-миграция (беженцы, эмигранты - в связи с экономическими проблемами) в приграничных регионах, направляющаяся в сторону ЕС, которые в свою очередь дополняют процесс расширения трансграничных контактов, рассекая пограничные преграды.
-значительная разница в административных структурах между государствами, расположенными на внешних границах, начиная с продолжающимся централизмом стран центральной и Восточной Европы до более федеральных структур государств - членов ЕС (Германия, Австрия), вытекающих из отсутствия компилятивных структур (субъектов) на региональном и локальном уровнях.
Несмотря на перечисленные преграды трансграничное сотрудничество с начала 90-х годов сделало значительные достижения вдоль немецко-польских и немецко-чешских границ. Здесь возникли кооперативные структуры в форме еврорегионов. Пределы сотрудничества достигли:
от организации транспортной инфраструктуры, совместных проектов, направленных в сторону улучшения ситуации в области охраны окружающей среды до более “мягких” действий, таких как кооперация в сфере бизнеса, в области образования, обучения, коммуникаций, культуры, спорта. Трансграничное сотрудничество на внешних границах ЕС получило новый рывок вместе с возникновением в 1994 году Программы PHARE CBC (трансграничного сотрудничества) и TACIS в 1996 году, которые оказывают финансовую помощь странам, охваченным программами PHARE и TACIS, с целью поддержки совместных проектов стран, граничащих со странами ЕС.
Морские границы
Регионы, расположенные вдоль морского побережья находятся как на внешних, так и на внутренних границах ЕС. Они имеют различный уровень - начиная от регионов определяющие цепи 1, 2 до регионов, не имеющих статуса цепи в рамках Структурных Фондов - вместе с тем относительно модели региона делит их значительная разнородность проблем развития. Регионы, имеющие морские границы, включались в “исключительных” либо специальных случаях в Европейские программы финансовой помощи (например, Interreg I и Interreg II)[2].
Несмотря на существующие разнородности, можно определить несколько проблем и отличий (совместных) для регионов, расположенных вдоль морского побережья. Связаны они с общей морской границей и касаются преодоления проблем коммуникации между регионами, а также доступа к обширным рынкам и другим трансграничным регионам. Кооперация концентрируется также на совместных проблемах, связанных с охраной среды (загрязнение моря, охрана и освоение побережья), использование морских особенностей (поддержка использования постоянного источника энергии, туризм на море), а также решением общих проблем- практических заданий (например, безопасность на море, помощь в непредвиденных ситуациях и т.д.). Кроме того, часто данные регионы объединены общими историческими корнями, единой культурой и торговлей.
Приграничные районы представляют собой территории, на которых проживают сообщества, тесно связанные отношениями, но разделенные границей. Независимо от политической системы страны, к которой принадлежат эти сообщества, приграничные районы сталкиваются со специфическими пространственными, социально-экономическими, социально-культурными, политическими и законодательными проблемами.
Граница - это скорее разграничение двух государств, нежели “физическое понятие”. Поэтому необходимо взять на вооружение междисциплинарный и международный подходы, основанные на изучении вопросов, связанных с границей и имеют важное значение для определения различных типов экономических, культурных и политических отношений, которые возникают или развиваются в приграничных и отдаленных районах. Жесткие теоретические определения для этих районов неуместны; районы должны рассматриваться во многих измерениях в зависимости от функций, которые являются предметом изучения.
Основополагающий принцип приграничного сотрудничества заключается в том, чтобы создавать связи и договорные отношения в приграничных зонах с целью поиска совместных решений идентичных проблем. В государственных учреждениях осознают особый характер проблем, с которыми сталкиваются приграничные сообщества. Региональная индивидуальность должна быть поддержана, а европейское строительство и более того, европейская интеграция, нуждаются в успешном приграничном сотрудничестве, чтобы продемонстрировать прочность, подлинность и законность этого процесса, в этом смысле приграничные районы играют роль площадки Европы. Европейское строительство обогатится динамизмом развития и специфическими качествами местных и региональных сообществ, расположенных по обе стороны границ, поскольку они совместными усилиями развивают существующее партнерство и солидарность, отражающие то, какой должна быть Европа, объединенная своим разнообразием. Более 70 приграничных районов из 235,зарегистрированных Советом Европы в 32 странах-членах, ясно указывают на то, что Европа является настоящей мозаикой. Очень важно найти тот основной образец, который придает европейской мозаике красоту и значимость.
