38
исторические связи: религия - не только следствие причин, действо-
вавших в прошлом и действующих в данный момент времени, но и
результат развития общества в целом, его различных сфер, результат
саморазвития. В числе детерминирующих религию факторов имеются
и структурные связи - строения, внутренней организации общества,
его подсистем, сфер, самой религии, "склонные" к устойчивости, пос-
тоянству, инвариантности. Большое влияние на религию оказывают
функциональные отношения. В обществах определенных типов рад
функций выполняет религия, потребность в выполнении этих функций
способствует ее воспроизводству. Можно говорить о наличии в ком-
плексе детерминант религии и связей обусловливания, которые сос-
тавляют среду, обстановку ее порождения, возникновения,
существования, функционирования, связей вероятности, случайности.
Наряду с различными видами связей можно выделить социумные,
социокультурные, антропологические, психологические, гносео-
логические детерминанты, их обычно метафорически называют "кор-
нями религии". Они представляют собой комплекс факторов,
создающих необходимость и возможность появления и существования
религии. Социумные связаны с жизнедеятельностью общества как це-
лого, находятся "на стороне" отношений вне сознания. Определя-
ющими в конечном счете являются материальные отношения--это
"перводетерминанты", но их влияние опосредовано. На религию ока-
зывают "вторичное воздействие" различные области духовной сферы
- политика, государство, мораль, искусство, философия, наука. Осно-
ву религии составляет совокупность общественных отношений, про-
дуцирующих объективное бессилие людей перед внешними
обстоятельствами. На базе социумных действуют социокультурные,
антропологические, психологические, гносеологические детерминанты.
В области культуры это такие явления, как деформация системы цен-
ностей, наступление бездуховности, сдвиг приоритетов в сторону
сциентизма, техницизма, вещизма, коммерциализация, широкое рас-
пространение шаблонной масс-культуры, тупики искусства и падение
нравов, гипертрофирование гедонистических склонностей, порног-
рафизшщя, Антропологические корни образуют те стороны жизни че-
ловека как индивида и как "совокупного человека", в которых
обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования -
болезни, эпидемии, алкоголизм, наркомания, генная мутация, урод-
ство, смерть, снижение до критического уровня генофонда этноса, ге-
ноцид, угроза перерождения "Homo Sapiens" и исчезновения
человечества и пр. Психологические предпосылки религии существуют
в индивидуальной и общественной психологии, в тех психологических
процессах, в которых переживается ограниченность и зависимость
бытия людей. Наконец, религия имеет и гносеологическую почву -
в познавательной деятельности человека.
39
§ 1. Социумные основы
Объективность Социумные основы образует совокупность ма-
социумных факторов териальных (экономических, техно-
логических) и производных от них отношений
в духовной сфере (политических, правовых, государственных, нрав-
ственных и др.), тех объективных отношений, которые господствуют
над людьми в повседневной жизни, чужды им, продуцируют несвободу
и зависимость людей от внешних условий. Основными сторонами этих
отношений являются: стихийность природных и общественных процес-
сов; развитие отчужденных форм собственности, внеэкономическое и
экономическое принуждение работника; неблагоприятные моменты ус-
ловий существования в городе и деревне, разделение и отрыв интел-
лектуального и физического труда, привязанность работника к тому
или другому; скованность принадлежностью к классу, сословию,
гильдии, цеху, касте, этносу, в рамках которых индивид выступает
лишь как экземпляр множества (совокупности); частичность развития
индивидов в условиях ограничивающего разделения труда; властно-
авторитарные отношения, политический гнет государства; меж-
этнические конфликты, угнетение одного этноса другим; эксплуатация
колоний метрополиями; войны; зависимость от природных стихий и
экокризисных процессов.
Отношения, в основе которых лежит материальное производство,
развертываются в двух аспектах - отношения людей к природе и друг
к другу.
Детерминанты Характер отношении людей к природе, обще-
в отношениях общества ства и природы зависит от уровня развития
и природы производительных сил: от степени вооружен-
ности средствами производства, прежде всего
орудиями труда (инструментами, механизмами, машинами и пр.), а
также от уровня развития людей - участников общественного
производства.
