Смекни!
smekni.com

Сексуальная эмансипация женщин и проблема другого (стр. 3 из 3)

Мною в развернутом виде описано нетрадиционное эротическое поле в рамках слегка трансформированных патриархальных ценностей. Скорее всего, это противоборство и провоцирует недопонимание, столкновение партнеров и сводит, в конечном счете, на нет их поиски.

Само собой разумеется, поскольку деньги (или другие экономические эквиваленты) в межполовых связях играют инструментальную, очистительную роль, то открывается простор и для конструирования иных форм. К примеру, на фоне изменяющихся (под влиянием все той же революции) любовных смыслов, символов и поз женская пассивность может в глазах эмансипированных особ выглядеть выигрышно. Современная женщина, которая способна к нарушению рутинных норм, к карнавальности, платя любовнику, гордится природной пассивностью, убежденная, что она его эксплуатирует, поскольку энергию приходится тратить исключительно мужчине. Женское тщеславие удовлетворено, но и только - соотношение статусов, если и изменяется, то во многом символически - бунт знаменует уход от зависимости, а не приобретение инаковости.

Несомненно, наиболее радикальный путь преодоления партнерского отчуждения демонстрирует лесбийство. На взгляд С. Бовуар, мужчина в половом акте стремится владеть женщиной, "он входит в нее как лемех в борозду; он делает ее своею, как и обрабатываемую землю" [16, с. 194]. Не в пример этому однополый секс освящен ореолом бескрайности: влюбленная мечтает обладать предметом любви и одновременно - уподобиться ему или уподобить его себе. Вот как эти грани очерчены Кудашевой-Роллан, рассказывающей об экспрессивной жизни М. Цветаевой ее биографу Веронике Лосской: "Я думаю, когда Марина вышла замуж за Сережу Эфрона, это была обычная любовь между мужчиной и женщиной и, как вы знаете, в таких случаях женщина ничего не испытывает. А в любви между женщинами - другое. Женщины умеют дать другу все почувствовать: "жуир"... [17, c. 64]. Приходится только удивляться безапелляционности, зашоренности Кудашевой, в силу чего нет смысла вступать с ней в полемику: каждому свое. Одна из интерпретаций сапфического эроса может быть следующей.

В гомогенно направленных отношениях "ласки" (petting) предназначены не для того, чтобы завладеть партнершей, а для того чтобы с ее помощью воссоздать самое себя, преодолеть разъединение. В акте сексуального присвоения тела Другого субъект сам становится Другим, но не посторонним, а любимым, разрушая тем самым иерархию, снимая противоречие "верха" и "низа". Между партнершами (если они не имитируют гетеросексуальный акт) возникает взаимность, каждая из них является в одно и то же время и субъектом, и объектом (а не бучем или фемом): двойственность выливается в согласие.

Невольно задаешься вопросом: неужели ироническое замечание философа оказалось пророческим? Так ли уж тесно сопряжено формирование женской субкультуры, мифологии, религии, философии и т.п. с почвой известного греческого острова? Напрямую ничто не свидетельствует об этом. Достижения женского эмансипаторского движения уходящего века в большей мере запечатлены в общественной деятельности (право голоса, высшее образование, профессиональные экономические позиции), чем в личностной (трансцендентной). Дальнейшие перспективы движения (и в первую очередь в интересующем меня аспекте) насколько захватывающи и мультиобразны, настолько взрывоопасны и непредсказуемы. Иные скажут - слишком общо, у меня и не было иной цели. В мою задачу входило поставить проблему, ее решение, смею надеяться, - впереди.

Примечания.

1. Другой - то, что не есть Я, то есть. "иное", представленное в отношении ко мне и для меня [1, 256].

Исследование осуществлено при финансовой поддержке грантов: РГНФ (97.-03-04099) и РФФИ (99-06-80309). Назад

2. Здесь рассматриваются результаты трех студенческих опросов, проведенных в Ленинграде (С.-Петербурге) в 1965, 1972, 1995 гг. Каждый раз выборка состояла из 500 человек, мужчин и женщин поровну, возраст респондентов от 18 до 24 лет (со второго до шестого года обучения), как правило, не состоящих в браке, примерно треть из них мигранты. Во всех случаях отбирались вузы гуманитарного профиля (типа пединститута), естественного (типа мединститута) и технического (типа электротехнического) и в непременном порядке были представлены факультеты университета. Назад

