Смекни!
smekni.com

Виды эстетической деятельности (стр. 4 из 6)

Свобода предполагает развитие всех способностей личности. Всестороннего и богатого ее развития. Тогда индивид может свободно находить себе цели в этом совместном осуществлении нашей действительности. Но намеренно сделать это невозможно. Необходимы объективные условия, которые требуют от личности ее всестороннего и богатого человеческого развития. Не только как специалиста, как человека профессии, но и личности. В этом смысле личность Джордано Бруно удивительна. Мог отказаться от своих слов и жить. И мы бы его сегодня оправдали. Оправдываем же мы Галилея. Который перед судом инквизиции отказался. Удивительно здесь вот что. Даже не мнение потомков руководило Бруно. А чувство сопричастности вечности и истинности. Высочайшие нормы нравственности в соизмеренности их вечностью.

Объективный ход истории определяется также и вот этим законом субъекта, законом свободы. Ибо тогда общество будет иметь все, когда будут свободные личности. Такие личности чувствуют потребности эпохи очень чутко и работают на решение проблем человечества жадно и гениально. Как Маркс. Как Пушкин. Как Тукай.

Деэстетизация и отчуждение - однопорядковые категории. Эстетическое сопричастно всестороннему развитию человеческих индивидов. Эстетический идеал - идеал человека. Чувственное представление о том, каким может и должен быть человек. Но объективные условия могут не требовать полноценного и всестороннего развития человеческой личности. Возникает противоречие между природой человека и общественным укладом.

И как любое противоречие оно разрешается в борьбе, когда стороны противоречия друг без друга не существуют, взаимопроникают, взаимообогащают друг друга и в то же самое время отрицают друг друга. Общественное разделение труда приводит к развитию человека и человечества. В своей деятельности человек глубже проникает в тайны природы, ибо уже само общественное разделение труда основано на овладении тайнами земледелия, скотоводства, ремесленничества, тайнами умственного труда. Но это же приводит к тому, что умственное, духовное развитие становится уделом немногих, только свободных. Раб низводится до такого состояния, что он сражается на арене цирка и убивает себе подобных, на поле он рабочая скотинка. Человеческие способности распределяются между сословиями, различными видами деятельности. А в Средние века еще и религия доводит духовное состояние народа до идиотизма.

Возникновение промышленного производства отчуждает рабочего от производимого им продукта. И продукт не принадлежит ему, и он сам не принадлежит себе. Он у себя оказывается только дома и в грубых физических потребностях. На производстве и во всей системе общественных производственных отношений он нужен только как частичный человек. Он лишен самостоятельности, а потому он чувственно формируется именно в этих условиях. Многие личностные качества оказываются приспособленными к этой частичности.

Мы все мыслим о людях через абстракцию “человек”. Гегель по этому поводу в статье “Кто мыслит абстрактно?” замечает, что абстрактно мыслит торговка зеленью на базаре. Она определяет вещи по одной категории. Скажем, везут преступника. Он для нее преступник и более ничего. А для философа он человек, который в силу конкретных условий жизни был вынужден совершить то, что мы называем преступлением. Иными словами, философ мыслит конкретно, потому что он берет явление в его многообразной обусловленности. То же самое необходимо относить и к понятию человек. Нет шаблона человек. И даже можно говорить, что о некоторых людях надо бы говорить, что они не полностью присвоили себе природу человека, что она у них ущербна. Связь природы человека в каждом из нас с внешними условиями, в которых мы овладеваем своими человеческими качествами, очень тесная. Главное, что требуют от нас внешние условия. Эти требования выявляет наш собственный “персональный компьютер”. И он интуитивно вырабатывает сам программы собственной деятельности. В этом все дело. Невозможно остановить работу мозга по подстройке к существующим условиям жизни. Никакие сознательные усилия здесь не помогут. Надо создавать такие условия, при которых он будет развиваться полноценно. А вот каково полноценное развитие человека как человека в общем виде представить можно. Потому что мы знаем закон. Природа человека осуществляется в законах свободы или в каузальности цели. Это общее, присущее человеку во все эпохи. Отсюда мы можем видеть противоречие между этой стержневой линией в осуществлении природы человека в исторически конкретных индивидах и исторически конкретной исторической общностью людей, которая создает те или иные объективные условия реализации природы человека. Эстетическое сознание является представительством стержневой линией в осуществлении природы человека. Оно есть продукт деятельности целостного сознания и оно является проявлением интуитивного стремления к полноте и богатству собственного развития человека. И продукты деятельности эстетического сознания формируют чувственное стремление к этому развитию. К подлинно человеческому осуществлению себя.

