социальных связей в эту эпоху характерны авторитарность и корпо-
ративность. Капитализм воспроизводит отношения господства и
подчинения в опосредованной форме. Юридически человек свободен,
но подчинен экономическим регуляторам, законам движения капита-
ла, который вносит свои "правила игры" в социальную, политическую
и другие области. В "смешанных" обществах переплетаются родопле-
менные, феодальные, капиталистические и иные отношения, внеэко-
номическое принуждение соединено с экономическим, традиционные
структуры существуют наряду с новационными, рост степеней свободы
сдерживается авторитарной, нередко военизированной системой управ-
ления и власти.
По мере все большего разделения труда работник формируется как
частичный индивид, прикованный к какому-то виду деятельности, к
полученному статусу. Тем самым увеличивается ограниченность лю-
дей, зависимость их от заданных обстоятельств жизнедеятельности,
растет степень несвободы. С разделением труда на умственный и
физический духовное производство и потребление в оптимальных фор-
мах закрепляются за немногими ценой тяжелого физического труда
большинства людей. Развиваются противоположность города и де-
ревни, разделение промышленной и сельскохозяйственной деятель-
ности.
На всех этапах истории спутником человечества были войны. По
некоторым подсчетам, за время существования нашей цивилизации
произошло более 14 500 войн, в которых погибло более 3,5 млрд. че-
ловек. Во время второй мировой войны, когда военные действия велись
на территории 40 государств, ее жертвами стали 50 - 55 млн., число
42
раненых - 34 - 35 млн., 20 - 25 млн. человек стали инвалидами. В
период после 1945 г., который неверно называется "послевоенным",
развязано более 100 войн. Сейчас не исчезла опасность ядерного апо-
калипсиса, гибели цивилизации, всего человечества.
В мире более 950 млн. людей не могут удовлетворить самые эле-
ментарные потребности. Каждый год от голода в мире погибает около
50 млн. человек. Опасности современного мира оборачиваются более
серьезными и прямыми последствиями для женщин, чем для мужчин.
Порнография углубляет мировой кризис, разрастается кризис демог-
рафический: снижение рождаемости (на Западе и Севере) и демог-
рафический взрыв (на Востоке и Юге).
§ 2. Психологические факторы
Психологические факторы религии - это состояния, процессы, ме-
ханизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, ко-
торые создают возможность, благоприятную психологическую почву
для производства и усвоения религии. Эти факторы действуют на базе
социумных в связи с гносеологическими. Различают общественно-
психологические и индивидуально-психологические детерминанты.
Различение это условно: хотя феномены общественной и групповой
психологии сверхиндивидуальны, они не могут протекать иначе как
в психологии индивидов.
Общественно- Общественно - психологические предпосылки
психологические факторы религии составляют феномены психологии
общества и групп. К ним относятся:кризисные состояния
общественно-психологической атмосферы, превратный характер общения,
общественное и групповое мнение, механизмы внушения, подражания,
психического заражения, традиции, обычаи и пр.
Кризисные состояния общественно-психологической атмосферы мо-
гут проявляться в настроениях разочарования в прошлом и настоящем,
тревожного ожидания будущего, в отягощенности исторической
памяти, расшатывании общественных и групповых идеалов, падении
общественных нравов, массовых и групповых страхах и страданиях
и т.д.
Общение является персонифицированной формой общественных
отношений, одной из существенных потребностей людей. В условиях
отчуждения человека от человека происходит дисгармонизация
общения, общение приобретает превратные формы, опосредуется вещ-
ными отношениями. Создается психологическая предрасположенность
к религиозному общению.
Питательную почву религии образуют неосознанные явления обще-
ственной и групповой психологии. Неосознанные аспекты имеются в
43
общественно-психологических механизмах сообщения, внушения, под-
ражания, взаимозаражения, в общественном и групповом мнении, в
традициях и обычаях.
Общение в ходе совместных действий порождает групповые психо-
логические явления. В психологии людей происходят изменения, появ-
ляются коллективные представления и переживания, несвойственные
индивидам, когда они действуют вне группы. Коллективное действие
вызывает явления синергии (достижение более высоких результатов),
фацилитации (облегчение работы), снижения психологической напря-
женности, производит возбуждение жизненной энергии.
