Смекни!
smekni.com

Субъективная сторона преступления (стр. 6 из 7)

Цель преступления - это мысленная модель будущего результата, к достижению которого стремится лицо при совершении преступления. Цель преступления возникает на основе преступного мотива, а вместе мотив и цель образуют ту базу, на которой рождается вина как определенная волевая и интеллектуальная деятельность субъекта, связанная с совершением преступления и протекающая в момент его совершения. Общественно опасные последствия преступления охватываются мотивами и целями только в умышленных преступлениях. Поэтому применительно к преступлениям, совершенным по неосторожности, нельзя говорить о преступных мотивах и целях, и законодатель не включает этих признаков в составы неосторожных преступлений.

Классификация мотивов и целей.

Наиболее практичной полезной является классификация, базирующаяся на моральной и правовой оценке мотивов и целей. С этой точки зрения все мотивы и цели преступлений можно поделить на две группы:

I группа - низменные;
II группа - лишенные низменного содержания.

К низменным следует отнести те мотивы и цели, с которыми Закон связывает усиление уголовной ответственности либо в рамках Общей части Уголовного Кодекса Российской Федерации, оценивая их как обстоятельства, отягчающие ответственность, либо в рамках Особенной части Уголовного Кодекса Российской Федерации, рассматривая их в конкретных составах преступлений как квалифицирующие признаки, а так же в качестве необходимого условия уголовной ответственности. Низменными следует признать такие мотивы, как корыстные (пункт «з» статья 105 УК РФ), хулиганские (пункт «п» статья 105 УК РФ). К низменным целям относятся такие цели, как цель облегчить или скрыть другое преступление, цель использования органов и тканей потерпевшего (пункт «м» статья 105, пункт «ж» статья 111 УК РФ). Прочие мотивы и цели, с которыми Закон не связывает субъективное основание уголовной ответственности или ее усиление, относятся к не имеющим низменного содержания.[19]

Некоторые авторы выделяют еще и социально полезные мотивы преступления. С этой точкой зрения трудно согласиться, так как в основе преступления не могут находиться общественно полезные побуждения, и наоборот, преступные мотивы не могут быть полезны. Если деяние субъекта формально содержит в себе признаки преступления, но по сути является общественно полезным и вызвано позитивными мотивами и преследует правомерные цели, то такое деяние не признается преступлением. Такие мотивы и цели являются обстоятельствами, исключающими преступность деяния в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации.

§ 2. ЗНАЧЕНИЕ МОТИВА И ЦЕЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Во-первых, мотив и цель преступления могут превращаться в обязательные признаки состава преступления, если законодатель вводит их в состав конкретного преступления в качестве необходимого условия уголовной ответственности.

Во-вторых, мотив и цель могут изменять квалификацию, то есть служить признаками, при помощи которых образуется состав того же преступления с отягчающими обстоятельствами.

В-третьих, мотив и цель могут служить обстоятельствами, которые без изменения квалификации смягчают или отягчают наказание, если они не указаны законодателем при описании основного состава преступления и не предусмотрены в качестве квалификационных признаков.

Мотивы и цели преступления могут в отдельных случаях служить исключительно смягчающими обстоятельствами и в этом качестве обосновать назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление санкцией нормы Особенной части Уголовного Кодекса Российской Федерации (статья 64 УК РФ), либо лечь в основу решения об освобождении от уголовной ответственности или от наказания.

§ 3 ЭМОЦИИ

Эмоции - это испытываемые человеком переживания по поводу собственного состояния, совершаемого деяния или событий окружающей действительности. Они не являются источником действий человека непосредственно, но они придают психическим процессам особый фон, способствуют возникновению мотива, ориентируют человека на постановку определенной цели. Эмоции характеризуются различной степенью интенсивности, напряженности. Интенсивность эмоциональных реакций и степень их влияния на психологическую деятельность человека выражается через такие понятия как эмоциональный отклик, эмоциональная вспышка, аффект.

Эмоциональный отклик - распространенная реакция на сложившуюся или ожидаемую ситуацию в обыденной жизни. Влияние этой реакции на эмоциональное состояние человека невелико.

Эмоциональная вспышка - это реакция по своей напряженности значительно сильнее отклика и способна воздействовать на эмоциональное состояние, хотя и не приводит к утрате контроля над собой.

В отличие от эмоционального отклика и вспышки аффект - это чрезвычайно сильное, бурно протекающее, кратковременное эмоциональное возбуждение взрывного характера, которое находит разрядку в действии при ослабленном волевом контроле либо полном его отсутствии.