Но вы сами понимаете, что это означает и в чувственной, и в понятийной форме. Ясно, что речь идет о всех необходимых качествах для свободного проявления себя как человека в человеческом мире. Во взаимодействии с другими людьми. И формирование чувства собственного достоинства, и чувства любви, и чувства ненависти, и жажды деятельности, труда, наслаждения проявлением в себе свободной игры своих субъективных сущностных сил в овладении действительностью и осуществлением её. Формирование себя как целостного человека, имеющего все способности, посредством которых он реализует свою природу свободного субъекта. Иными словами, в человеческой действительности все осуществляется противоречиво. Каждая новая профессия обогащает палитру развития человеческой субъективности, и в то же самое время как бы ограничивает, отграничивает всеобщность субъекта, индивида. Его человеческий интерес становится интересом профессионала. Он начинает терять представление о том, что он находится в стихии человеческой практики, которая обладает как достоинством непосредственности, так и всеобщности. Ибо только всеобщее обеспечивает устойчивость существования и развития человечества. Потому внутренний мир субъекта, его идеальная тотальность обретает атрибут истинности только в единении с этой всеобщностью.

Промышленное производство в нашем веке приняло глобальный характер. Охватило все сферы жизни общества. Промышленное производство - это товарное производство. Массовое производство товаров. Того, что продается и покупается. А это означает, что в этом производстве вступает в силу новая система взаимоотношений людей в обществе. Выгодно производить серийно. Да и удовлетворить потребность людей, масс в серийном производстве легче. Товар стандартизируется. Вместе с тем та масса людей, которая производит эти продукты, подчиняется стандарту. Происходит дальнейшее расчленение и дробление деятельности. В том плане, что на характер деятельности оказывает воздействие техника, технология. В самом процессе объективной деятельности рациональное начинает занимать все большее место. Чувственное, эмоциональное и в деятельности, и в формировании субъективности уступает позиции. Вспомним снова Карла Маркса: “Мы видим, что история промышленности и сложившееся предметное бытие промышленности являются раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологий...” Если мы хотим понять человеческую субъективность в ее конкретности, то мы должны обратиться к конкретному бытию самого человека, к конкретному производству, существующему в конкретном обществе. Потому говоря о субъективности относительно современного производства, необходимо отметить, что тот, кто работает непосредственно на производстве, отчужден от эстетического. Он подчинен функции, конструкции, техницизму, рациональности. Еще в прошлом веке, оценивая эстетические качества промышленных изделий, представленных на I Всемирной промышленной выставке 1851 года в Лондоне Г.Земпер писал: “...большинство вещей представляет путаное смешение форм или ребячливые пустячки...Нетрудно... привести доказательства того, что современные условия неблагоприятны для художественной промышленности и безусловно опасны для традиционных видов чистого искусства.”

Естественно, развитие промышленности изменяет мироощущение человека: изменяет его жизненный уклад, ритм его бытия, восприятие действительности и отношение к действительности. К действительности в целом. Изменяется и характер его предметного мира. Изменяется характер его формообразования. Очевидно, что в эту пору бурного наступления промышленного производства еще не сложилось новое мироощущение и не сложились принципы нового формообразования. Подделка под старое расценивается Г.Земпером как пустое ребячество. Да и не могли старые принципы, когда мастер формировал сообразно своим вкусам, был индивидуален, работать в условиях стандартизации. Архитектор Земпер подметил это противоречие уже в самом начале. Он подметил это потому же самому, почему древний человек интуитивно создавал то, что заставляло его чувство испытывать наслаждение. Он обладал эстетическим вкусом, он чувствовал фальш. И он чувствовал необходимость подлинных эстетических ценностей.