С.П. Курдюмов подчеркивает: «При создании топологически правильной организации из более простых структур (при определенной степени взаимодействия структур и при определенной симметрии архитектуры создаваемой единой структуры) осуществляется выход на новый, более высокий уровень иерархической организации, т.е. делается шаг в направлении к сверхорганизации. Тем самым ускоряется развитие тех структур, которые интегрируются в сложную. Быстро развивающиеся структуры “подтягивают к себе” по темпу жизни медленно развивающиеся. При правильном объединении отношение максимумов более развитых структур к структурам менее развитым остается постоянным, т. е. малые структуры не выпадают в другой темпомир, не становятся фоном для развития структур с большим максимумом, не происходит распад темпомиров. Кроме того, при правильно организованном эволюционном целом оно начинает развиваться в темпе, который выше, чем был темп быстрее всех развивавшейся структуры до объединения. Целое развивается быстрее составляющих его частей. Выгоднее развиваться вместе, ибо это связано с экономией материальных (в частности, энергетических) и духовных затрат. Причем каждый новый способ топологически правильного объединения структур, возникновение каждого следующего (с большими показателями нелинейности) слоя иерархической организации ускоряет темп развития целого и составляющих его частей» [9].
К сожалению, эти идеи в отечественной практике регионального развития остаются все ещё невостребованными, несмотря на то, что основная цель региональной политики - сокращение различий социальноэкономического состояния субъектов РФ - не только не достигнута, но и отмечается усиление противоположных тенденций. Так, дифференциация объема валового регионального продукта на душу населения составила в 2004 г. - 73 раза, в 2006 г. - 117 раз; уровня безработицы в 2004 г. - 48 раз, в 2006 г. - 78 раз; инвестиций в основной капитал на душу населения в 2004 г. - 184 раз, в 2006 г. - 235 раз. Сохранение этих тенденций ведет к усилению центробежных сил, сдерживающих развитие федерализма, фактическую дифференциацию социальных и экономических прав граждан в зависимости от места жительства, способствуя массовой миграции населения из депрессивных регионов, возникновению социальной напряженности в обществе [10].
Со-организация развития регионов способствует формированию принципиально новых форм экономического взаимодействия среди регионов, трансформируя конфликт интересов в многосторонние конкурентные преимущества. Это позволит избежать деструктивной конкуренции, перевести взаимоотношения регионов от соперничества к конструктивному взаимодействию, тем самым формируя единое рыночное пространство страны для всех ее участников. Именно при таком подходе к региональному развитию разнообразие российских регионов становится не препятствием, а дополнительным источником развития страны.
Со-организация развития региональных экономик на принципах коэволюции позволит сократить высокую степень неоднородности и фрагментации экономического пространства страны вследствие неодинаковой интенсивности участия отдельных ее регионов (подпространств) в межрегиональных взаимодействиях, поскольку, дает возможность:
выявить особенность региональных процессов развития: их направленность; когерентность взаимодействия, автономность их протекания; кооператив- ность и синергетику их взаимодействия;
определить естественные цели развития региона, исходя из особенностей самой региональной системы и эволюционных путей ее развития, с дальнейшим учетом специфики региона при проведении государственной региональной политики;
повысить уровень коадаптации региональных систем к изменениям внешние среды;
сбалансировать процессы самоорганизации и организации для обеспечения динамического развития региональных систем с дальнейшим выходом на новый качественный уровень развития.
Именно при проведении политики не «выравнивания», а со-организации достигается сочетание многообразия форм регионального развития и создаются равные возможности для регионов с разным потенциалом развития как за счет появления новых возможностей, так и реализации их посредством самоорганизации всех ее участников.