Общественно-психологические феномены - коллективные пред-
ставления и переживания, групповые мнения, нормы и ценности,
традиции - императивны по отношению к индивидууму и
принудительно навязываются ему помимо его воли и сознания, фак-
торы их возникновения лежат вне индивидуальной психологии и дей-
ствуют на личность извне. В этих феноменах образ слит с
эмоционально-моторными элементами и потому не является продуктом
специальной сознательно-интеллектуальной обработки. Общественно-
психологические процессы выступают как нечто сверхиндивидуально-
человеческое, как то, что дается индивиду "свыше", что выводит его
за пределы обычной, повседневной жизни.
Индивидуально- Индивидуально-психологические факторы
психологические действуют в психологии индивида. Это
предпосылки переживание всесторонней зависимости от
других людей, заданность механизмов психики и личностных свойств, личное страдание и горе (от
неизлечимой болезни, смерти близкого человека и т. д.), страх смерти,
духовный распад личности, чувства одиночества и заброшенности,
ощущение индивидом безысходности кризисной ситуации, в которой
он оказался, склонность к поклонению авторитетам, к делегированию
воли и решимости, закостенелые стереотипы мышления.
Совместная жизнь людей обусловливает многостороннюю
зависимость их друг от друга. В распоряжении других находятся пред-
меты удовлетворения потребностей данного лица. Без поддержки не
добиться желаемого социального статуса. Индивид нуждается в заботе
окружающих, в помощи с их стороны в делах, которые в одиночку
он выполнить не в состоянии. Потребность в утешении остро пережива-
ется в страдании, в горе, в болезни, в уродстве, в неудачах и пора-
жениях.
Психологическую почву религии создает устойчивое, постоянное чув-
ство страха перед разрушительными силами природы и общества. "Страх
создал богов", - говорил древнеримский поэт Стаций (ок. 40 - ок. 96).
Страх является естественной реакцией на реальную опасность,
сигналом тревоги, но это тягостное, неприятное чувство, в сравнении
44
с другими эмоциями оно наиболее угнетает человека. Сильный, пос-
тоянный, застойный страх обладает разрушительными силами: ослаб-
ляет живую связь с действительностью, искажает ощущение и
восприятие, возбуждает болезненную фантазию, сковывает мышление,
рассеивает внимание.
Отношения бессилия, зависимости, которые в данных условиях
непреодолимы, неустранимы, порождают психологический комплекс,
включающий страх, отчаяние, и в то же время ожидание лучшего,
надежду на избавление от гнета чуждых сил. Невозможность
действительного освобождения приводит к поискам освобождения
духовного. Появляются видения, пророчества, в которых на смену
апокалиптическим настроениям приходит торжественное восполнение.
Большое место среди эмоций, питающих религиозность, занимает
страх смерти. Человеку присуще стремление к самосохранению,
желание продлить жизнь. Глубокое отвращение к небытию, боязнь
умирания - процесса, который причиняет много физической боли и
духовных страданий, тягостные чувства от смерти родных, близких,
друзей оказывают сильное, гнетущее влияние на психику индивида.
Естественно, что он стремится освободиться от этих настроений. Но
индивид знает, что умрет, и в качестве средства коррекции страха.
смерти может принять веру в бессмертие души.
В индивидуальной психологии, как и в общественной и групповой,
тоже имеются непроизвольные, неосознанные явления. Формирование
человеческой личности начинается с первых дней жизни и проходит
незаметно для человека. Когда человек становится самосознающей
личностью, он находит в себе мышление, чувства, волю уже в
готовом виде. Человек обнаруживает, что он не имеет в своей власти
ни начала, ни конца своей жизни, что он сознателен, но
бессознательно пришел к сознанию, что он имеет волю помимо своей
воли, и т. д. Структура психологии индивида, механизмы ее движения
складываются под влиянием общества. Будучи сформированными,
эти механизмы приобретают относительную самостоятельность и
могут действовать не только при отсутствии непосредственного
общения с окружающими людьми, но и при неучастии воли и
сознания индивида, осуществляться непроизвольно и бессознательно.
Много неосознанного и непроизвольного в интуиции, озарениях,
ясновидении. Неосознанный, непроизвольный процесс скрыт, его
результат выступает как нечно заданное, готовое.
§3. Гносеологические предпосылки
Неограниченность Гносеологические детерминанты представля-
и ограниченность познания ют собой те моменты познавательной деятель-
ности, которые делают возможным возникновение религиозных
представлений, понятий, идей, мифов.
45
Познавательные возможности превращаются в действительность при