Смекни!
smekni.com

Субъективная сторона преступления (стр. 3 из 7)

§ 2. КОСВЕННЫЙ УМЫСЕЛ

Законодатель дает следующее определение косвенного умысла (часть 3 статья 25 УК РФ), «...лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично».[9]

Сравнительный анализ двух видов умысла целесообразней проводить, сопоставляя его элементы.

Интеллектуальный элемент почти не отличается от прямого умысла. Но почти. Тоже существует осознание лицом общественной опасности своего деяния, но предвидение возможности, а не неизбежности, отличает косвенный умысел от прямого. При этом субъект предвидит возможность наступления таких последствий как реальную, то есть считает их закономерным результатом развития причинной связи именно в данном конкретном случае. Косвенный умысел имеется, если субъект не распространяет возможность наступления вредных последствий на данный конкретный случай, то есть сознает закономерность наступления таких последствий в других аналогичных случаях. По такому пути идет практика. Так, отменен приговор Пермского областного суда в отношении М., осужденного по части 2 статьи 108 Уголовного Кодекса РСФСР, статье 207 Уголовного Кодекса РСФСР. Суд первой инстанции сослался на то, что умысел на убийство не доказан: смерть женщины наступила спустя 40 дней после причинения телесного повреждения, а в течение 9 суток потерпевшая находилась в одном доме с М., и он, хотя видел, что она жива, не делал попыток наносить ей еще удары, считая, что рана не глубокая и все обойдется. Отменяя приговор, Коллегия Верховного Суда по Уголовным делам руководствовалась тем, что суд не дал оценки характеру ранения, его локализации (в область левой половины грудной клетки), поведению М., угрожавшему внуку и препятствовавшему ему принять меры к оказанию помощи матери (суд квалифицировал по статье 103 УК РСФСР). Здесь налицо косвенный умысел: субъект относился безразлично к последствиям своего деяния, считая, что все обойдется.

Основное различие между прямым и косвенным умыслом заключается в содержании волевого элемента.

Волевой элемент косвенного умысла характеризуется в Законе как отсутствие желания, но сознательное допущение общественно опасных последствий либо безразличное к ним отношение. В этом случае в отличие от прямого умысла, лицо не желает, а лишь сознательно допускает наступление преступных последствий, безразлично относится к их наступлению. Преступное последствие при косвенном умысле является побочным результатом действия или бездействия виновного, к достижению которого он не стремится, но соглашается с возможностью его наступления. При этом субъект может даже надеяться на то, что эти последствия не наступят, однако это надежда всего лишь на случайные обстоятельства, благодаря которым предвиденные им последствия могут не наступить. В этом случае субъект причиняет вред общественным отношениям «не задумываясь» о последствиях совершаемого деяния, хотя возможность их причинения представляется ему весьма реальной.

Дискуссионным в науке Уголовного права является вопрос о наличии косвенного умысла в формальных составах. Чаще всего это делается путем переноса признака желания или сознательного допущения с последствия на действие или бездействие. Однако такой перенос является неправомерным. Действие само по себе лишь в редких случаях является предметом желания, таковым является результат действия. Никакие оттенки волевого отношения субъекта к самому действию или бездействию не влияют на форму вины: коль скоро не совершает общественно опасное деяние, сознавая его общественно опасный характер, вопрос о том, желал он или не желал совершить это деяние, лишен уголовно-правового значения. Даже при наличии психического принуждения деяние будет признано умышленным.[10]