Приграничные районы являются частью этого образца или конструкции, поскольку границы, как показывает история, всегда были отличительной чертой европейского ландшафта.
Приграничный регион - это потенциальный регион, с присущей ему географией, историей, экологией, этическими группами, экономическими возможностями и т.д., по разделенной суверенитетом правительств, правящих по обе стороны границы [[2]].
Определение, сформулированное Денисом де Ружмонтом, может иметь провокационный характер с точки зрения правительств, тем не менее оно указывает, как должны развиваться приграничные сообщества, если таковые возникают, если не как политические ценности, то по крайней мере с точки зрения функционирования.
Повышенное внимание уделяется проблеме границ и приграничных территорий, особенно в пределах Европейского Союза (далее ЕС). Этот интерес обусловлен постепенным ослаблением политических демаркационных линий и запланированным исчезновением экономических барьеров. Кроме всего прочего, он по-своему кристализирует все трудности, ограничения и сдерживающие факторы, которые должны быть преодолены на пути европейской интеграции. В этой связи приграничные районы действительно являются критерием и катализатором прогресса европейского строительства.
Размеры приграничного района определяются двумя рассматриваемыми фактами: граница как физическое понятие и приграничный регион как территория новых договорных отношений.
Граница - это прежде всего физическое понятие, которое часто обозначается указателями определяющими территорию государства. Она таким образом безоговорочно указывает сферу действия национального суверенитета, составляет тем самым ключевой элемент национальной территории или любой другой "национальной системы" [[3]] , включая ее составные части и подсистемы.
Границы выполняют существенную функцию государств: установление собственной территории в качестве основы деятельности всех систем и подсистем, на которые теоретически распространяется национальный суверенитет; например, национальная система образования, национальная экономика, национальная валюта, национальная безопасность, полиция, правосудие и т.д.
Набор ограничений для всех систем и подсистем государства в каком-либо отдельно взятом районе обязательно вызовет конфронтации, дисбалансы или даже конфликты в регионах, разделенных границей: часто их системы будут противоречить друг другу или игнорировать друг друга, поскольку между ними нет достаточного числа связующих звеньев и договорных процедур, по крайней мере при понятном положении вещей.
Территория приграничных регионов как система должна быть такжепроанализирована с точки зрения наполненности отношений и с учетом социально-экономических, политических, культурных и других сил, которые переходят из одной сферы в другую: например, в сфере культурных, социальных, экономических, делимых и образовательных отношений. Поэтому в приграничных районах очень важно открыть "мосты", " точки пересечения" и договорные связи между различными партнерами в главных областях приграничного сотрудничества.
За последние три или четыре десятилетия в Европе появилась новая геополитическая интеграция. " Роль границы (...) изменилась. Вместо барьера она постепенно становится местом, где встречаются два вида реальности и появляется возможность для взаимодополнения, преодолеваются косные концепции национального суверенитета. Ввиду возникающей новой ситуации, центральному правительству подлежало бы предоставить приграничным регионам такую степень автономии, которая позволяла бы им, например, вести переговоры с прилегающими территориями в специфических областях. Существует много территорий в которых возможно произвести определенные изменения, чтобы возместить или даже свести на нет негативный эффект границы, уважая при этом правовые нормы каждого государства.[3]
Для смягчения эффекта границы, пограничные функции должны быть как бы нейтрализованы, что предполагает определение границ с точки зрения различных их функций или результатов разделения и соединения.
Следующие функции входят в это определение:
- военно-политическая стратегия как основной объект территориального вопроса государства;
- разрыв в уровне развития и неравномерность в экономической, культурной и социальной сферах;
- отбор и выбор, например, с точки зрения иммиграции;