конституциями и т. д. Организационные принципы определяют ее со-
ставные части, совокупность позиции и ролей, правила субординации
и координации деятельности индивидов и отдельных звеньев
организации, узлы деятельности и соответственно группы деятелей,
призванные обеспечить единство объединения. В зависимости от ус-
ловий возникновения и существования религиозные организации
принимают монархический (католицизм, православие), парламентско-
королевский (англиканство), республиканско-демократический
(кальвинизм, баптизм) и иной вид.
Общность со всеми своими организационными элементами пред-
ставляет собой религиозное объединение. Первичной ячейкой
объединения является религиозная община, над общинами надстраива-
ется комплекс звеньев вплоть до высшего звена - центра объединения.
В объединении существует и целый ряд других составных элементов,
имеющих специфические организационные связи, но в то же время
включенных в общую структуру (например, духовенство, монашество).
Отдельные составные части имеют собственную инфраструктуру. Все
звенья становятся взаимосвязанными органами целого.
Механизмами контроля за деятельностью индивидов и различных
элементов организации являются нормы религиозного права и морали,
санкции и образцы, авторитеты.
Типы объединений Набор организационных элементов, их
в заимосвязи, распределение позиций и ролей,
управленческие и исполнительные органы, механизмы контроля
различны в разных религиях, конфессиях, в объединениях разных
типов. На основе изучения христианства выделены типы религиозных
объединений: церковь, секта, деноминация, установленная секта,
мистерия и др. Наибольшее единодушие исследователей получило
признание трех первых типов.
Церковь представляет собой сравнительно широкое объединение,
принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным
выбором индивида, а традицией. Отсюда признание возможности каж-
дого человека стать членом церкви. Фактически отсутствует постоянно
и строго контролируемое членство, последователи анонимны. Во
многих церквах члены делятся на духовенство и мирян. Позиции и
роли, степени и градации упорядочены по иерархическому и ав-
торитарному принципам.
Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем
или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия
на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, цен-
ностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а не-
редко и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к
60
духовному возрождению. Институт священства отсутствует, лидерство
считается харизматическим. Подчеркивается равенство всех членов,
провозглашается принцип добровольности объединения, делается ак-
цент на "обращении", предшествующем, членству. Историческая судьба
сект неодинакова. Одни из них через определенный промежуток вре-
мени прекращают свое существование. Другие с течением времени
превращаются в иные типы.
Деноминация может развиваться из других типов объединений или
складываться с самого начала в качестве таковой. Ее идейные, куль-
товые и организационные принципы формируются в оппозиции к
церкви и секте и носят разноплановый характер. Сохраняя, акцент на
"избранности" членов, она признает возможность духовного возрож-
дения для всякого верующего. Изоляция от "мира" и замкнутость
внутри религиозной группы не считается обязательным признаком
"истинной" религиозности. Хотя и выдвигается принцип постоянного
и строго контролируемого, членства, в соответствии с которым
предписывается активность прежде всего в религиозной деятельности,
наблюдается тенденция к соединению с "миром", последователи
призываются к активному участию в жизни общества. Деноминации
присуща четкая организация как по горизонтали, так и по вертикали.
Глава IV
РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
Значение- и смысло-пола- Религия представляет собой одну из областей
гание в культуре духовной культуры (лат. culture - возделы-
вание, воспитание, образование, почитание).
В качестве плодотворно "работающего" в религиоведении примем
следующее определение культуры: "это совокупность способов и
приемов осуществления разнопланового бытия человека, которые
реализуются в ходе материальной и духовной деятельности и пред-
ставлены в ее продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поко-
лениями. Культура характеризует как процесс деятельности людей
(под углом зрения владения соответствующими способами, приемами
и постоянного их воплощения), так и ее результаты. Она имеет в виду
соответствующие свойства сознания и поведения в различных областях
жизни - в экономике, политике, морали и т. д., подразумевает опре-
деленные стороны жизнедеятельности и индивида, и группы, и обще-
ства"
Культуросозидание совершается в области как материального, так
и духовного производства. И в той и в другой есть свои предметные
носители. Предметами-носителями культуры в сфере материальной де-
ятельности являются орудия и средства труда, искусственно создан-
61
ные продукты питания, одежда, жилища, принадлежности быта, сред-
ства связи и транспорта, а воплощениями духовного производства вы-
ступают язык в звуковой и письменной формах, различные
искусственные знаковые системы (например, схемы, карты, "язык" ма-
тематики), книги, газеты, произведения искусства.
