Смекни!
smekni.com

Формирование и выполнение госзаданий в бюджетных учреждениях культуры (стр. 2 из 2)

- Вернемся к вопросам ценообразования. Существуют ли сегодня методические рекомендации по определению стоимость платных услуг?

- Общих методических рекомендаций по ценообразованию у нас пока нет. Но определить цену - не такая уж проблема. Например, в Налоговом кодексе РФ четко прописано, что включается в расходы. Должна учитываться экономическая обоснованность стоимости услуг с учетом необходимости уплаты налогов и сборов, а также возможности развития и совершенствования материальной базы учреждения. При этом учреждения, как правило, учитывают специфику конкретной территории и контингента посетителей. Если в каком-нибудь поселке установят цену на билет в музей в сумме 3000 руб., вряд ли в него будет кто-то ходить. Также надо помнить, что в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен в случае отклонения более чем на 20% в сторону повышения или понижения уровня цен, применяемых по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Подчеркну, что учреждению совершенно не выгодно включать прибыль, полученную в ходе реализации платных услуг, в структуру госзадания. Задание выполняется за счет субсидии. Учредитель в случае оказания государственного задания частично за плату должен уменьшить объем планируемой субсидии на объем планируемых к поступлению средств от оказываемых платных услуг. Так, с продажи билетов учреждение, к примеру, выручило миллион рублей, а общая стоимость государственного задания - два миллиона. Соответственно, учредитель должен отминусовать от субсидии заработанный на продаже билетов миллион. В итоге - объем задания останется прежним, а его обеспечение - уменьшится вдове. При этом нет никакой гарантии, что учреждение сможет заработать указанный миллион на билетах. Отсюда вывод - платную услугу следует отделять от госзадания и не включать в норматив расчета.

- По каким критериям осуществляется оценка качества выполнения госзаданий в учреждениях культуры? Применимы ли здесь количественные показатели, ведь гарантировать, что, скажем, на все спектакли или выставки придет определенное число посетителей, не представляется возможным?

К сожалению, сегодня мы часто наблюдаем формальный подход к формированию госзадания. Не редко его формируют люди, которые не совсем понимают специфику отрасли. Идет смешение понятий, и учреждению выставляют порой странные показатели. А потом возникает вопрос, каким образом отчитываться? И все также сводится к формальности: мы вам поставили - вы отчитайтесь.

Например, те же спектакли на стационарной сцене и на выезде (на гастролях) должны иметь различные показатели. Ведь условия предоставления услуги - разные. Когда несоответствие желаемого и действительного обнаруживается в готовом госзадании, приходится вносить в него изменения. Но при этом все нормативы рассчитаны, объем финансирования и стоимость услуги определены. Внесение изменений в задание - достаточно трудоемкий процесс. Но такие казусы встречаются сплошь и рядом.

Что касается качества услуг, то его показателем необязательно должно быть количество посетителей. Учредитель определяет показатели в зависимости от того, как он хочет замотивировать учреждение. Например, надо увеличить количество театральных постановок для детей или специализированных выставок. Прогрессивная шкала и будет качественным показателем. Примеры показателей объемов и качества государственных (муниципальных) услуг можно найти в Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», размещенных на официальном сайте Минфина России. Можно устанавливать показатель в процентном соотношении. Например, заполняемость зала не менее 60%. А вот подробная детализация в этом случае - 100-200 человек - не всегда оправдана. Лучше брать обобщенные либо динамические показатели (в течение года планируется увеличение потока посетителей на 30% и т. п.).

- Многие беды учреждений культуры исходят из неумения планировать свою деятельность. Изменилось ли что-то в лучшую сторону за последний год? Насколько эффективнее работать с планом финансово-хозяйственной деятельности, в отличие от бюджетной сметы?

- Учреждения лукавят, когда говорят, что система планирования им не знакома. Ранее они составляли смету доходов и расходов и по приносящей доход деятельности, и по бюджетным средствам. Значит, навыки по составлению плана у них есть.

План, конечно, создавать труднее, чем смету. Он более детальный, требует проработки и анализа, регулярных корректировок. Но в сметы мы тоже постоянно вносили изменения. Другой вопрос, что это новая форма, для многих непривычная. Вероятно, большинство проблем именно из-за этого.

Грамотное планирование зависит не только от бухгалтеров и экономистов, но и от состояния управленческого руководства учреждения в целом. Должна быть внутренняя организация у персонала, а также стремление выйти за стереотипы, некий творческий и одновременно рациональный подход к организации деятельности. Поиск новых нетрадиционных решений. Умение не боясь вносить коррективы в уже налаженный процесс. Это, безусловно, трудно. Куда проще работать в строго заданных рамках, как было со сметой.

Кроме того, смету строго контролировало казначейство. А план - самостоятельный продукт бухгалтера (финансиста, плановика). Отсюда - страх наделать ошибок, оформить что-то не так, забыть внести какие-то исправленные показатели.

Но, в принципе, можно вносить изменения несколько раз в год, по мере их накопления, это не столь проблематично. План - это документ между учреждением и учредителем. Главное, чтобы они понимали друг друга, общность поставленных задач.

- По истечении определенного времени с момента выхода Закона № 83-ФЗ можете оценить, правильно ли было относить учреждения культуры в статус бюджетных? Может быть, их следовало оставить казенными, на полном гособеспечении?

- Было бы странно, если бы учреждения культуры перевели в статус казенных. Это противоречит их природе (вернемся к той же приносящей доход деятельности). А вот в автономные - вполне возможно. Разница между бюджетными и автономными учреждениями сейчас минимальна, плюс - счет можно в коммерческом банке открыть. У автономных учреждений легче организована система госзакупок в связи с принятием Закона № 223-ФЗ. А для учреждений культуры, которым приходится производить много закупок, это очень важно.

- Как будет развиваться реформа дальше, к каким нововведениям готовиться учреждениям?

- Сейчас внесены поправки в Бюджетный кодекс РФ с целью оптимизации государственного (муниципального) контроля, реализации программного бюджета, а также приведения в порядок нормативной базы в целом. Предполагается внести изменения (дополнения) в Постановление № 671, которые направлены на приведение его в соответствие с начавшейся правоприменительной практикой.

Еще одно направление - разработка государственных программ, увязанных с госзаданиями. Должна быть выстроена некая вертикаль: от государственного задания учреждения - к государственной программе Российской Федерации, когда задания являются «кирпичиками», из которых формируется госпрограмма. Наверно, в этом направлении и будет развиваться дальше законодательство и подзаконная база.

Список литературы

Журнал «Госуслуги: планирование, учет, налоги» № 2/2013