Ослабление волевого контроля и торможение интеллектуального процесса характерны для физиологического аффекта при котором сознательное поведение лица дезорганизуется, но не исключается полностью. Действия, совершаемые в состоянии физиологического аффекта считаются, признаются преступлением.

Патологический аффект заключает в себе эмоциональный заряд такой силы, взрыв которого полностью помрачает сознание и порождает неуправляемое импульсивное действие. На этом основании патологический аффект исключает уголовную ответственность (статья 21 УК)[20].

Эмоции также, как и другие составные преступления, входят в предмет доказывания по уголовному делу и подлежат установлению в ходе судебного разбирательства. Они устанавливаются путем оценки всех фактических данных, указывающих на психическое состояние. В котором находилось лицо, совершившее преступление.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все рассмотренное выше позволяет делать вывод, что российское уголовное право не ограничивается принципом виновной ответственности, не стоит на позиции субъективного вменения. Это означает, что при решении вопроса об уголовной ответственности и наказании лица, совершившего преступление, принимается во внимание не только виновное отношение лица к совершенному общественно-опасному деянию (действию или бездействию) и его последствиям, но учитываются и другие элементы субъективной стороны преступления - его мотивы, цели и эмоциональное состояние лица в момент совершения преступления.

Необходимо отметить, что для следственной и судебной практики из всех элементов состава преступления наиболее сложной для установления и доказывания является именно субъективная сторона, что мы видели на неоднократных примерах из судебной практики. Это вполне понятно, так как проникнуть в мысли, намерения, желания и чувства лица, совершившего преступление, гораздо труднее, чем установить объективные обстоятельства.

Поэтому не может и не должно быть какого-то общего подхода к установлению психического отношения лица к совершенному им общественно опасному деянию и его последствиям, к установлению мотивов и целей данного деяния.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Уголовный кодекс РСФСР. (Принят III сессией Верховного Совета РСФСР 5-го созыва 27 октября 1960 г.). Ведомости Верховного Совета РСФСР, №40, 1960.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации, №64-ФЗ, 13 июня 1996 года.
3. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, №92-ФЗ, 25 июня 1998 года.//«Юридическая газета», №43, 1998.
4. Информационный бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, №1, 1999.
5. О судебной практике по делам о грабеже и разбое. Постановление от 22 марта 1966 года №31 Пленума Верховного Суда Российской Федера­ции. (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.70 №54, от 27.07.83 №7, от 04.05.90 №2, от 21.12.93 №11, от 25.10.96 №10).
6. О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 122 УК РСФСР. Постановление от 19 марта 1969 года №46 Пленума Верховного Суда Российской Федерации. (в ред. Постановле­ний Пленума Верховного Суда РФ 28.01.70 №53, от 27.07.83 №7, от 24.12.85 №10, от 21.12.93 №11, от 25.10.96 №10).
7. О судебной практике по делам о хулиганстве. Постановление от 24 де­кабря 1991 года №5 Пленума Верховного Суда Российской Федерации. (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 №11).
8. О судебной практике по делам об изнасиловании. Постановление от 22 апреля 1992 года №4 Пленума Верховного Суда Российской Федерации (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 №11).
9. О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм. Постановление от 11 января 1997 года №1 Пленума Вер­ховного Суда Российской Федерации.
10. О судебной практике по делам об убийстве (Статья 105 УК РФ). Поста­новление от 27 января 1999 года №1 Пленума Верховного Суда Рос­сийской Федерации.
11. Абельцев С. (Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации). Мотивация особо тяжких преступлений против личности.//Российская юстиция, № 11, 1998.
12. Дагель П.С. Неосторожность: уголовно-правовые и криминологические проблемы. - М.: Юрид. Лит., 1977. -143 стр.
13. Дагель П.С. Субъективная сторона преступления и ее установление. - Воронеж, 1974. -240 стр.
14. Смирнов К.П. Умысел как форма вины.//Российская юстиция, №3, 1997.
15. Уголовное право России. Общая часть./Ответ. ред. Здравомыслов Б.В. - М., «Юристъ», 1996.
16. Уголовное право. Часть общая./Издательская группа ИНФРА - М - НОРМА. - М., 1998.

[1] Уголовное право России. Общая часть./Отв.ред. Здравомыслов Б.В. -М., Юристъ, 1996. С.74.