Смекни!
smekni.com

Римское частное право (стр. 6 из 13)

Второй такой же способ назывался in jure cessio - ин юре цессио. Под этим термином иногда упоминают о цессии. Цессия - это уступка права. Так вот ин юре цессио - исконный квиритский способ приобретения права собственности посредством так называемой воображаемой виндикации вещи. Вещь как бы изымается собственником у несобственника. Это разыгрывается как судебный процесс. Но на самом деле это, конечно же, не судебный процесс. Здесь нет спора о праве, просто акт передачи облечен в форму судебного процесса. Но в ряде случаев эти обряды по тем или иным причинам не соблюдались. Скажем, вещь была передана посредством традиции. Традиция - это такой способ приобретения права собственности по праву народов, неформальная передача вещи во владение приобретателю, просто взял собственник и передал вещь другому лицу. Такая традиция, конечно же, не могла привести к приобретению права собственности на стороне приобретателя. Юридически собственником оставалась как раз передающая сторона. И могла быть только одна спасительная линия у приобретателя, если он провладел имуществом в течение установленного срока для приобретательной давности - год и два года по закону XII таблиц.

По истечении срока приобретательной давности это лицо могло стать юридическим собственником. Более того, такие приобретатели получили не просто защиту от иска кверитского собственника, а они получили нечто большее. Если приобретатель лишался вещи, скажем, другое лицо у него эту вещь физически отняло силой, то этот приобретатель, не являясь собственником, мог истребовать вещь, предъявив публицианов иск – иск добросовестного владельца, которому вещь была передана собственником, а потом отнята у него другим лицом. И вот эта кверитская собственность как бы отодвигается на задний план. С появлением бонитарной собственности уже необходимость соблюдения формальных способов передачи вещи отпадает и как бы образуется так называемая голая кверитская собственность – собственность, которая практически ничего не дает. Просто констатируется, что она наличествует, но основное значение имеет, конечно же, бонитарная собственность.

Подчеркну, что субъектом бонитарной и кверитской собственности являлся римский гражданин, то есть и там, и там это один и тот же субъект – римский гражданин. Это очень важно. Это часто упускается студентами из виду, потому что существовала собственность не римских граждан, но она к бонитарной собственности никакого отношения не имеет. Бонитарная собственность – это собственность римских граждан, так же как и кверитская собственность, но которая возникала вследствие дефектов в способе приобретения кверитской собственности.

А вот собственность, которая не могла принадлежать римскому гражданину, называлась перегринская собственность. Третья категория – это собственность перегринов, тех, кто не являлся гражданином Рима.

И близко к ней примыкает собственность на провинциальные земли. Перегринская – здесь специфика субъекта, а собственность на провинциальные земли – здесь специфика объекта. Объектом такой собственности могла быть только провинциальная земля, земельные участки в провинции, то есть на тех территориях, которые были завоеваны Римом. Дело в том, что эти земли не могли быть в принципе объектом частной собственности, то есть в эпоху республики считалось, что эти земли принадлежат всему римскому народу. А в эпоху империи император объявил их своей собственностью. Но фактически отношения по использованию этой земли незначительно отличались, если вообще отличались, от обычных традиционных отношений собственности

Теперь, что касается законных границ права собственности. Я сказал, что собственность, в принципе, предоставляет субъекту полную власть над вещью. Но, безусловно, это только в принципе. Я сказал, что государство иногда устанавливает ограничения власти собственника. В принципе, в римском праве провозглашалось, что собственник по своему усмотрению осуществляет господство над вещью, то есть он действует по своему усмотрению, и при этом может даже нарушать интересы других лиц. Это вполне возможно, что при осуществлении своего права собственник посягает на интересы третьих лиц.

Например, собственник мог построить какое-то строение и заслонить свет собственнику соседнего участка. Или же вырыть колодец на своей земле и лишить возможности пользоваться колодцем собственника нижележащего участка. Но главное, что при осуществлении своего права не было, во-первых, нарушения сервитутных прав, прав, которые принадлежали другому лицу на имущество собственника. Нельзя было нарушать сервитутные права. Например, сервитут - право проезда по чужой земле, я имею право проезжать по чужой земле, потому что моя земля не имеет доступа к общим дорогам, я выговорил такое право, чтобы проезжать по территории соседа. Нельзя было поставить какую-то преграду.

