наличии социумных факторов под воздействием психологических.
Познание человека есть процесс перехода от незнания к знанию,
от менее полного знания к более полному, движения через относитель-
ные истины и заблуждения к истине абсолютной, объективной. Однако
на каждом данном этапе есть непознанные сферы действительности
и соответственно отсутствуют знания об этих сферах (существует "тай-
ное"). Сами добытые знания относительны. Отражение не может быть
абсолютно точным и адекватным. Знания, полученные об объектах на
определенном этапе их развития, со временем устаревают. Прогресс
познания вытесняет неверные взгляды, увеличивает объем истинной
информации, но в исторически развивающемся познании истинные
знания соединены с заблуждениями.
Существует противоречие между характером человеческого поз-
нания, которое по своей природе, призванию, возможностям неог-
раниченно, и фактическим осуществлением его в каждый данный
момент. Познание представляет собой деятельность человечества, но
существует только как индивидуальное познание миллиардов людей.
Неограниченное познание мира человечеством осуществляется только
через отдельных ограниченных и ограниченно познающих людей. По-
этому знание всегда несет на себе печать ограниченности.
Благоприятную гносеологическую почву религии создают отде-
ление друг от друга чувственной и рациональной ступени познания
и отрыв их от практики. Эта почва имеется как на ступени чувст-
венного познания - ощущения, восприятия, представления, так и на
уровне абстрактного мышления - понятия, суждения, умозаключения.
Предпосылки Ощущение и восприятие обеспечивают непос-
на чувственной ступени редственную связь сознания с внешним
миром, контактность с вещью. В этой непос-
редственной связи, контактности - сила данных форм познания, но
в ней же заключена их известная ограниченность. Ощущение и
восприятие сосредоточены на данном свойстве и вещи, чувственное со-
зерцание "не слышит", "не осязает" иных свойств и вещей, кроме тех,
которые воздействуют на органы чувств в данный момент. Оно схва-
тывает единичное, конечное, ограниченное, преходящее, случайное,
в состоянии заметить многообразие и упорядоченность, сосущество-
вание и последовательность вещей и событий, но не может перейти
от явления к сущности, от единичного к общему, от конечного к бес-
конечному, от следствия к причине, отличить post hoc (после этого)
от propter hoc (по причине этого).
Особенностью субъективного чувственного образа является его
предметная отнесенность к внешнему миру. Восприятие находит
объект там, где он реально существует, - во внешнем мире, в
объективном пространстве и времени. В акте восприятия субъект не
46
соотносит образа вещи с самой вещью, для субъекта образ как бы на-
ложен на вещь1. В обычных условиях предмет и образ не расчленены.
Образы ощущения и восприятия, неадекватно выражающие сущ-
ность, представляют собой иллюзии. Как и адекватные образы,
иллюзии имеют свойство отнесенности к внешнему миру, с ними свя-
зано переживание "чувства реальности", "присутствия предмета".
Примерами иллюзий чувственного созерцания, входивших в
религиозную картину мира, являются "Движение Солнца вокруг
Земли", "Плоская Земля", "Куполообразный свод неба" и др.
Представление есть чувственный обобщенный образ предметов и
явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосред-
ственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств.
Оно не приковано к данному свойству и вещи, связь его с ними опос-
редована, возникает без непосредственного контакта сознания с пред-
метами и их свойствами. Для его появления достаточно лишь слова,
обозначающего предмет. Находясь на границе живого созерцания и
абстрактного мышления, оно сохраняет предметную отнесенность к
внешнему миру.
Деятельность представления тесно переплетена с деятельностью во-
ображения. Воображение - это преобразующее отражение
действительности, в ходе которого создаются образы предметов и ситу-
аций, не воспринимавшихся человеком. В продуктах деятельности во-
ображения общее, мысль воплощаются в конкретно-чувственной
форме. Исходный материал берется из чувственного опыта. На его
основе воображение репродуцирует элементы будущего образа пред-
мета и ситуации, но целостный образ появляется в результате про-
дуктивной работы фантазии. В ходе продуцирования могут быть
построены представления о таких связях, существах, превращениях,
ситуациях, которых нет в объективной действительности. А в силу
отнесенности чувственного образа к внешнему миру имеется тенденция
полагания вне сознания указанных связей, существ, превращений,
ситуаций.
