Смекни!
smekni.com

В поисках идентичности (стр. 5 из 5)

Любая форма социальных связей обладает относительной самостоятельностью, может быть подвергнута социологическому анализу и, следовательно, конституироваться в специальную теорию. Однако такая теория вряд ли будет обладать самодостаточностью. Она может быть понята лишь в рамках того социального контекста, основные параметры которого задаются определенным типом социальной деятельности. То, что по своему существу социология представляет теорию социальной деятельности, подтверждает история ее возникновения и развития. Она появилась и интенсивно развивалась тогда, когда качественно менялись способы деятельности и, следовательно, формы отношений, поведения и общения, когда резко расширялся их диапазон, возрастало количество девиаций и конфликтов. И, наоборот, там, где существует жесткая и однозначная регламентация жизнедеятельности людей, где сужается до минимума социальное поле свободы, господствует принуждение и насилие, там она остается невостребованной. Об этом свидетельствует исторический опыт народов, переживших тоталитарные режимы.

Сейчас уже широко распространено убеждение, как справедливо отмечает М. Штомка, что реальной причинной силой социальных изменений является человеческая деятельность [9, с. 43]. Представляя собой первичную основу социальной жизни, она функционирует и развивается по своим собственным законам. Все остальное может быть рассмотрено с точки зрения ее предпосылок, условий, средств. Поэтому "отыскание" оригинала "социологии, не замутненного терминологическими метаморфозами" (Г. С. Батыгин), по нашему мнению, и лежит на путях раскрытия социологии как теории деятельности. Следует согласиться с мнением о том, что такой "оригинал" существует и постоянно напоминает о себе требованием научного переустройства мира, апелляцией к объективным естественно-историческим законам, необходимостью учета общественного мнения, практикой задавания оценочных вопросов, где оценка "удовлетворенность" образует основную часть корпуса используемых социологических переменных [10].

Из трактовки социологии как теории деятельности вытекает и ее стремление, с одной стороны, к универсализму, то есть включению в орбиту своего анализа все новых явлений и процессов, а, с другой стороны, - к ограничению себя от других дисциплин, к сохранению и усилению своей самостоятельности. Первое объясняется тем, что индивид и его деятельность по мере своего развития требуют создания все большей совокупности необходимых предпосылок, условий, средств. Следовательно, социология вынуждена включать их в свой предмет. Вместе с тем, расширяя круг своего исследования, она анализирует все вовлеченные факторы специфическим образом, с точки зрения обеспечения деятельности людей, то есть как ее предпосылки, условия, средства. Тем самым социологический подход к явлениям отличается от подходов других наук, где они рассматриваются как самостоятельные образования.

В отличие от классической науки, описывающей объект как таковой, безотносительно к деятельности субъекта с ним, современное научное знание преодолевает противопоставление объекта и субъекта, структуры и деятельности, познавательного и ценностного отношения к миру. Поэтому аксиологический идеал науки, понимаемый как выражение осознанной практической необходимости, все более задает программу познавательной деятельности. В социологии таким аксиологическим принципом, вокруг которого происходит кристаллизация всего гносеологического материала, по нашему мнению, и является определенный принцип связи общества и индивида, находящий свое конкретное выражение в том или ином типе деятельности, в соответствующих ей способах поведения и общения.

Следует согласиться с Ж. Т. Тощенко в том, что существующие определения специфики социологии и ее предмета неопределенны, слишком общи и не дают удовлетворительного ответа на актуальные вопросы данной науки и практики [11]. Представляется, что выдвигаемая трактовка социологии содействует преодолению этой неопределенности, решению теоретических и практических задач.

Российское общество переживает трудный и сложный период - трансформацию из одного качественного состояния в другое. Объективно суть этого перехода состоит в создании наиболее оптимальных с точки зрения достижений современной цивилизации условий для жизни людей, их воспроизводства и развития. Осуществить эту трансформацию сегодня невозможно не переводя стрелку общественного развития с рельс традиционной и ценностнорациональной деятельности на путь широкого развития деятельности целерациональной с богатой поливариантностью внутри нее.

Роль социологии в данном переходе весьма существенна. Во-первых, речь идет о том, чтобы реформаторы опирались не только на экономическую и политическую доктрины, которые исследуют отдельные стороны жизни на макроуровне, но и на социологию. Последняя в силу своей специфики сориентирована прежде всего на изучение мира индивидов с их насущными потребностями, интересами, ценностями, социальными установками, жизненными планами и стратегиями. С этих позиций она все более подходит и к анализу социальных структур, макромира в целом. Следовательно, знание этих сторон жизни в их органическом единстве, даваемое социологией, - необходимое и важное условие успешного преобразования общества. Исторический опыт реформирования различных стран свидетельствует: реформирование протекало наиболее результативно там, где проходило на основе учета первичных основ жизни и, наоборот, игнорирование последних вело к такому способу решения общественных проблем, эпитафией которому служит получившая известность фраза: "Хотели, как лучше, а получилось, как всегда".

Во-вторых, свою роль в трансформирующемся обществе социология может выполнять не иначе, как внедряясь в сознание широких слоев, формируя соответствующее мышление, ориентирующее личность на самоидентификацию, на осознание своих действительных, а не мнимых потребностей и ценностей, на поиски оптимальных с точки зрения себя и общества путей и способов их реализации. Прежде социальные науки существовали и развивались постольку, поскольку нужны были государству, их первейшая функция сводилась к обоснованию определенной идеологии - стержня ценностнорациональной деятельности. Теперь же происходит переориентация с "обслуживания" исключительно государства на обслуживание общества, его различных институтов и главное - личности как субъекта новых видов деятельности, отношений, поведения и общения. Чем больше индивид превращается из объекта в субъект, чем выше социальный и рациональный уровень его деятельности, тем значительнее его потребность в знаниях, в удовлетворении которой существенная роль принадлежит социологии. Поэтому так важно, чтобы изучение социологии превратилось в органическую составную часть подготовки специалистов всех профилей, чтобы оно было направлено на преодоление засилья технократизма и утверждение гуманизма [см.:13]. Ясно, что выполнение социологией своих функций по формированию соответствующего мышления, современных форм рационализма и гуманизма, по выработке основных принципов деятельности во многом зависит от того, насколько она преодолеет состояние дисциплины "догоняющей", достигнутый в настоящее время уровень научного знания и в какой мере будет раскрываться ее действительная специфика.

Список литературы

1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

2. Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира // Общественные науки и современность. 1993. №1.

3. Магун В.С. Трудовые ценности российского общества // Общественные науки и современность. 1996. №6.

4. История теоретической социологии. Т.1. М., 1995.

5. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. СПб., 1997.

6. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

7. Зборовский Г.Е. Зарубежные учебники по социологии // Социально-политические науки. 1990. №12.

8. Ядов В.А. Настоящее и будущее теоретической социологии в России // Социологические исследования. 1995. №11.

9. Штомка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

10. Батыгин Г.С. Происхождение социологии // Вестник АН СССР. 1991. №2.

11. Тощенко Ж.Т. Социальное настроение - феномен современной социологической теории и практики // Социологические исследования. 1998. №1.

12. Социологическое образование в России: Итоги, проблемы, перспективы: Тезисы Всероссийской научной конференции. 25-27 июня 1998 г. Разделы 1-2, 3-4. СПб., 1998.