человеческого институтов в силы, господствующие над
самоотчуждения людьми. Главными моментами действительно-
го отчуждения являются: а) отчуждение продукта труда от
производителя; б) отчуждение труда; в) отчуждение государства, пред-
ставляющего общий интерес, от отдельных и групповых интересов, бю-
рократизация; г) отчуждение человека от природы, экокризис; д)
опосредование отношений людей отношениями вещей, деперсо-
нализация связей; е) аномия, отчуждение от ценностей, норм, ролей,
социальная дезорганизация, конфликты; ж) отчуждение человека от
человека, изоляция и атомизация; з) внутреннее самоотчуждение
личности - утрата "Я", апатия, неосмысленность.
В религии находят выражение указанные моменты отчуждения
действительной жизни. Не она "ответственна" за развертывание отно-
шений отчуждения в различных областях общественной жизни, а, на-
оборот, эти отношения обусловливают различные виды духовного
освоения мира в отчужденных формах, в том числе и религию. Са-
моразорванность, самопротиворечивость мира соответствующим обра-
зом представлены в религии. В ней воспроизводится превращение
собственных сил человека в чуждые ему силы, совершается обо-
рачивание, перестановка, перемещение действительных отношений,
"принятие одного за другое", происходит удвоение мира. "Другой",
отличный от действительного, мир населяется самостоятельными су-
ществами, одаренными собственной жизнью.
2* 35
Религиозные персонажи и представления об их взаимосвязях, реп-
резентируя действительное отчуждение человека в экономической,
политической, государственной, правовой, нравственной и других
областях, сами объективируются, проявляются в действительных
взаимоотношениях между людьми.
Но освоение мира в религии не сводится только к воспроизведению
отношений отчуждения. Воспроизводя их, она в тоже время выступает
в качестве способа их преодоления. Потребность в освобождении от
власти чуждых сил ищет удовлетворения в идеях и ритуалах
очищения, покаяния, оправдания, спасения, преодоления отчуждения
от Бога, обретения потерянного рая, утешения и пр. Религия смягчает
последствия действительного отчуждения посредством перераспреде-
ления общественного продукта в пользу наименее защищенных слоев
общества, благотворительности и милосердия, объединения разобщен-
ных индивидов в общине, развития межличностного общения в
религиозной группе и т. д.
Отражение Отражение является свойством и общества в
действительности целом, и его различных сфер, реализуется как
в процессе актуальной общественной деятель-
ности, так и в застывших ее результатах. Религия запечатлевает и
воспроизводит в самой себе свойства природы, общества, человека.
Если религия есть отражение, если в ней происходит отражение
действительности, то она содержит соответствующую информацию об
отражаемом. Получая информацию извне, она активно ее перераба-
тывает и пользуется ею для самоорганизации и ориентации в мире.
Информационно-сигнальное отражение предполагает использование
воздействий в качестве орудия обратного влияния. С другой стороны,
это отражение избирательно, осуществляется с учетом собственных
принципов религии, она "предвосхищает", предваряет результаты
взаимодействия с другими областями жизнедеятельности людей.
В религии отражаются многообразные явления действительности.
Прежде всего она отражает те ее стороны, которые обусловливают не-
свободу и зависимость людей. Но это отражение не исчерпывает всего
содержания отражательного процесса в религии. Она принимает и
перерабатывает информацию о разнообразных природных и общест-
венных связях, о человеке, в ней находят отражение как господст-
вующие над людьми внешние силы, так и те отношения, в которых
выражаются свобода человека и возможности управления природными
и общественными процессами. Она отражает всю действительность че-
рез призму отражения несвободы и зависимости. Результаты отра-
жения запечатлеваются в сознании, в средствах действия и самих
действиях, нормах и структурных схемах, организационных
"матрицах".
36
Религия как подсистема По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема. Каж-
дая сфера духовной жизни представляет собой сложное образование,
в котором осуществляется деятельность, имеются элементы, склады-
вается структура. Любая система и ее подсистемы не могут быть све-
дены к какому-либо одному элементу и не могут рассматриваться вне
взаимосвязи этих элементов, а их взаимосвязь осуществляется прежде
всего в процессе функционирования. В религии выделяют сознание,
деятельность, отношения, институты, организации. В свою очередь,
каждая из указанных сторон характеризуется рядом признаков.
Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное,
меняющееся в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкрет-
но-исторической ситуацией, определенные функции. История показы-
вает, что религия занимала в обществе следующие положения.
1. Религиозное сознание доминирует, пронизывает общественное,
групповое и индивидуальное сознание. Религиозные общности совпа-
дают с этническими. Религиозная деятельность составляет непремен-
ное звено общей социальной деятельности. Религиозные отношения
"налагаются" на другие социальные связи. Институты соединяют в себе
власть религиозную и светскую.
2. Светское сознание существует наряду с религиозным. Может
испытывать влияние религии, но может быть и свободным от него.
Религиозная деятельность хотя и вменяется в обязанность, но посте-
пенно выделяется из общей цепи деятельности и привязывается к опре-
деленным условиям места и времени. Проявляется тенденция снятия
с социальных связей печати религиозных отношений. Религиозная
общность продолжает претендовать на совпадение с этнической общно-
стью, однако идет процесс их дифференциации. Нередко провозгла-
шается тождество религиозной и государственной принадлежности.
3. Религиозное сознание занимает второстепенное место в обще-
ственном сознании. Доминируют системы других идей. Религиозная
деятельность и отношения являются частным видом деятельности и
отношений. Религиозные группы отличны от этнических общностей
и не совпадают с государственными. Духовная и светская власть
принадлежит разным институтам.
В разных типах общества, на разных этапах истории, в разных
странах и регионах позиции религии, функции и поле их действия
меняются.
Индивид и личность В ранних формах религии отдельный человек
в религии не выделял себя из религиозной группы, вы-
ступал как индивид, как единичный пред-
ставитель рода или племени, которые являлись носителями
этнорелигиозных комплексов. Отдельный человек смог стать лично-
стью в религии (как и в других сферах бытия) лишь на определенном
37
этапе исторического процесса обособления и отличения себя от
общности. В развитых религиозных системах личность может пред-
ставать в различных типах - "святой", "юродивый", "оглашенный",
"аскет", "отшельник" и т. д., а в обыденной жизни - "верующий",
"фанатик", "колеблющийся", "личность с превалирующей религиозной
ориентацией" или "подчиненной" и др. Без религиозной личности не
может существовать и развитая религиозная система. Религиозная
личность - это человек в совокупности его индивидуальных качеств,
в которой определенное место занимают и религиозные свойства, спо-
собный стать субъектом религиозной деятельности. Такой личности
присуще качество "религиозность", которое образуют в сознании со-
ответствующие представления, идеи, вера, потребности, чувства, а в
поведении - посещение храма, молитва, участие в богослужении, со-
вершение религиозных обрядов, празднование религиозных
праздников, пост и т. д. Религиозность центрируется в отношениях
"Бог - человек", "человек - Бог" или, в зависимости от типа
религий, в чем-то ином. Религиозные качества интериоризуются (лат.
interior - внутренний), "овнутрвляются" в процессе социализации,
присвоения индивидом социального опыта в условиях религиозной сре-
ды, в результате чего складывается религиозная духовность личности.
Духовность характеризует личность с точки зрения меры освоения ею
духовной культуры, в том числе и религиозной. Духовность представ-
ляет собой постижение и приобщение к ценностям, самосознание и
самопознание, возвышение интеллекта и чувствований, поиск смысла
и цели существования, нахождение идеала, слушание и слышание го-
лоса совести, творчество. Эти процессы могут быть связаны с
религиозной верой или же с иными мировоззренческими ориентирами.
Религиозная вера, совокупность религиозных представлений,
переживаний, надежд, ожиданий, приобщение к религиозной культу-
ре, религиозно-психологические процессы, в ходе которых совершается
катарсис, образуют религиозную духовность личности, а содержание
этой духовности зависит от религиозной принадлежности.
Глава II
ДЕТЕРМИНАЦИЯ РЕЛИГИИ
Система детерминант При объяснении религии важно ответить на
вопрос, под влиянием каких факторов она
возникает, существует и воспроизводится. Рассмотрим систему де-
терминант в разных аспектах, прежде всего выделим виды связей в
этой системе. Причинные отношения порождают религию, различные
религиозные явления и процессы в качестве следствий, каузальные
связи являются главным генетическим фактором. Существенны и