Смекни!
smekni.com

Виды эстетической деятельности (стр. 5 из 6)

Изменение действительности изменяет эстетические параметры ее. Но не изменяет необходимости. Они необходимы до тех пор, пока есть человек. Прогресс техники тоже дело рук человека. И этот прогресс означает рост его могущества, развитие его естественно-научных, технических знаний. Развитие его мыслительных способностей. Но означает ли это развитие его как человека? Делает ли это совершенней его чувство любви к женщине? Становится ли он человечней и по отношению к другим людям, и по отношению к себе? Производство человека как человека - это самое главное в человеческой деятельности. Чтобы жить с людьми и жить в мире человека необходимо быть человеком в подлинном смысле этого слова. Потому-то и насыщает человек свое жизненное пространство ощущением самого себя. Потому-то он и формирует предметы по законам красоты. Утилитарное в этих законах не играет никакой роли. Предметный мир во всех его проявлениях оказывается соизмеренным с человеком. В своих эстетических качествах И он выполняет главную свою роль во взаимодействии с человеком: он воспроизводит его мироощущение, его мироотношение, миросозерцание, он создает всестороннее и многообразное чувственное общение человека с тем миром, в котором человек живет. Он создает у индивида чувство, что он живет в своем мире, в человеческом мире.

Ремесленник сам создавал эстетические качества своих изделий. В промышленном производстве производитель на это неспособен. Он неспособен потому, что его захватывает техническое своеобразие того производства, которому он отдает свое время и силы. Производство формирует субъекта. Он неспособен потому также, что он не производит предмет целостно. Он производит только часть предмета. Гайку или шайбу. Технологическая цепочка разорвала труд. Она также отобрала у производителя необходимость творить самому. Производитель превратился в придаток технологической цепочки. Особенно на конвейере. Это тоже моменты отчуждения человека от своей собственной природы. Но человек тогда человек, когда он есть “тотальность, идеальная тотальность, субъективное для-себя-бытие мыслимого и ощущаемого общества”, когда он развит всесторонне, когда он свободно определяет себя и свой предмет в человеческом мире. Он тогда свободный человек, когда он вбирает в себя, превращает в свое интимное бытие, в свои желания, в свою чувственность все тревоги и заботы общества.

Можно себе представить, какой путь предстоит пройти человечеству, чтобы создать объективные условия самореализации индивидов. Преодоление отчуждения - долгий, трудный и невероятно сложный путь, который необходимо совершить человечеству. И на этом пути эстетическое играет существенную роль. Оно прорывает оболочку любого вида индивидуализма, оторванности, отчужденности. Создает у индивида чувство всеобщности, чувство того целого, в котором он живет, чувство действительности как некоего целого. То, что мы называем мироощущение, мировосприятие. Или, говоря словами Маркса, индивид созерцает самого себя в созданном им мире.

В новых условиях создание эстетического пространства также уходит из рук производителя. Когда-то в древности умственный труд отделился от физического. Теперь и эстетический труд отделился от непосредственного производителя. Он становится делом особой профессии, профессии дизайнеров, художественных проектировщиков.

В 20-е годы в СССР было движение за производственное искусство. В общем послереволюционном порыве советские художники стремились внести свое в процесс передела действительности и ставили задачу соединения искусства и промышленного производства. Если попытаться представить действительность того времени, то можно все обрисовать одним словом - разруха. Конечно, страна стремительно пошла вперед. До революции свыше семидесяти процентов населения не умело ни читать, ни писать. Страна фактически была полуколонией западного капитала. В те времена разрешить это противоречие между эстетическим и технологическим было невозможно. Да и на капиталистическом Западе она была поставлена только в сороковые годы нашего столетия. Когда появился дизайн. Появился он в условиях острой конкурентной борьбы компаний за покупателя. Он возник как составная часть существующего промышленного производства, которому требовался устойчивый потребитель. Капиталистическое производство и реклама нераздельны. Дизайн и появляется как такое искусство, которое делает товар привлекательным для покупателя. “Когда потребление выходит из своей первоначальной природной грубости и непосредственности..., то оно само, как побуждение, опосредуется предметом. Потребность, которую оно в нем ощущает, создана восприятием последнего. Предмет искусства - нечто подобное происходит со всяким другим продуктом - создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой. Производство производит поэтому не только предмет для субъекта, но также и субъект для предмета.” Марксово понимание природы человека поразительно. И потому приведенная цитата схватывает также и причину возникновения дизайна.

Дизайн обращен к эстетическому чувству и вкусу человека. И потому, конечно, он вписывается в проявления человеческой природы. Обусловлен ею. Но как он вписан в эту природу - это надо понимать и в этом надо разобраться. Конечно, в дизайне есть объективная необходимость. Об этом уже было сказано. Мы живем в мире субъекта. И для нас все внешние предметы есть чувственный язык нашего общения. Язык, который создает мое потребление мира субъекта и мою возможность чувственно жить в нем, чувственно присваивать природу субъекта. Но при всех блестящих достижениях дизайна он все же существует в условиях товарного производства и ему служит. Он пристегивает эстетический вкус субъекта к товарному производству, превращая субъекта в потребителя. Потому дизайн непременный спутник общества потребления. Потребительского общества.

