Смекни!
smekni.com

Организация приграничного сотрудничества (стр. 6 из 14)

Возможно определить приграничный регион, подчеркивая важность ге­ографических, экономических и политических особенностей, и по правилам переменной геометрии в зависимости от вида и важности проблем с кото­рыми они сталкиваются.

Денис де Рушмонт писал в 1978 году, что приграничный регион опре­деляется во-первых и прежде всего перечнем его общих проблем. Послед­ние относятся к пространству секторам экономики, социальной и культур­ной активностью.

Пространственное планирование и планирование охраны окружающей среды - это те проблемы, которые главным образом характеризуют пригра­ничные территории и влияют на согласованные решения, принимаемые тер­риториальными сообществами расположенными по обе стороны от границы.

На более глубоком уровне понимания, история накладывает свой отпечаток на специфическую природу и оригинальность проблем приграничных территорий. Будучи отдаленными или "пограничными землями" государств, эти территории со временем получили в ведение функции, которые все больше и больше становились секторальными и прекратили быть чисто во­енными. Законодательные и образовательные структуры приграничных реги­онов несмотря на бурные исторические события, происходившие то на одной, то на другой национальной территории, тем не менее сохранили от­личительные черты, которые формировались в результате нестабильности государственных границ и сделали их не похожими на такие же структуры в центральных частях государства. История и такие отличительные струк­туры также сформировали отношение к границе и приграничным территориям в большинстве старых и новых приграничных районах центральной и вос­точной, а также западной Европы. Все это говорит о сложности и само­бытности приграничной проблемы во всех частях Европы.

2.2. Развитие приграничного сотрудничества.

Приграничные отношения между местными и региональными сообщества­ми могут быть формальными или неформальными, первичными(то есть спон­танными) или вторичными (то есть организованными). Приграничные инсти­туты призваны содействовать развитию такого типа организованных отно­шений.

Существует два определения приграничных институтов, первое- эмпи­рическое, второе- юридическое.

Эмпирическое определение.

Термин "приграничный институт" в самом широком смысле определяет любое коллективное приграничное отношение, признанное если не обяза­тельно официально, то хотя бы публично. Оно может регулировать ситуа­цию, начиная от отношений, одобренных межгосударственным отношением, до прочих связей, установленных между ассоциациями по обе стороны гра­ницы. Все подобные отношения, институциализированные соглашениями, протоколами, статутами(уставами) или долгосрочными и регулярными конт­рактами, должны иметь три основных параметра, которые вписываются в любые определения приграничного региона:

- территория применяющаяся и до определенной степени имеющая гра­ницы;

- сообщества или административные образования, разрушенные общей границей;

- местные и региональные функции, единые, множественные или об­щие, с соответствующими положениями.

Два кратких примера, один взят из французского законодательства, другой из конституции Швейцарии, каждый по-своему подтверждает это оп­ределение:

Французский пример:

"Ст.9: В виде исключения, кантоны сохраняют право на заключение с иностранными государствами договоров, затрагивающих государственную экономику, отношения с соседями и реализацию [[6]] политики; тем не менее такие договоры не должны противоречить Конфедерации или правам других кантонов".

"Ст.10:1. Официальные отношения между кантонами и иностран­ными правительствами или их представителями производятся при посредни­честве Федерального Совета."

2. Тем не менее кантоны могут поддерживать отношения напрямую с властями более низкой ступени и служащими иностранных государств по вопросам, указанным в предыдущей статье".

Юридическое определение

В самом строгом и формальном смысле термина, приграничный инсти­тут - это международный инструмент признанный международным правом в качестве соответствующего контекста для отношений в приграничных райо­нах. Этот международный инструмент, с точки зрения области применения, относится в ведению административных подразделений заинтересованных государств. Институциональные отношения являются эмбриональной формой приграничных институтов и открывают начала сотрудничества, которые яв­ляются незаменимыми для любой разграниченной территории. Если они ста­нут постоянными, они смогут даже сформировать основы институтов. Одной из причин для появления прямых приграничных отношений между внутриго­сударственными общественными сообществами, которая должна учитываться, является то, что государство считает трудным быстро и эффективно ре­шать, особенно в приграничных зонах, задачи, которые входят в пределы их ответственности, и что "близкие отношения" выгодны внутригосу­дарственным сообществом, разделенным границей.

