Смекни!
smekni.com

Сексуальная эмансипация женщин и проблема другого (стр. 2 из 3)

Сексуальная эмансипация женщин, будучи явлением многогранным, раскрепостила ее биологическую потенцию, способствовала эротической открытости, раскованности, в то же время оказалась не в состоянии разрешить экзистенциальную проблему любви, сферы, где наиболее пронзительно высвечивается гендерное своеобразие. Женщина остается для мужчины Другой - угрозой, воплощением крайней опасности, с ней по сути, можно объединиться только на мгновение. Любящий мужчина жаждет общаться с женщиной, обладать ею (или отдаться ей), но не отождествляет себя с нею, не мечтает стать такой как она, усвоить ее личные смыслы. В свою очередь, "женщины, хотя и борются за свое человеческое достоинство, воспринимают эротическую жизнь как рабство. Именно поэтому им кажется унизительным лежать под мужчиной, ощущать в себе его член, от этого они становятся фригидными" [12, 804]. Неужели тупик? Отнюдь. В общем плане понятно, что разорвать замкнутый круг, преодолеть отчуждение станет возможным тогда, когда индивид осознает Другого как свою собственную инаковость и когда на основе этого он попытается слиться с ним в единое целое. Решающее слово здесь за женщиной, которой предстоит поиск своей эротической идентичности. Каково же пространство для ее потенциального конструирования?

Крайнюю зависимость женщины от мужчины демонстрирует проституция. Здесь нет ничего тайного, не просматриваемого. Мужчина, пользующий проституток, старается освободить секс от морали, страсти и прокреативной цели. Он воспринимает женщину исключительно как объект и посему отдается релаксации, как правило, щедро и вызывающе. Мужчина наслаждается униженностью проститутки. Как отмечал в свое время де Сад: извращенца возбуждает не столько страдание жертвы, сколько сознание власти над ней.

Женщина в этих отношениях ярчайшим образом раскрывает свою амбивалентность. С одной стороны, проститутка не может отказаться удовлетворить самую изощренную прихоть любого клиента - худого или толстого, молодого или старого, садиста или мазохиста, сатириаста или импотента, с другой - индифферентность к объекту открывает перед ней возможность ускользать из-под его власти. Независимость достигается вопреки зависимости. Понятно, где отсутствует элементарная экспрессия, нужда в Другом - там господствует цинизм. "Почему никто никогда не раскаивался в развратных действиях?" - спрашивает героиня известного французского маркиза. И отвечает: "Потому что разврат очень быстро становится привычкой" [13, c. 21]. Добавлю от себя, тем самым как бы изолируется, хотя и тонким слоем, "свой мир". Отсюда высвечивается непродуктивность попыток интеллектуалов, жаждавших индивидуальными усилиями спасти "заблудших", женившись на них. Результат всегда один - разочарование, психологический дискомфорт7. Фигурально выражаясь, для того, кто побывал в аду, путь в рай закрыт.

Нелегко усвоить, что суть проституционных отношений вовсе не сводится к "купле-продаже", как нередко провозглашается специалистами, глубинное - это атмосфера непреодолимой личностной отчужденности. Ведь оплата сексуальной связи, не боюсь показаться оригиналом, в различных ипостасях играет для женщины по преимуществу компенсаторную роль, снимает комплекс неполноценности. Обосновывая свою гипотезу, обращусь к рассказу известной шотландской феминистки Лины Брайан. Щедро воспользуюсь текстом, так как он сам по себе доставляет истинное удовольствие. Повествование, замечу, ведется от имени потрясенного мужчины. Итак:

Впервые он встретил эту женщину на службе - в библиотеке.

"- Извините, - произнес голос, - я очень спешу. Не могли бы вы принять у меня книги...

- Я не работаю в абонементе. Сейчас позову мисс Педи...

И тут я увидел Эмили. Мой взгляд скользнул от ее девичьих грудей к лицу с холодными глазами и коротко подстриженными жирными волосами. Сердце сделало сальто-мортале, а то, что ниже пояса, затвердело...

- Привет, - сказала она. - Меня зовут Эмили.

- Стивен, - ответил я.

- Стивен, - повторила она. Красивое имя..." И без видимых колебаний назначила свидание. Встретились они несколько раз, а затем Стивен был приглашен Эмилией к себе домой. И вот он в гостях.

