предписания о том, что и как нужно делать. Эти предписания касаются
как элементарных культовых актов (крестное знамение, поклоны, ко-
ленопреклонение, падение ниц, склонение головы), так и более слож-
ных (жертвоприношения, обряды, проповеди, молитвы, богослужения,
праздники).
Средства и способы деятельности имеют символическое значение.
Символ представляет собой единство двух сторон - наличного пред-
мета, действия, слова и значения: наличный предмет, действие, слово
представляют значение, отличное от их непосредственного значения.
Крест, например, - это не просто предмет с перекрестными планками,
он является символом, выражает определенное значение (воздвижение
креста, распятие Христа, его воскресение). Трехперстие во время кре-
стного знамения православных, представляя собой некоторую фигуру,
образованную тремя сложенными пальцами, в то же время обозначает
исповедание триединства Бога.
Результатом культовой деятельности является прежде всего удов-
летворение религиозных потребностей, оживление религиозного соз-
нания. В сознании верующих с помощью культовых действий
воспроизводятся религиозные образы, символы, мифы, возбуждаются
соответствующие эмоции. Культ может стать фактором динамики
психологических состояний верующих: совершается переход от состо-
яния подавленности (беспокойства, неудовлетворенности, внутренней
разорванности, скорби, тоски) к состоянию облегчения (удовлетворен-
ности, успокоенности, гармонии, радости, прилива сил). В культовой
56
деятельности происходит реальное общение верующих друг с другом,
она является средством сплочения религиозной группы. Во время
отправления культа удовлетворяются и эстетические потребности.
Икона, обладающая художественными достоинствами, архитектура и
убранство храма, музыка, чтение молитв и псалмов - все это может
доставлять эстетическое наслаждение.
§ 3. Религиозные отношения
В соответствии с различными видами деятельности складываются
отношения - внерелигиозные и религиозные. В ходе выполнения эко-
номической, политической, государственной, просветительской и иной
деятельности религиозные индивиды, группы, институты вступают в
соответствующие этим видам активности связи. В этого рода связях
возможен субъективно полагаемый религиозный смысл, однако по
объективному содержанию они нерелигиозны.
Свойства религиозных Религиозные отношения представляют собой
отношений вид отношений в духовной сфере, которые
складываются в соответствии с религиозным
сознанием, реализуются и существуют посредством религиозной де-
ятельности. Их носителями могут быть индивиды, группы, институты,
организации.
Религиозные отношения имеют субъективный план, план сознания.
Последнее полагает определенные отношения людей к гипостазирован-
ным существам, свойствам, связям, а также верующих друг с другом.
Первые отношения развертываются в плане сознания, однако прояв-
ляются в действительных отношениях между людьми, например, меж-
ду мирянином и священнослужителем. Контакты верующих друг с
другом, хотя и имеют отнесенность к названным существам, свойст-
вам, связям, представляют собой действительные взаимоотношения. С
другой стороны, религиозное сознание, отражая и выражая
действительные .отношения, по их образу и подобию конституирует
схемы религиозных отношений. В соответствии с этими схемами пред-
ставляются отношения гипостазированных существ друг с другом и с
людьми, людей с этими существами и между собой. Схемы моделируют
отношения господства-подчинения (по типу "Господь и раб Госпо-
день") , государственно-правовые структуры (Бог - "Царь небесный",
патриарх - "владыка", папа - "монарх", "каноническое право"),
связи судопроизводства ("суд" над Христом, Бог - "судья", грешники
- "судимые", "Судный день"), семейные отношения ("Бог Отец", "Бог
Сын", "брат", "сестра"). Особое значение имеет воспроизведение нрав-
ственных отношений, по существу, всем религиозным отношениям
придается моральное значение.
Имеются различные способы фиксации и опосредования
57
религиозных отношений. В качестве посредников могут выступать: 1)
предметы неживой и живой природы - храм, икона, крест, распятие,
ступа, "черный камень", корова, крокодил, голубь и т. д., - и тогда
религиозные отношения принимают предметную, вещную форму; 2)
индивид или группа лиц - служитель культа, глава религиозной
организации, функционер общины, обладатель "дара" и др.; в этом
случае можно говорить о персонифицированном способе фиксации
взаимных связей верующих; 3) образы Бога, духов, душ, Богоматери,
Христа, Будды, бодхисаттвы, Мухаммеда, святых и т. д.; это иде-
ализированная, образная форма опосредования (И сказал Иисус:
"...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" - Мф.