Во-вторых, собственник не может допустить того, что сегодня называется “шикана”. (?) Шикана - то есть злоупотребление правом с исключительной целью причинить вред другому лицу. Нельзя употреблять свое право во зло так, чтобы преследовалась исключительная цель навредить другому лицу. Вот это действие являлось незаконным.

Что же касается других, законных ограничений права собственности, то они довольно-таки были значительные. Я назову некоторые из них, наиболее явные.

Во-первых, собственник земельного участка не мог протестовать против проникновения в его владения разных неприятных выделений и отбросов, скажем, со стороны соседнего участка, не мог протестовать, чтобы на его территорию проникал дым, пар, пыль с территории соседнего участка, но, конечно, если это вызвано нормальной эксплуатацией соседнего участка. Нельзя было это делать исключительно с тем, чтобы причинить зло интересам другого лица. Собственник соседского участка просто вынужден так поступать, потому что это связано с хозяйственной эксплуатацией его участка.

Во-вторых, сосед, скажем, когда это были два соседских участка, должен был дозволять другому соседу заступать на его участок для собирания упавших плодов. Деревья росли на территории одного участка, но плоды падали на территорию соседнего участка. И собственник соседнего участка должен был допускать другое лицо для собирания плодов через день, не каждый день, а через день.

Далее сосед на нижележащем участке должен был принимать на свою землю сток дождевой воды с территории соседнего участка. Нельзя было установить заслон с тем, чтобы вода обратно пошла и вызвала какие-то неблагоприятные экономические последствия. И собственник вышележащего участка не мог изменять нормальный сток дождевой воды, не мог направить воду так, чтобы она прямо текла в направлении жилища соседа, если она была проложена в другом месте, а теперь возьмет и изменит направление. Это было недопустимо.

Далее – в отношении земельных отношений, когда сосед имеет имущество и это имущество угрожает обвалом. На самом деле обвала еще не произошло, просто существует такая угроза. Так вот, заинтересованный субъект, в частности, сосед мог потребовать от собственника строения дать ему стипуляцию, то есть обязательство возместить возможный убыток от обвала здания. Если произойдет обвал, ты мне заплатишь такую-то сумму. И всё. И здесь будет предельно упрощен порядок взыскания этой суммы.

Землевладелец должен был допускать любого желающего на его участок для занятия горным промыслом либо для того, чтобы добывать иные недра земли. При этом 1/10 дохода должен был разработчик платить собственнику. 1/10 получал собственник в виде ренты, а 1/10 дохода направляли в доход бюджета государства.

В древности как раз было не так, в самую раннюю эпоху римского государства, потому что считалось, что собственник земли имеет исключительные права на недра земли.

В конце концов надо было еще при строительстве зданий сохранять между ними определенный промежуток – 5 футов. Нельзя было строить здания ближе, чем на расстоянии 5 футов. И были ограничения относительно высоты зданий. Очень высокие здания нельзя было строить.

И последнее ограничение – государство могло экспроприировать собственность для государственных нужд, просто взять и лишить собственника его права. Но при этом, конечно, с выплатой вознаграждения.

способах приобретенияправа собственности. Здесь обычно различают несколько видов этих способов.

Во-первых, это цивильные способы – те, которые были предусмотрены цивильным, или квиритским, правом. И вторая категория – это способы приобретения права собственности по праву народов, то есть не исконно римские способы, а способы приобретения по праву народов.

К первой категории, к исконно цивильным способам относят следующие виды: это, во-первых, приобретение права собственности от государства (это один из древних способов установления собственности); во-вторых, это манципация, о которой мы уже говорили вкратце, и сегодня я несколько слов добавлю к этому вопросу; третий способ – это in iure cessio; четвертый – адъюдикация; пятый – приобретение собственности по приобретательной давности (по давности владения, иногда говорят), в Риме этот способ назывался usucapio (вы можете этим термином не пользоваться, просто говорить “право собственности по давности владения”). Далее это два способа, которые относятся к наследственному праву – приобретение права по наследству и в силу легата – по завещательному отказу.

Что касается способов приобретения права собственности по праву народов, в эту категорию следует отнести прежде всего такой способ, как традиция; об этом способе мы сегодня будем особо подробно говорить – о традиции. Кроме того, это оккупация (тот же термин, как он в обычном словоупотреблении применяется), далее это спецификация ( это тоже слово, которое на слух воспринимается однозначно всегда).