То, что идет насыщение рынка различными товарами – конечно, это своеобразное достижение капиталистического общества. Но другим полюсом его является вымывание человеческого из человека. Cуть, конечно, не в том голом факте, что капитализм вообще какое-то ненормальное общество. Суть просто в том, что механизм получения прибавочной стоимости начинает определять все потоки человеческих отношений. Этот процесс господствует. Потому и эстетическое насыщение среды обитания человека также подчиняется этой задаче. Это не потому, что люди намеренно хотят превратить людей в потребителей. А потому, что это естественно для этого общества. В дизайне есть свои гении и свои открытия. Его творят люди и этим все сказано. Но все же в каждом своем проявлении он подчинен помимо всего прочего одному - пробудить в человеке жажду обладания этой вещью. И в этом сказывается его социальная направленность. Конечно, тонкий анализ социальной направленности того или иного направления в дизайне - это дело искусствоведения. Можно отметить такие моменты как назойливость, резкость, красивость, броскость и т.д. Не мягкая, добрая красота предмета, а вычурная, престижная красивость. И потому не создается язык глубинного чувственного общения общества людей, а язык броскости, престижности, карьерности, личного богатства. Кичливый эстетический язык. И все же необходимо относиться к дизайну очень внимательно. Сегодня пусть вот таким путем и в силу таких причин, но формируется способ эстетического насыщения действительности. Вырабатывается язык чувственного общения. Дизайнеры тоже люди. Хотя и поставлены в условия конкурентной борьбы. Они вынуждены обращаться и в вкусовым пристрастиям своих наций, и к культурным традициям, и к духовному складу нации. Не может быть, чтоб не формировался в дизайне действительный язык чувственного эстетического общения.

Единство утилитарного и эстетического в современном производстве достигается, как видим, противоречиво. Погоня за прибавочной стоимостью с одной стороны заставляет работать на естественный эстетический вкус человека, с другой стороны, заставляет стремиться пристегнуть эстетический вкус к колесу товарного производства. Но единство это необходимо. И оно формируется. Захватывая и производство товаров, и сам процесс производства. Заставляет сама природа человека. Превращение предметный среды в общепонятный и близкий язык чувственно-эмоционального общения необходимость. Это необходимо как на самом производстве, так и во всей среде жизни общества. В городе, в интерьере, в быту. И здесь художественное проектирование и дизайн играют сегодня решающую роль. Профессионализация эстетической деятельности и охват ею всей нашей среды надо признать шагом вперед. Но вместе с тем здесь возникает опасность отрыва от народной жизни, опасность вымывания из эстетической деятельности того, что мы называем подлинностью чувственного мира человека. Эстетство и вкусовщина могут также навредить, как и неверные теории, которые начинают применять на практике. Поэтому перед архитекторами, дизайнерами возникает проблема естественности, проблема близости к народным вкусам. Близости к народной жизни. Эта проблема всегда стояла перед настоящими художниками. А деятельность архитектора, дизайнера, того, кто занимается художественным проектированием предметной среды в настоящее время по значимости равна деятельности подлинного художника. Сам народ не в состоянии создавать свои эстетические ценности, как это было в предыдущие эпохи. Архитектор и дизайнер профессионализируют это народное творчество и берут на себя проблему создания чувственной эстетической седы.

В силу общей рационализации жизни общества в художественном проектировании предметной среды возникает течение функционализма. Функция и конструкция предмета сами по себе есть эстетические качества. Каких-то особых эстетических качеств предметам придавать нет необходимости. Так мыслят эти дизайнеры и художники. В известном смысле эта точка зрения имеет право на жизнь. И функцию, и соответствующую ей конструкцию тоже создает человек. Кант в подобном случае говорил, что если нарисовать на песке на диком пляже треугольник, то мы сразу воспринимаем это как дело рук человека, как плод его фантазии, воображения, мышления. Мы узнаем человека. Также и любая вещь, созданная человеком, есть продукт его творчества. И мы ощущаем в восприятии удачность моделировки функции, удачность конструкции для той или иной функции. И реагируем на это положительно. Все это так. Но нужно помнить, что у человека нет другого языка для человеческого общения, кроме предметности. И мы в этом общении ощущаем параметры своей личности. В чувственном сопоставлении с другими людьми. С тем, что они нам дают как язык своей индивидуальности. Это общение может происходить через века, через эпохи, через континенты. Но в предмете можно почувствовать другого индивида с его мировоззрением, мироощущением, складом души и т.д. Подлинную эстетическую ценность предмет приобретает только тогда, когда он приближается всеми своими качествами вот к этому общению. Пишу: общение индивидов. Да, так оно и есть. Потому что, нет не индивидуальной субъективности, не личностной. Общество - это индивиды. Индивид несет в себе общество. Он интерпретирует мне свое общество. Только через него я могу ощутить английское, русское, марийское...