18:20); 4) язык - отдельные слова и целые предложения, содержащие
наставления о том, с кем и как надо общаться; этот способ фиксации
отношений называется языковым. Предметы, вещи, персоны, образы,
слова обладают символическими свойствами, являются знаками, ко-
торые выражают религиозные значения и смыслы, "прочитываются"
вступающими в связь индивидами.
Виды отношений Следует различать внекультовые и культовыерелигиозные отношения. Внекультовые акту-
ализируются посредством внекультовой религиозной деятельности. В
них преимущественное значение приобретают действительные отно-
шения между религиозными индивидами, организациями. Например,
занимаясь духовным производством, теологи вступают друг с другом
в определенные отношения обмена информацией; "богословских со-
беседований". Педагогический процесс в духовных школах предпола-
гает наличие связей "учитель - ученик", "ректор - педагогический
коллектив", определенных взаимоотношений между слушателями.
Пропаганда, миссионерство, религиозное воспитание в семье осуще-
ствляются посредством информационных отношений, механизмов на-
ставления, сообщения, адаптации. В религиозной организации
складываются связи координации (взаимодействия "по горизонтали")
и субординации (соподчинения "по вертикали"), действуют отношения
властвования.
Культовые отношения формируются в процессе культовой деятель-
ности. Последняя акцентирует внимание на отношении к гипос-
тазированным существам, свойствам, связям. Эти отношения,
развертывающиеся в сфере сознания, обнаруживаются и во взаимос-
вязях людей. Во время отправления культа складываются отношения
евхаристического соединения, исповедальности, проповеднические,
обрядовые и др. Православное венчание, например, включает жениха
и невесту во взаимные отношения, предписываемые нормами церков-
ного брака; крещение устанавливает связь "крестного сына (дочери)"
с "крестными родителями (отцом и матерью)".
Носителями религиозных отношений в зависимости от степени
58
влияния религии могли быть этнос, семья, сословие, класс,
профессиональная группа, государство со своими подданными или
части указанных групп, т. е. такие социальные и политические
объединения, представители которых относят себя также к одному
общему вероисповеданию. Особенно большую роль в сохранении и вос-
производстве религиозных отношений играли социальные группы, вы-
делявшиеся по религиозному признаку, - варна брахманов в
древнеиндийском обществе, жрецы в рабовладельческих государствах
Европы, сословие духовенства в средневековых феодальных монархиях
и т. д.
Религиозные отношения могут иметь разный характер - солидар-
ности, терпимости и нейтралитета, конкуренции, конфликта и борьбы,
нередко с сильной тенденцией религиозного фанатизма. Однако даже
при "мирном сосуществовании", как правило, имеется представление
о превосходстве данного объединения, конфессии, направления,
религии.
§ 4. Религиозные организации
В качестве упорядочивающих деятельность и отношения инстанций
выступают институты и организации. Для "ориентации" во вне-
религиозных областях создаются экономические институты (например,
"Банк святого духа" в Ватикане), политические партии (христианские,
исламские и др.), профсоюзы женские, молодежные и прочие
формирования.
Виды и строение Складываются учреждения и в религии -
религиозных организаций внекультовые и культовые. К внекультовым
отнесем звенья управления внекультовой де-
ятельностью (церковный совет, ревизионная комиссия, отделы обра-
зования, департаменты прессы, ректораты духовных учебных
заведений и пр.), а среди культовых упомянем причт, клир, диаконат,
епископат.
В первобытном обществе религиозных организаций не было. Ру-
ководили религиозными церемониями первоначально старейшины рода
и племени. Постепенно появлялись совершители культа: шаманы, зна-
хари и др. Складывались религиозные группы - "тайные союзы", не
совпадающие с этническими общностями. По мере дифференциации
общества, разделения труда постепенно образуется сословие жрецов,
а вместе с ним и религиозные организации.
Последователи определенного вероисповедания составляют
религиозную общность. В рамках общности на основе различных видов
деятельности - культовой и внекультовой - выделяется целая систе-
ма религиозных субгрупп. Существование и функционирование
общности как единого целого обеспечиваются организацией.
59
Строение религиозной организации предписывается традицией и
обычаем, церковным правом или уставом, апостольскими правилами,