С.П. Курдюмов подчеркивает, что для того, чтобы обеспечить устойчивый коэволюционный процесс сложных структур, чтобы строить сложное эволюционное целое, надо производить отбор, подгонять части друг к другу, согласовывать их темп развития, совершать итерации. И суть дела здесь не только в том, чтобы подправлять ход процесса сборки целого, управлять ходом коэволюции, но и в том, чтобы выявлять разные возможные варианты построения целого. Важнейшей вытекающей из синергетики идеей здесь является то, что для устойчивого развития, для динамично развивающегося процесса коэволюции необходимы определенная доля хаоса, спонтанности развития и самоуправления и определенная доля внешнего управления, которые должны быть сбалансированны и согласованны друг с другом. Обе крайности - как чистый хаос, чисто стихийные, рыночные механизмы отбора и «выживания сильнейших», так и тотальное внешнее управление, полный контроль и политика протекционизма по отношению к избранным организациям или структурам, государственная монополия и т.п. - неприемлемы [9].
Проведение эффективной политики со-организации регионального развития обусловливает:
необходимость выделения пространственных типологий регионов, сходных по потенциальным возможностям развития;
выработку общих подходов к формированию и реализации региональной политики соответствующей определенной региональной типологии;
разработку механизмов со-организации, обеспечивающих формирование согласованной региональной политики с дальнейшим получением синергетических эффектов.
Данные подход позволит по-новому, подойти к формированию региональной политики, когда в качестве локомотива выступают не отдельные регионы, а выстраивается сеть взаимодополняющих региональных объединений, создающих новую конфигурацию в экономическом пространстве страны, потоков финансов, товаров, рабочий силы, технологий и информаций.
Данный подход согласуется с Концепцией совершенствования региональной политики в Российской Федерации, в рамках которой приоритеты и особенности долгосрочного развития регионов представлены в разрезе федеральных округов России. Это позволяет со-организовать развитие регионов в рамках каждого федерального округа, тем самым повысить эффективность управления регионального развития в целом и усилить активность интеграционных процессов в экономическом пространстве страны.
Реализация предлагаемого подхода со-организации к формированию государственной региональной политики обусловливает необходимость соблюдения следующих принципов:
Равенство граждан в неравных условиях. Полное выравнивание невозможно и бессмысленно, поскольку лишает стимулов для саморазвития слабейших регионов и тормозит развитие регионов-лидеров, отнимая у них значительные ресурсы.
Оптимальное сочетание самоорганизации и организации с учетом меняющихся условий развития как социально-экономической системы в целом, так и отдельных ее подсистем в частности. Самоорганизация снизу и организация сверху должны быть сбалансированы.
Индивидуальность каждого региона обусловливает необходимость рассмотрения его как уникальной совокупности организационных, поведенческих и культурных факторов, поэтому региональная политика, во- первых, не должна быть унифицированной; во-вторых, должна быть политикой взаимодействия с субъектами Федерации. Каждый регион имеет свою специфику и особенности, которые могут быть учтены только в условиях его самоорганизации и самоуправления.
Поиск и постановка естественных целей развития региона, исходя из состояния самой региональной системы и эволюционных путей ее развития, а не целей, определенных государством в субъективной форме.
Региональное разнообразие должно рассматриваться не как проблема, а как дополнительный источник развития, поскольку к меняющейся внешней среде лучше приспосабливаются системы, в которых действуют неоднородные элементы. Высокая степень разнообразия элементов системы позволяет ей гибко реагировать и адаптироваться к влияниям внешней среды. Однако в условиях неразвитости организационной структуры и инфраструктуры экономики возникает такая форма многообразия, как полярность, характеризующая крайнюю степень различия регионов по уровню социально-экономического развития.
Обеспечение не выравнивания социальноэкономического развития, а создание условий для его согласованного развития, в том числе за счет развития инфраструктуры, передающей импульсы самоорганизации по территории страны. Выгоднее развиваться вместе, поскольку топологически правильное объединение структур ускоряет темп развития целого и составляющих его частей.
Суть предлагаемого подхода к региональной политике заключается в смене парадигмы - переходе от методов временного ослабления региональной дифференциации, базирующихся преимущественно на территориальном перераспределении ресурсов, к методам, ориентированным на региональное развитие с опорой на самоорганизацию регионов, и их готовности к эффективному взаимодействию.
Список литературы
Гранберг А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. № 9.