Предпосылки Мышление познает действительность глубже,
на рациональной ступени чем ощущение, восприятие, представление.
Становление, развитие и функционирование
мышления осуществляются посредством языка, результаты мыслитель-
ной деятельности выражаются в словесной форме. Языковые значения
имеют содержание, свободное от непосредственных чувственных эле-
ментов. Мышление движется от внешнего к внутреннему, от явления
к сущности, от единичного к общему, от следствия к причине, от слу-
чаййости к необходимости и т. д. По сравнению с формами чувствен-
ного познания оно более опосредованно связано с внешним миром,
имеет больше возможностей для отлета от реальности, может в боль-
шей мере оторваться от действительности.
47
На ранних стадиях развития сознания мышление вплетено в ткань
чувственных форм, логический аппарат развит слабо. Отсутствует спо-
собность различения объективного и субъективного, образа и предмета.
Сознание индивида спито с коллективным сознанием, нет четкого
отличения человека от природы. Объем знаний об окружающем мире
чрезвычайно ограничен. В этих условиях особенно важную роль в ка-
честве гносеологических предпосылок религии играли такие приемы
духовного освоения мира, как оборотничество ("все превращается во
все"), олицетворение (перенос представлений о человеке и общинно-
родовых отношениях на природу), партиципация ("часть вместо це-
лого"), идентификация предмета с его изображением или именем и
др.
По мере развития практики, общественных отношений, разделения
труда умственная деятельность отделяется от непосредственной ма-
териальной, прогрессирует абстрактное мышление. Формируется спо-
собность различения объективного и субъективного, образа и предмета.
Совершается переход от состояния, когда индивид не выделяет себя
из рода и природы, к ступени, на которой формируется индивиду-
альное самосознание. В этих условиях гносеологические предпосылки
религии видоизменяются, приобретают значение новые факторы.
Однако и прежние факторы в преобразованном виде и ограниченных
рамках воспроизводятся в определенных структурах обыденного соз-
нания.
Мышление обладает способностями абстрагирования, обобщения,
образования понятий. Диалектическое мышление отражает
объективную диалектику адекватно. Метафизический способ
понимания, хотя и является исторически правомерным и даже необ-
ходимым в некоторых областях познания, рано или поздно достигает
того предела, за которым становится односторонним, ограниченным.
Абстрагирование представляет собой отвлечение мысли от тех пред-
метов, свойств, связей, которые в определенном отношении несуще-
ственны. Абстракции ведут к познанию сути вещей, но они заключают
в себе и известный отход от действительности, производят разрыв
объективных связей: целостные предметы и отношения в мышлении
предстают своими отдельными сторонами, фрагментами. Единое кон-
кретное, составляющее исходный пункт созерцания и представления,
расчленяется, отражается в виде различных абстрактных определений.
Диалектическое мышление на этом не останавливается, оно затем идет
от абстрактного к конкретному, воспроизводит конкретное как
единство многообразного. Конкретное в мышлении выступает как
процесс синтеза, как результат. Метафизическое же рассудочное мыш-
ление отрывает абстрактное от конкретного и тем самым искажает
действительность.
Обобщающая способность мышления позволяет образовывать
понятия. В объективном мире единичное, особенное и всеобщее на-
48
ходятся в единстве. Понятие же представляет собой мысль об общих
и существенных признаках. В связи с другими понятиями оно получает
возможность движения в рамках логического процесса, вне непосред-
ственной связи с единичными вещами. Диалектическое мышление, вы-
делив и отразив общие и существенные признаки предметов, постоянно
осуществляет синтез единичного, особенного и общего. Если же общее
субъективистски, метафизически отрывается от единичного и особен-
ного, если игнорируется диалектика формирования и движения
понятий, то может возникнуть видимость предсуществования общего
до единичного. Поскольку общее есть лишь частичка единичного и,
следовательно, не может быть сведено к данному единичному,
возникает неосознаваемое стремление найти носителя общего.
Генетически мышление развивалось из чувственных форм, поэтому
сознание в своей деятельности имеет тенденцию выразить мыслитель-
ное содержание в чувственной сфере. Понятия, абстракции рассудка
тесно связаны с представлением, а потому незаметно происходит пола-
гание вне сознания их предметного содержания. Абстрактное, общее
может быть преобразовано в фантастическое существо, существующее