"Какое-то время я рассматривал книги. Все без исключения о финансах.

- Что ты там увидел, Стивен? - спросила Эмили. Ее тонкая рука обняла меня за плечи.

- Здесь и не пахнет романами, - ответил я.

- Или книгами о женских проблемах, - рассмеялась Эмили. - Я прагматик, меня интересует только то, что заставляет мир вертеться.

- Деньги, - произнес я.

- И секс. - Она взяла меня за руку и повела к предмету, завершавшему обстановку комнаты, - к своей кровати..."

Согласимся, речь и манера общения говорят за то, что перед нами типичная деловая, твердо стоящая на своих ногах эмансипированная женщина. И все же воздержимся, не будем спешить с выводами, продолжим повествование. "Эмили села на меня верхом и, опершись на руки и откинувшись назад так, что ее маленькие груди торчали, словно две порции желе, прояснила все, что должно было произойти.

- Сегодня - бесплатно, - заявила она. - Брать деньги в первый раз глупо. Ты больше не придешь. Если только ты не псих. А если псих, ты мне не нужен...

- Погоди, Эмили, - запротестовал я. Она приложила палец к моим губам и заставила меня замолчать.

- Не спорь, - сказала Эмили, - это хорошая сделка. Мое тело жаждало Эмили, и я начал встречаться с нею на регулярной основе: раз в неделю по двадцать фунтов".

Экстраординарность отношений стала угнетать юношу. Он попытался уточнить свой статус.

"Так, значит, Эмили, ты не проститутка? - спросил я по возможности небрежно. Она лежала на кровати и выглядела потрясающе: грудь полуобнажена, ноги прикрыты черным шелковым платком.

- Нет, - ответила Эмили своим хрипловатым голосом.

- Я твоя любовница.

- Но тогда почему ты берешь с меня деньги? - Эмили объяснила. Она сказала, что мужчины часто обижали ее. Они принимали любовь Эмили и использовали это чувство против нее же самой. И теперь она берет деньги. Деньги означают, что она контролирует ситуацию, а следовательно, означает, что она в безопасности..." Сказано без обиняков, дерзко. Этому вызову "мужскому" миру невольно проникаешься сочувствием и ждешь решительных, неизведанных шагов8.

"Той ночью, - вернусь к изложению, - мы впервые поссорились по-настоящему. Из разных концов спальни мы обменивались оскорблениями и упреками. Эмили сказала, что я типичный шовинист. Я ответил, что она типичная шлюха... Эмили хотела, чтобы я любил ее такой, какая она есть, я хотел бесплатного секса".

Как завершается интрига? На первый взгляд - банально. Мужчина в конце концов добивается вожделенного. "...Уже довольно давно Эмили не берет с меня денег... Эмили носит розовые ситцевые платья. Чтобы волосы не топорщились, повязывает их широкой шелковой лентой. Поговаривает о том, чтобы продать свое дело. Хочет, чтобы я был кормильцем семьи, а она сидела дома. Эмили считает, что нам надо жениться. Она хочет детей..."

На самом ли деле эксперимент пришел к логическому концу, конфликт исчерпан, достигнут консенсус, да еще на базе традиционного разделения деятельности: мужчине - публичное, женщине - приватное? Не совсем, душевный мир так и не наступил - "победителя" гложут сомнения: "Мне подумалось - может стоило оставить все как было, не добиваться перемен... Я в отчаянии" [15, c. 188-189]. Кто же в результате потерпел фиаско? Всмотримся повнимательнее. Женщина, разрешив (нет сомнения, на время) проблему неполноценности, безмятежно вписалась в рутинную повседневность; напротив, мужчина, которому вновь вверили "руль", - растерян: утрачены фундаментальные свойства мачизма. Не может не удивлять и другое: героиня затратила колоссальную энергию на то, чтобы вырваться из-под влияния патерналистских норм и принципов - стать автономной, а на поверку все усилия представляются напрасными - инаковость не восторжествовала. И тем не менее, косвенный эффект от всплеска девичьей энергии не назовешь нулевым: он подорвал миф о жесткой "женско-мужской" природной детерминированности. Нетрафаретность, больше - креативность женской приватной практики вольно или невольно заставила мужчину - несмотря на внутренний протест - усомниться в незыблемости накатанной веками культурной колеи.