3. Я опираюсь на результаты опроса "интеллигенции" (людей, проходивших постдипломное повышение квалификации), проведенного в Ленинграде в 1969 и 1989 гг. В каждом случае было опрошено по 250 человек, мужчин и женщин поровну, возраст респондентов от 25 до 45 лет, все состоят в браке, среди них коренные жители и временно проживающие в городе. Назад

4. Опрос (декабрь 1998 - январь 1999 годов) 700 человек, представляющих все слои населения С.-Петербурга, показал, что около 33% мужчин и 24% женщин имели внебрачные контакты. Назад

5. Конкретно по годам опроса: 42 - 52- 66% Назад

6. Убежден, подходящая иллюстрация к высказанному положению - диалог героев романа Г. Свифта. Подросток попросил девочку: "Покажи мне свою дырочку...".

Она сказала: "Нет". А я ответил: "Гляди, схлопочешь". И она: "Только если ты тоже покажешь".

Я ответил: " У меня не дырочка, а прутик".

"Там тоже должна быть дырочка, разве нет? - сказала она. Я промолчал, и тогда она сказала: - Ну?"

Лицо у нее было совсем взрослое, серьезное. Я подумал: она и на девочку-то не похожа, она как женщина, у которой свои мысли.

И я задрал штанину своих шорт, быстро, всего на полсекунды, но она сказала: "Еще", точно скомандовала. Посмотрела, а потом взяла его рукой. Взяла и пощупала, словно пришла в магазин и выбирает помидор или еще какой-нибудь овощ...

И тогда я ... ударил ее. "Не лапай, пока не купила" [12, 148]. Назад

7. Вспомним хотя бы героев "Ямы" А. Куприна или "Надежды Николаевны" В. Гаршина. Назад

8. Кстати, реакция не нова, задолго до этого в том же духе рассуждала и С. Бовуар: "...заставить мужчину платить ... значит сделать его своим орудием. Женщина таким путем защищается, чтобы не стать самой орудием в руках мужчины; он полагает, что "имеет ее", но это сексуальное обладание иллюзорно, это она его имеет, и в гораздо в более серьезном смысле - в экономическом" [14, с. 645]. Назад

Список литературы

1. Современный философский словарь. Лондон: Панпринт, 1998.

2. Бовуар С. де. Второй пол. Т.1, 2: Пер. с франц. / Общ. ред. и вступит. ст. С. Г. Айвазовой. М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997.

3. Миллетт К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии. 1994. № 9.

4. Kinsey A. C., Pomeroy W. B., Martin C. E. et al. Sexual Behaviour in the Human Female. Ph.: Saunders, 1953.

5. Masters W., Johnson V. Human Sexual inadequacy. Boston, 1970.

6. Sorokin P. A. The American Sex Revolution. Boston: Porter Sargent Publishers, 1956.

7. Giddens A. The Transformation of Intimacy: Sexuality, Love and Eroticism in Modern Societies. Stanford: Stanford Univ. Press, 1992.

8. Аннотированная библиография по социальным проблемам сексуальности (1960-е - первая половина 1990-х годов) / Отв. ред. С. И. Голод. СПб.: СПб Ф ИС РАН, 1995.

9. Голод С. И. Социологические проблемы сексуальной морали. Автореф. канд. дис. Л.: ЛГУ, 1968.

10. Голод С. И. Социологические проблемы сексуальной морали. Автореф. канд. дис. М.: ИКСИ АН СССР, 1969.

11. Malewska H. Kulturowe i psychospoleczne determinanty zycia seksualnego. W.: Naukowe, 1967.

12. Свифт Г. Последние распоряжения // Иностранная литература. 1998. № 1.

13. Кон И. С. Лунный свет на заре: Лики и маски однополой любви. М.: Олимп; ООО Фирма Изд-во АСТ, 1998.

14. Голод С. И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб.: Алетейя, 1996.

15. Kontula O., Haavio-Mannila E. Sexual Pleasures: Enhancement of Sex Life in Finland. 1971-1992. Dartmouth: Aldershot, 1995.

16. Сад де. Жюльетта или благоденствие порока. Ростов-на-Дону: СП ХАД-ДОН, 1993.

17. Брайан Л. На регулярной основе // Иностранная литература. 1997. № 7.

18. Жук О. Русские амазонки; История лесбийской субкультуры в России. XX век. М.: Глагол, 1998.