Смекни!
smekni.com

Ядерный потенциал Франции (стр. 4 из 5)

Тот факт, что все эти изменения произошли именно в 90-х годах XX века, не случаен. В 1991 году распался Советский Союз, на протяжении всей "холодной войны" воспринимавшийся как военная угроза национальной безопасности Франции. Распад СССР привёл к необходимости радикального пересмотра ядерной политики.

Направление этого пересмотра было обусловлено несколькими факторами. Одновременно с исчезновением опасности со стороны Советского Союза более очевидной стала угроза распространения ядерного оружия. С момента испытания своего собственного ядерного заряда в 1960 году до начала 1990-х годов Франция последовательно отказывалась от участия в переговорах о контроле над ядерными вооружениями, апеллируя к гигантской диспропорции в количественных и качественных характеристиках вооружений самой Франции и вооружений двух ядерных сверхдержав - СССР и США. Но с изменением стратегического контекста обновились и подходы к политике контроля над вооружениями.

Выступая 3 июня 1991 года с трибуны Организации Объединенных Наций, президент Миттеран представил "план контроля над вооружениями и разоружения"[29]

3 августа 1991 году Ф. Миттеран заявил о присоединении Франции к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), членом которого Франция до этого времени не являлась, несмотря на то, что участники договора признавали её в качестве ядерной державы. В дальнейшем Франция приняла активное участие в подготовке конференции 1995 года по рассмотрению и продлению этого договора.

После 1995 г. Франция пошла на ряд крупных (по французским масштабам) шагов в области разоружения, таких как снятие с вооружения ядерных авиабомб AN-52, ликвидация наземных баллистических ракет на плато Альбион (Albion) и ракет малой дальности «Плутон» (Pluton), свертывание программы оснащения вооруженных сил ракетами «Адес», перевод стратегических ядерных сил на более низкую степень боеготовности (с нескольких минут до нескольких дней). В общей сложности Франция сократила свои ядерные силы на 15%, а средства доставки — на 50%[30].

В 1992 году Франция ввела мораторий на ядерные испытания, а во второй половине 1990-х годов в связи с развитием компьютерных технологий стало возможно полностью отказаться от реально работы с ядерными материалами. Однако неустойчивость системы международных отношений в этот период вывела в разряд угроз для национальной безопасности Франции нестабильные режимы в близлежащих странах, терроризм, непрекращающийся конфликт на Ближнем Востоке. Всё это подтолкнуло Францию пойти на проведение в нарушение моратория серии ядерных испытаний в 1995—1996 годах на атоллах Муруроа и Фангатауфа с целью, как её обозначил президент Франции Жак Ширак, обеспечить надёжность, эффективность и безопасность ядерного арсенала[31]. Все вышеописанные мероприятия были направлены на то, чтобы определить новую роль ядерного оружия в соответствии с реалиями изменившегося мира.

Франция действительно значительно сократила свой ядерный арсенал, однако она всегда следовала принципу достаточности, поэтому в первую очередь занялась модернизацией и усовершенствованием своего ядерного потенциала. Велось строительство подводного ракетоносца «Триумфан» - головного в серии из трех единиц. Разрабатывались баллистическая ракета средней дальности S-4, близкая по своим конструктивным решениям к американской «Першинг-2», и ракеты для подводных лодок «М45» и «М5», а также новые разделяющиеся головные части для них, совершенствовались системы боевого управления и связи стратегическими ядерными силами[32].

После анализа перспектив развития международной обстановки в мире в целом и возможных путей совершенствования национальных стратегических ядерных сил руководство Франции приняло решение о передаче в состав САК истребителей-бомбардировщиков «Мираж-2000N», приспособленных для применения УР ASMP с ядерной головной частью и постепенном выводе из боевого состава средних бомбардировщиков «Мираж» IVP. Кроме того, этой же ракетой вооружили 30 палубных истребителей-бомбардировщиков «Супер Этандар». Предполагается, что после поступления на вооружение истребителя-бомбардировщика «Рафаль», он заменит эти машины в качестве носителя ядерного оружия. Так же ведется разработка усовершенствованного варианта ракеты, которая должна обладать повышенной дальностью стрельбы (до 1000 км).

