Смекни!
smekni.com

Правление дома Медичи во Флоренции в XV веке по Историям Флоренции Франческо Гвиччардини и Никколо Макиавелли (стр. 14 из 21)

Также Гвиччардини отмечает что возвеличиванию Лоренцо способствовало то, что в его правление многие писали о нем исключительно положительно. Во время Лоренцо Медичи довольно активно творился миф о времени его правления как о «золотом веке», причем в нем принимали участие такие люди как Фичино, Луиджи Пульчи и многие другие[402], и миф этот творился не только пером литераторов[403].

То в чем с автором можно согласиться, так это в том, что Лоренцо был, по его словам, человек уникальным в своем роде[404]. При этом Гвиччардини среди главных его достоинств упоминает его успехи в литературе и его красноречие[405]. Об этом же мы читаем у Макиавелли, который пишет, что Лоренцо «самозабвенно» увлекался поэзией, и выпустил ряд «поэтических произведений, снабженных его комментарием»[406]. Известно, что он получил блестящее образование и в возрасте 18 лет подарил Фридриху Арагонскому составленный им сборник стихотворений. Вскоре он начинает писать сам. «Карнавальные песни»[407] Лоренцо считаются лучшим его произведением.[408] В них отражалась вся его сущность как человека Возрождения, главная мысль – поймать мгновение и успеть им насладиться. Однако то, что для одних было «очаровательными карнавальными песенками»[409] для других было песнями, к которым «теперь не только молодые люди из хорошей семьи, но и последняя чернь отнеслась бы с презрением».[410] Несмотря на столь резкие выражения Виллани, в трудах, посвященных итальянской литературе, поэзии Лоренцо Медичи уделяется значительное место[411]. Выделяют «кружок Лоренцо Медичи», оставивший свой значительный след в истории итальянской литературы. Помимо Лоренцо в этот круг входили Полициано и Луиджи Пульчи. Не углубляясь в освещение этого вопроса можно отметить, что один из исследователь называет отличительными чертами его поэзии выражение ума, человеческих чувств, живого реализма в сочетании с комическими элементами[412]. Одной же из главных заслуг Лоренцо считается то, что он сохранил и улучшил стиль народной поэзии которая «под пером Лоренцо Медичи и Полициано достигла своего наиболее блестящего развития»[413].

Однако далее Гвиччардини открыто говорит о недостатках Лоренцо Медичи. Первым его неправильным поступком, по мнению Гвиччардини, явилась война с Вольтеррой[414]. С ним согласен и Макиавелли высказавшийся об этом словами Содерини, когда его спросили о взятии Вольтерры: «Я считаю, что теперь-то она и потеряна. Если бы вы взяли ее по взаимной договоренности, это было бы сделано с пользой и прочно. Но теперь её надо удерживать в нашей власти силой. И в трудные времена она будет причинять нам лишние хлопоты и ослаблять нас, а в мирных условиях доставлять беспокойство и расходы»[415]. Второе - осложнение отношений с папой и последовавшая вслед за этим война. Рискованным предприятием была, по мнению Гвиччардини, и поездка в Неаполь[416], поскольку, по мнению Гвиччардини, он мог осуществить задуманное находясь во Флоренции с меньшим для себя вредом.

С его именем Гвиччардини связывает и расцвет во Флоренции искусства. Так автор перечисляет тех людей, которые сыграли в этом большую роль. Полициано был приглашен в дом к Медичи. Лоренцо назначил его учителем своего сына Пьеро, дал ему денег, стал его близким другом. Деметрио, Ласкари были знатоками греческого, и также жили во Флоренции за счет Медичи. Пико делла Мирандола был также человеком, приближенным к Лоренцо. Как писал сам глава дома Медичи «…мало есть людей, к которым бы я чувствовал больше любви, чем к Пико»[417]. Пико был обязан Лоренцо своей жизнью, так как тот спас его от преследования инквизиции, под который философ попал за свои «еретические» тезисы[418]. В истории же Пико делла Мирандола[419], остался как человек, который внес свои идеи в такое течение филосовской мысли, каким являлся флорентийский платонизм[420].

Наконец Гвиччардини останавливается и на любовных делах Лоренцо. Он отмечает, что Лоренцо был «чувствителен до всяких красот и известен в своем любвеобилии»[421], хотя это, по мнению Гвиччардини и ускорило его смерть. Сказано, надо сказать, в достаточно мягкой форме, в отличие к примеру, от Леонардо Бруни, который, по словам Фичино утверждал, что Лоренцо «омерзительнейшим образом запятнал себя всеми видами самого разнузданного разврата»[422]. Макиавелли пишет о Лоренцо ничуть не лучше. По его словам Лоренцо «был на удивление захвачен похотливыми делами»[423], а «балагуров и остряков», с которыми он любил проводить время, можно охарактеризовать, как людей, любящих соленые выходки и веселые непристойности[424]. Самого Лоренцо, уже в его время продолжал обвинять Савонарола, выступая с обвинительными речами и, по свидетельству Виллани, представляя Флоренцию как «мерзость запустения, город крови, вертеп разбойников»[425], а самого Лоренцо как тирана, любящего «лицемерные похвалы»[426].