Чем ниже уровень развития производительных сил, тем в большей
мере природные силы господствуют над людьми и соответственно тем
властнее действует этот аспект социумной основы. В ходе истории на-
блюдается рост производительных сил, особенно средств производства,
возрастает уровень вооруженности орудиями труда, а потому
расширяются возможности управления природными процессами,
снижается степень зависимости повседневной жизни людей от природ-
ных сил. Принципиальный скачок в развитии средств производства со-
вершается с переходом к индустриальному обществу. Но последствия
научно-технического прогресса противоречивы. Налицо факт, харак-
терный для XX в., особенно его конца: с одной стороны, пробуждены
к жизни такие промышленные и научные силы, о которых и не подоз-
40
ревали ни в одну из предшествовавших эпох, истории человечества и
которые, казалось бы, открывают перспективу благоденствия челове-
чества и отдельного человека; с другой - сам научно-технический
прогресс как бы создает новые координаты зависимости, незащищен-
ности и риска.
И " наши дни уровень развития науки и техники не защищает
повседневную жизнь людей от многих стихийных природных процес-
сов, не исключает стихийных бедствий - смерчей, тайфунов, земле-
трясений, наводнений, засух, эпидемий и пр. Даже самые совершенные
технологические системы не гарантируют от неожиданных и катаст-
рофических сбоев. Сбои особенно опасны в таких отраслях, как ядер-
ная энергетика, освоение космоса, химическая промышленность,
производство угля, нефти и газа, генная инженерия и др. Трагедии,
связанные с техникой ядерно-космического века, с теми могучими
силами, которые сами же люди вызвали к жизни, усиливают тревогу.
Непросто противостоять опасности эпидемий. И если в прошлые
века свирепствовали оспа, чума, холера, то ныне на человечество на-
ползает опасность СПИДа.
Все большее беспокойство вызывает нарастающая опасность эко-
логического кризиса. С одной стороны, НТР способствует развитию
производительных сил, новых технологий, материалов, компьютерной
ж робототехники, ее результаты повышают комфорт повседневной
жизни, создают ранее неведомую культурную среду и т. д.; с другой
- всякое производство имеет "отходы", побочные последствия, загряз-
няющие окружающую среду, создающие ситуацию риска, несвободы
и зависимости, чреватые опасностями для самого существования жизни
на Земле. Степень управления экологическими процессами в мире
пока что невысока. Пренебрежение к реально существующим законам
пространственной организации природы и человеческого общества
приводит к опасным последствиям. Уже не вызывает сомнения тот
факт, что человечество нанесло природе непоправимый ущерб.
Факторы в области отно- Социумные детерминанты действуют в сфере
шений людей не только отношения людей к природе, но
друг с другом и их отношений друг к другу. Противо-
речивость общественного прогресса в этом ас-
пекте связана с развитием отчужденных форм собственности, с
эксплуатацией, с ограничивающим разделением труда, разделением на
классы и иные группы (сословия, гильдии, касты и пр.), с властью
государства и противостоянием государств, что вызывает социальные,
политические, классовые, межсословные, межэтнические, межгруппо-
вые, межличностные и прочие конфликты.
Во всей прошедшей доныне истории отношения в обществе скла-
дывались, функционировали и изменялись в основном стихийно, воз-
можности управления ими, хотя и расширялись, все же оставались
41
ограниченными. Общественные отношения, вследствие того что сов-
местная деятельность людей осуществляется стихийно., выступали не
как их собственная объединенная сила, а как некая чуждая, вне их
стоящая власть. Действие стихийных неконтролируемых и неуправ-
ляемых сил, господствующих над людьми, идущих вразрез с их
ожиданиями, составляло существенную черту общественного процесса.
Основой религии в первобытном обществе была низкая степень
развития производительных сил и соответственная ограниченность
отношений людей рамками материального производства, а значит,
ограниченность всех их отношений к природе и друг к другу. Есте-
ственно, родовая связанность подчиняла индивидов. При рабовла-
дении, феодализме, капитализме, в "смешанных" обществах развитие
подчинено законам движения отчужденных форм собственности. Ра-
бовладельческий и феодальный строй предполагает внеэкономическое
принуждение работника. Рабовладельческий основывался на непосред-
ственных отношениях господства и подчинения. При феодализме
личная зависимость обнаруживается как в отношениях материального
производства, так и в других сферах жизни; зависимы все - крепо-
стные и феодалы, вассалы и сюзерены, миряне и духовенство. Для