симметричных относительно порождающего Центра («Источника фундаментальных состояний», «абсолютной сингулярности»). Стороны «дельты» – отношения «трансцендентальных топосов» фундаментальных состояний материи или репрезентанты трех «констант Универсума».

Как известно, треугольник имеет три инварианта – три «трансцендентальные фигуры». Каждый инвариант – «трансцендентальная фигура» является одновременно эйдосом (предельный образ), гнозисом (сумма предельных переходов), мерой(качественное количество), матрицей(«рамка»-предел процесса), законом(устойчивость процесса, «фундаментальный цикл», «предельный путь», «связь фундаментальных состояний»).

Первый Инвариант - это Эйдос, Мера и Закон первой «абсолютной формы существования», пространства линейных состояний материи(«непрерывное», «континуальное», «бесчастичное состояние»), пространства открытого многообразия, пространства чистой потенциальности («мировой эфир», «пустота», «абсолютное ничто», «абсолютный покой», «физический вакуум», «квантовый вакуум», «инвариантный покой», «планкеонный эфир», «метрическое поле», «скалярное поле»,), пространства Абсолютного Смысла(Пути). Его «трансцендентальная схема» как «мера in concreto» - «декартов ящик», «абсолютное пространство Ньютона»», «калибровочный блок», «атом пустоты» Демокрита, «смысловой атом», «континуум-атом», «куб - решетка».