Гвиччардини, в отличие от Макиавелли, останавливается на последней любви Лоренцо ди Пьеро[427] – Бартоломее Наси, замужней женщины, и в доказательство их любви приводит трогательную историю. В современной историографии, эта история нашла подтверждение, однако надо отметить, что единственная женщина, о которой автор рассказывает более-менее подробно[428]. При этом он не упоминает даже имени жены Козимо, например. Ничего не сообщает и о законной жене Лоренцо – Клариче Орсини. Это можно объяснить тем, что, возможно, автор считал, что по настоящему Лоренцо любил именно Бартоломею. Известно, что о своей жене Лоренцо говорил, что он «…взял эту даму в жены, а точнее, она была отдана за меня»[429]. Также известно и то, что «любвеобилие» Лоренцо нашло свое выражение в его поэзии. Чуть ли не каждый второй стих посвящался им своей новой любви[430].

Можно отметить, вернувшись к словам Савонаролы, что конечно Флоренция не была городом где жили в соответствии с идеалами апостольской церкви. Как отмечает сам Гвиччардини, город во время Лоренцо «…непрерывными был обязан ему карнавалами, удовольствиями, радостями и праздниками (коих было) достаточно…»[431].

Ту жестокость, которая была присуща Лоренцо, Гвиччардини называет результатом заговора Пацци[432]. Но при этом, говоря о произошедшем далее, Гвиччардини отмечает, что постепенно его ярость исчезала, и в целом его нельзя назвать кровожадным. Второй причиной его жестокости Гвиччардини называет подозрение. По его мнению, Лоренцо, которому было необходимо держать в подчинении целый город, был просто обречен быть подозрительным[433].

Тут же Гвиччардини затрагивает и другой важный вопрос, а именно: как оценить ту форму правления, которая была во Флоренции. Гвиччардини пишет, что это была особенная форма свободы[434]. Главная мысль Гвиччардини сводится к тому, что хоть город и считался свободным, на самом деле Лоренцо был тираном[435]. Далее же он четко пишет о том, что Лоренцо был тираном, но тираном наилучшим и наиболее благоприятным для города[436]. Здесь надо сказать, что Лоренцо Медичи для Флоренции не был чужеродным элементом[437], как другие правители, которые приезжали править из вне. Он был настоящим “флорентийцем среди флорентийцев”[438] и уж в чем, а в отсутствии патриотизма его обвинять было никак нельзя. Тирания его, продолжает Гвиччардини была умеренной и принуждение он использовал только по необходимости[439]. Это утверждение в какой-то мере может служить примером к идее о тирании, высказанной Эмилем Жебаром. Он считал, что тирания явилась следствием развития капитализма в Италии. Кроме того, этот исследователь считает, что тиран в Италии являлся «выразителем духа своей эпохи и своей страны»[440], то есть, другими словами для Италии и для Флоренции в то время тирания была самой удобной формой правления, и при этом имела свою специфику[441]. При Лоренцо по его мнению «между тиранией и Возрождением был заключен союз»[442].

В конце своей «Истории Флоренции» Гвиччардини делает вывод о том, «что Козимо был более стоящий человек, и тем не менее для добродетелей и для судьбы один и другой были самыми большими, что может быть с упадком Рима здесь не имела Италия гражданина частного похожего на них». В связи с этим надо отметить, что более лояльное отношение к Козимо, чем к Лоренцо не является чем-то особенным и уникальным. Исследования Л.М.Брагиной, в частности, показывают, что позиция Гвиччардини схожа с позицией флорентийских магистратов, современников Медичи. Если во время правления Козимо отмечается вера в возможность сохранения республиканских порядков, то в правление Лоренцо Медичи республиканские иллюзии рассеиваются[443]. Макиавелли, что любопытно, не дает сравнения Лоренцо и Козимо.

В заключении можно отметить следующие особенности изложения правления Лоренцо в «Истории Флоренции» Франческо Гвиччардини и Николо Макиавелли. Во-первых Гвиччардини более подробно останавливается на описании реформ, проведенных Лоренцо Медичи во Флоренции. Во-вторых, значительное место в обоих «Историях» уделено описанию заговора Пацци, как наиболее значительному событию, произошедшему во время правления Лоренцо. В-третьих, необходимо отметить содержание специальной главы, которую Гвиччардини целиком посвящает описанию портрета Лоренцо и его сравнению с Козимо. Здесь Гвиччардини предстает с более критической точкой зрения на правление Лоренцо, при этом объективно не забывая упомянуть и о достижениях, связанных с его именем. Эта часть в обоих «Историях» является наиболее сложной для анализа. Это объясняется несколькими факторами. В «Истории Флоренции» Макиавелли автор изложением фактов, касающихся времени правления Лоренцо Медичи завершает свое произведение и поэтому уделяет им несколько более пристальное внимание и отводит больше объема. Как уже было отмечено, Макиавелли в своей «Истории» рассматривает ту же идею, что и в «Государе», а именно то, каким должен быть идеальный правитель. И вполне естественно, что власть во Флоренции сосредоточилась для него в одном лице – лице Лоренцо Медичи. Гвиччардини же ставит целью больше исследовать функционирование государственного аппарата города в целом и Лоренцо рассматривается им в данном плане как один из элементов этой системы. С другой стороны, Гвиччардини не мог обойти вниманием такую неординарную личность, как Лоренцо Великолепный и поэтому, как бы выносит рассмотрение его личности за границу описания флорентийских событий ( в отдельную главу).