В культуре, в какой бы области она ни создавалась, материальное
и идеальное взаимопроникают друг в друга: в материальной деятель-
ности реализуются знания, цели, идеи, планы людей, а идеальные про-
дукты запечатлевают свойства и отношения материальных объектов.
Важный аспект культуры составляют механизмы регулирования
человеческой активности, включающие нормы, правила, требования,
эталоны, образцы, инварианты действия и общения. Качеством куль-
туры наделены учреждения и институты - образования, воспитания,
управления, власти.
Развитие и функционирование культуры возможно лишь в кон-
тексте объект-субъектных отношений. Сами по себе материальные
предметы вне знаковых отношений с общественным и индивидуальным
сознанием мертвы. Благодаря деятельности субъекта-индивида и груп-
пы обеспечиваются "свечение" и движение культуры. Чтобы дейст-
вовать в созданном предшествующими поколениями мире культуры,
представители новых поколений должны овладеть умениями, навы-
ками, которые запечатлены в материальных предметах-носителях. В
труде сменяющих друг друга поколений осуществляется взаимо-
действие процессов опредмечивания и распредмечивания. Опред-
мечивание представляет собой воплощение в объективных предметах
человеческих способностей, знаний, навыков, а распредмечивание -
это освоение людьми способов и приемов деятельности, посредством
которых произведены те или иные предметы - носители культуры.
Эти предметы приобретают двойное бытие: с одной стороны, они оста-
ются независимой от человека реальностью, непосредственно-чувст-
венной вещью, с другой - замещают, выражают какую-то иную
реальность, имеют значение, становятся чувственно-сверхчувствен-
ными. Значение представляет собой идеальное образование, в котором
откристаллизован опыт человечества, выражаются объективные связи,
отношения, взаимодействия. Будучи запечатленным в материальных
носителях, значение приобретает устойчивость, инвариантность и в
этом своем качестве входит в содержание духовной сферы общества
или группы. Несмотря на то, что значение фиксировано в конкретном
предметном носителе, оно представляет собой обобщение действитель-
ности.
Значение относится к разряду объективно-общественных явлений,
но входит и в духовный мир отдельного человека. Усваивая опыт пред-
шествующих поколений, индивид овладевает совокупностью значений.
Становясь фактом индивидуального сознания, значение не теряет
объективного содержания, однако наделяется личностным смыслом.
62
Смысл формируется под влиянием той макро- и микросреды, в условиях
которой происходят формирование и развитие личности* Данная среда
транслирует индивиду общественные значения в конкретизированном
виде, через призму сложившегося в ней опыта освоения этих значений"
По мере становления личности у нее вырабатывается собственная спо-
собность индивидуации значения. В ходе индивидуаций происходит
"переработка" значений. Они соотносятся с потребностями, интересами,
целями, сокровенными состояниями и переживаниями человека. Смысл
выступает как освоенное личностью значение.
Соотношение религии Рассмотрим решение вопроса о соотношении
и культуры религии и культуры в христианской теологии.
В ней понятие "культура" не является базо-
вым, а религия истолковывается на основе христианского самоосоз-
нания как связь между Богом и человеком (см. § 1 гл. I). Согласно
католическим воззрениям, культура - философия, мораль, искусство,
техника - представляет собой исторический факт, продукт деятель-
ности человека: лишенная религиозного измерения, она не является
подлинной культурой. Христианство - это не культура, а религия,
поскольку вера в Христа не есть просто ценность среди других цен-
ностей, которые содержат различные культуры. Но христианство не
безразлично и не чуждо культуре, нуждается в том, чтобы выразить
себя в ней; оно должно обновить культуру человека, пораженного гре-
хом. Существует "христианская квалификация культуры". По мнению