Смекни!
smekni.com

Был ли Маркс утопистом? (стр. 5 из 5)

Разве можно оспорить очевидный и вполне эмпирический факт господства денег и капитала в современной экономической действительности? Столь же невозможно оспорить и то, что люди, представляющие в обществе культуру в ее высших образцах, никогда не примирятся с властью над собой не только государства, но и денежного богатства. Но именно такую власть марксизм и сделал предметом своей критики (подобно тому, как либерализм подверг критике всевластие государства). И как либерализм означает не уничтожение государства, что является анархической утопией, а лишь его перевод в правовое пространство, так и марксизм (вопреки его первоначальной – радикальной и революционной – версии), будучи освобожден от всех еще содержавшихся в нем утопических элементов, требует не отмены денег и рыночного хозяйства, а всего лишь максимально возможного на данный момент расширения рамок индивидуальной свободы, находящейся “по ту сторону” экономической необходимости. И никакая это не утопия, а констатация того, что уже давно поставлено на повестку для развитием современной цивилизации.

Список литературы

Манхейм К.Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 167.

Там же. С. 168-169.

Там же. С. 209.

Там же. С. 219.

Там же.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 184.

Там же. С. 183.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 2. С. 206.

Там же. С. 221.

Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997. С. 150.

Там же. С. 153.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 449.