Косвенный умысел встречается в законодательстве и в реальной жизни реже, чем прямой. Косвенный умысел невозможен при совершении преступлений с формальным составом, в преступлениях, в состав которых включают специальную цель деяния, при покушении на преступление и приготовлении к нему, а также в действиях организатора, подстрекателя и пособника. Однако сфера действия косвенного умысла расширяется, да и сам косвенный умысел имеет важное практическое значение. В Уголовном Кодексе Российской Федерации закреплен новый взгляд законодателя на институт соучастия. Так, помимо лица, непосредственно организовавшего совершение преступления или руководившего его исполнением, предусмотрена раннее неизвестная «разновидность» организатора, а именно лица, создавшего организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию), либо руководившего ими. В соответствии с частью 5 статьи 35 Уголовного Кодекса Российской Федерации перечисленные лица несут уголовную ответственность за все совершенные организованной группой преступления, если преступления охватывались их умыслом. Доказывание причастности организаторов к преступной деятельности, если они не участвуют в непосредственном исполнении преступлений, всегда вызывало значительные трудности. Однако введение понятия косвенного умысла предоставляет правоохранительным органам дополнительные возможности для усиления борьбы с преступной деятельностью лидеров организованной преступности. Эти лица в процессе осуществления руководства организованными преступными группировками не могут не предвидеть возможности совершения различных преступлений. При доказанности «сознательного допущения» возможности совершения преступления или безразличного к ним отношения привлечение к уголовной ответственности организаторов вполне реально.[11]

§ 3. ВИДЫ УМЫСЛА

Законодатель выделяет два вида умысла: прямой и косвенный.

В процессе осуществления преступной деятельности прямой умысел может сформироваться в косвенный - это можно проиллюстрировать на примерах следственной практики. Так, весьма частым в последние годы стало использование взрывчатых веществ при совершении преступления конкретной направленности. Данное преступление совершается общественно опасным способом, то есть создает угрозу причинения вреда непосредственному кругу лиц. Прямой умысел данного преступления направлен на физическое устранение жертвы (конкурент, враг и тому подобное), но преступник осознает, что взрыв может причинить вред и другим людям: случайным прохожим - свидетелям преступления. С одной стороны субъект не желает причинить им вред, но с другой стороны - ему безразлично, пострадает ли еще кто-нибудь или он полагает, что в это время рядом «посторонних» может и не оказаться. В данном примере умысел включает сразу два вида: прямой - по отношению к объекту устранения и косвенный - если преступление причинит вред кому-либо еще.

Помимо деления умысла на виды в зависимости от особенностей их психологического содержания, теория и практика уголовного права знают и иные классификации видов умысла.

По моменту возникновения преступного намерения умысел подразделяется на

заранее обдуманный и

внезапно возникший.

Заранее обдуманный умысел характеризуется тем, что намерение совершить преступление осуществляется через более-менее значительный промежуток времени после его возникновения. Сам по себе момент возникновения преступного намерения не может оказать существенного влияния на степень опасности деяния. Важны причины, по которым виновный реализовал свой замысел не сразу. С одной стороны это может объясняться нерешительностью субъекта, а с другой - тщательностью подготовки к преступлению.

Внезапно возникшим является такой вид умысла, который реализуется в преступлении сразу же или через незначительный промежуток времени после его возникновения. Внезапно возникший умысел может быть простым или аффектированным.

Простой внезапно возникший умысел характеризуется тем, что намерение совершить преступление возникает у виновного в нормальном психическом состоянии.

Аффектированный умысел характеризует психологический механизм возникновения намерения совершить преступление. Поводом к его возникновению является неправомерные или аморальные действия потерпевшего в отношении виновного или его близких. В преступлениях, совершенных с аффектированным умыслом, меньше проявляется антисоциальная установка личности, этим и обуславливается смягчение наказания.

В зависимости от степени определенности представлений субъекта о важнейших фактических и социальных свойствах совершаемого деяния, умысел может быть

определенным (конкретизированным) или

неопределенным (неконкретизированным).[12]

Определенный умысел характеризуется наличием у виновного конкретного представления о качественных и количественных показателях вреда, причиняемого деянием. По внутренней структуре определенный умысел может быть сложным: виновный способен предвидеть возможность наступления различных, не строго определенных в его сознании, последствий своего деяния и желать наступления любого из них (альтернативный умысел).

Неопределенный умысел характеризуется тем, что у виновного имеется не индивидуально определенное, а обобщенное представление об объективных свойствах деяния, то есть он сознает только его видовые признаки. Возможные последствия охватываются сознанием виновного в самом общем виде, они не конкретизированны, но тем не менее любое из возможных последствий нацелено на конечный преступный результат. Например, при совершении кражи сознанием виновного не определены ни предмет хищения, ни его размер.[13]