Второй причиной появления институциональных приграничных отноше­ний является транснациональное измерение любой общей проблемы пригра­ничном регионе. Окончательным решением в перспективе станет расширение в соответствии с внутренним законодательством сферы ответственности приграничных сообществ, независимо от местной ответственности суб-го­сударственных образований. Европейские институты также как и прави­тельства государств пытаются разработать новые инструменты сотрудни­чества на международном уровне- инструменты, направленные на признание сферы ответственности, в рамках которой приграничные сообщества смогут устанавливать прямые приграничные отношения и создавать инструменты для сотрудничества между национальными правительствами, где пригранич­ные сообщества играли бы соответствующую роль.

Государствами признается тот факт, что определенные специфические вопросы с четко обозначенными сферами и пределами ответственности, ко­торые хотя и кажутся ''международными’’ или по крайней мере пригранич­ными или транснациональными, могут не подпадать под исключительное ве­дение государства- осуществлять международные отношения, а входить в прямую компетенцию внутригосударственных структур, по крайней мере в случаях правоприменения. Государства, таким образом, берут на себя обязательства посредством международного соглашения, т.е. договора меж­ду государствами, признать, что приграничные сообщества в пределах внутригосударственной законодательной системы поделены компетенцией регулировать отношения непосредственно и, если необходимо, заключать законные сделки с приграничными сообществами, расположенными на терри­тории другого государства, подписавшего соответствующий договор [[7]]. Международные соглашения способствуют перераспределению власти вмеждународных публичных отношениях между центральным правительством и приграничными сообществами.

Однако, пока не видно, чтобы уже существующими соглашениями такая цель была достигнута.

В контексте данного подхода показательны три соглашения: соглаше­ние 1977 года в рамках Северного Совета; Европейская рамочная конвен­ция 1980 года и Бенилюкская конвенция 1986 года.

Европейская рамочная конвенция[7] обусловила появление ряда бо­лее поздних изменений в развитии приграничного сотрудничества, являясь основополагающим документом для возможных форм приграничных отношений.

Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве была подписана в Мадриде 21 мая 1980 года. Она стала завершением упорной ра­боты Совета Европы. Парламентской Ассамблее отводилась роль фундамента нового строения, в котором процесс европейского строительства сыграл бы известную роль в приграничных территориях [[8]].

"Принципы, перечисленные в данном тексте, могут послужить базисом новой доктрины международного права, регулирующего отношения соседей, связанные с пересечением границы, а также разделение ответственности между местными властями[8].

Рамочная конвенция сама по себе не имеет целью охватить все аспекты приграничного сотрудничества, специально подчеркивая, что ее положения” не будут препятствовать договаривающимся сторонам с обоюдного согласия обращаться за помощью к другим формам приграничного сотрудничества [[9]] . В этом случае остается открытой дверь для последующего развития, обеспечивающая успех применения концепции, то есть ратификацию государствами и извлечение из нее пользы приграничными сообществами. Именно так будет решаться воп­рос о ценности данного инструмента.

Первым важным моментом рамочной конвенции является установление связи между приграничным сотрудничеством и всеми отношениями соседей. Во-вторых, положение рамочной конвенции не носит слишком императивного характера. Структура конвенции необычна: состоит из довольно краткого соглашения, практики применения международного договорного права и пе­речня приложений в виде "типовых и рамочных соглашений, статутов (ус­тавов) и контрактов", которые "имеют исключительно рекомендательную, а не договорную ценность” [[10]]. Конвенция вносит ясность в вопрос о том, что каждое государство должно развивать приграничное сотрудничество между территориальными сообществами, и что такое сотрудничество может принимать форму прямых соглашений, заключаемых между этими сообщества­ми под патронажем властных полномочий правительств.