В начале 90-х годов ряд систем ракетных комплексов подверглись модернизации (ракеты получили обозначение S-3D), направленной на повышение боевых и эксплуатационных характеристик. В марте 1996 года был принят новый план военного строительства. В нем предусматривалось снятие с боевого дежурства в течение 1997-1998 годов всех французских БРСД с последующей их ликвидацией. Фактически боевое дежурство ракетные силы свернули к концу 1986 года. Несмотря на то, что в 80-е годы во Франции велись опытно-конструкторские работы по проекту перспективной БРСД, давшие положительные результаты, военно-политическое руководство сочло излишним разворачивать производство новых баллистических ракет наземного базирования. Таким образом, 1996 год стал последним годом существования стратегических ракетных сил наземного базирования Франции.

На конец 1995 года французские СЯС включали силы и средства стратегического авиационного командования из состава ВВС и стратегического морского командования (СМК) из состава ВМС. Стратегическое авиационное командование в своем составе имело две эскадрильи средних бомбардировщиков «Мираж» IVP (15 машин), 49 истребителей-бомбардировщиков «Мираж-2000N» и эскадру баллистических ракет (18 БРСД S-3)[33]. Стратегическое морское командование располагало эскадрой ПЛАРБ (пять единиц), на которой имелось 16 БРПЛ «М4» и 64 «М4С», а также 30 палубных истребителей-бомбардировщиков «Супер Этандар», переоборудованных в носители УР ASMP[34]. Велись ходовые испытания новейшей подводной лодки «Триумфан», ввод которой в боевой состав состоялся в 1996 году.

В 1994 году в свет вышла вторая «Белая книга по вопросам обороны». В ней содержались, в частности, и новые концепции развития СЯС и применения ядерного оружия. Основу военной доктрины Франции составляет стратегия «устрашения и сдерживания», основывающаяся на положении об обязательном наличии в составе Вооруженных сил страны стратегических ядерных сил и тактического ядерного оружия, рассматриваемых как средство «последнего предупреждения» вероятного противника о готовности Франции нанести удар ядерным оружием. Суть этой стратегии сформулирована так: «помешать любому потенциальному агрессору посягнуть на жизненные интересы Франции путем создания угрозы, которой он в этом случае подвергнется»[35]. И далее «средства устрашения существуют не для того, чтобы выиграть войну, а для ее предотвращения. Речь идет о нанесении агрессору ущерба, равного по масштабам, как минимум, той выгоде, на которую он рассчитывает»[36]. В качестве возможных противников, по объектам которых может быть применено ядерное оружие, стали рассматриваться потенциальные обладатели ядерного оружия.

Современный ядерный арсенал Франции

В 1996 году была начата крупномасштабная военная реформа. На первом этапе (1996—2002 гг.) вооруженные силы были сокращены и переведены на контрактную основу. На втором этапе (2003—2008 гг.) основное внимание сосредоточено на модернизации имеющихся и принятии на вооружение новых образцов техники. Реформа в немалой тепени коснулась и ядерного оружия, так как безопасность Франции базируется в дальней перспективе на модернизации и европеизации собственных оборонных инструментов и на возможности и далее использовать ядерное устрашение.

Стратегические ядерные силы Франции еще раньше претерпели значительные изменения. Отказавшись в 90-х годах от стратегических ракет наземного базирования, Франция лишилась в результате одной из составляющих ядерной триады. Оставшиеся военно-морские и военно-воздушные ядерные силы были преобразованы в ядерную диаду, характеризующуюся мобильностью, универсальностью и, не в последнюю очередь, надежностью. Эти факторы играют большую роль, особенно ввиду незначительного, по сравнению с Россией и США, количества ядерных боезарядов – 348 (288 приходится на военно-морскую составляющую, 60- на военно –воздушную)[37]

Морские стратегические ядерные силы (МСЯС) обеспечивают непрерывность сдерживания и в случае необходимости наносят запланированный ущерб основному противнику. В строю по состоянию на 1 апреля 2004 года , находились 2 атомных ракетоносца «Л’Инфлексибель» и «Ле Темерер», один стоял на плановом ремонте[38].