Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 19 из 104)

Иоанна Павла II, культура представляет собой "привилегированный

сектор евангелизации". Последняя, будучи автономной от культуры,

должна находить выражение в жизни народов и наций. Воплощение

Евангелия в какой-либо культуре - "инкультурация" - совершается

через обновление внутреннего мира человека. К высшему достоинству

- достоинству духовности, которое находит выражение в наиболее

возвышенном даре - даре любви, человек поднимается через cultura

animi ("культура души"). Чтобы культура сложилась как подобает,

весь человек должен участвовать в этом - вся его творческая сила,

разум, его знание мира и людей, способность сдерживать себя, жер-

твовать, быть солидарным и готовность содействовать общему благу*

Папа говорит: "...первым и самым важным является тот труд, который

совершается в человеческом сердце, а то, каким образом он включается

в построение собственного будущего, зависит от его понимания себя

и своего предназначения. Именно этой плоскости касается

специфический и существенный вклад Церкви в пользу истинной куль-

туры"1. Подлинной культурой является христианская (католическая)

культура, которая возникает как результат веры, внутреннего душев-

ного стимула, данного религией.

Православные богословы базисом духовной культуры тоже считают

религию. Обратим внимание на идеи "единой философии культа", раз-

63

работанной П. А. Флоренским. По его мнению, религия стоит над

явлениями духовной культуры, культура возникает на основе религии:

искусство родилось как культовое, наука и философия явились как

попытка осмыслить религиозный взгляд на мир, а мораль и право веч-

но базировались на религиозных заповедях. Культ - "средоточное"

место культуры, в узком смысле он - богослужение, богослужебное

действие, а в широком - феургия (греч. theurgea - богоделание). Фе-

ургия является "материнским лоном всех наук и искусств"2. В культе

встречаются имманентное и трансцендентное, дольнее и горнее, вре-

менное и вечное, поэтому он образует основу, источник культуры.

Культура - это то, "что от культа присно отщепляется, - как бы про-

растания культа, побеги его, боковые стебли его. Святыни - это

первичное творчество человека; культурные ценности - это производ-

ные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа..."3. Вспомогатель-

ные термины, понятия, формулы, являющиеся производными культа,

в процессе усложнения и автономного развития превращаются в "свет-

скую философию, светскую науку, светскую литературу"4.

Немецко-американский протестантский теолог и философ П.

Тиллих (1886 - 1965) в своей "теологии культуры" исходит из идеи

отчуждения человека от Бога (Самого Бытия) в результате грехопа-

дения и открывания Богом (Самим Бытием) себя человеку в историче-

ском времени. Главное для П. Тиллиха - "определить способ

соотнесения христианства и секулярной культуры"5. Религия и куль-

тура противостоят друг другу и одновременно образуют единство.

"Религия, - полагает П. Тиллих, - есть высшая забота... Религия

есть субстанция, основа и глубина духовной жизни человека"6, она

питает культуру и придает ей смысл. Религия есть субстанция куль-

туры, а культура - форма религии. Субстанция и форма постоянно

стремятся к синтезу и каждый раз разрушают достигнутый синтез.

Культура заключает в себе отношение к Безусловному, иначе говоря,

религиозный опыт, хотя это отношение постоянно подвергается де-

струкции. Вхождение Бога (Самого Бытия) во временную историче-

скую ситуацию - Кайрос (греч. kairos - надлежащая мера, норма,

надлежащая пора) соединяет ее с "вечным значением" и придает фор-

ме культурный смысл. По степени вхождения Безусловного, вечного

во временное П. Тиллих выделяет три типа культуры: теономную

(греч. theos - бог, nomos - обычай, порядок, закон), гетерономную

(греч. heteros - другой), автономную (греч. autos - сам). Теономная

культура выражает религию не как нечто чуждое, а как собственную

духовную основу; в истории этот тип нереализуем и недостижим. В

историческом отчужденном существовании представлены гетероном-

ный и автономный типы. Гетерономная культура - это крайне ав-

торитарная система, которая подчинена религии, а автономная

выражает оскудение духовной жизни, для нее характерны антропо-

центризм, гуманизм, но и в ней имеется измерение Безусловного,

64

религиозный опыт, хотя бы в негативной форме - переживания пус-

тоты и бессмысленности.

Осознание явлении культуры началось со сферы материального

производства, и прежде всего обработки земли. Не случайно вначале

употреблялся термин "агрикультура" (лат. agricultura - уход за зем-

лей), а впоследствии уже слово "культура" стало обозначать и город-

ской уклад жизни. Лишь затем его начали использовать для называния

явлений духовного порядка.

Исторически первой областью духовной жизни была мифология,

которая синкретически объединяла разные способы освоения мира -

знания и умения, нормы и образцы, верования и ритуалы, мимесис,

орнамент, песню и пляску и др. В ходе дифференциации мифологиче-

ского комплекса постепенно вычленяются и относительно отделяются

различные сферы духовной культуры - искусство, мораль,

философия, наука, религия и др. Вместе с другими областями куль-

туры религия производила и накапливала способы и приемы осуще-

ствления бытия человека в области как материальной, так и духовной

деятельности, реализовывала их в продуктах, передавала от поколения

к поколению. При всей сложности, неоднолинейности и неоднознач-

ности взаимоотношений религии, искусства, морали, философии, на-

уки в истории они взаимно влияли друг на друга, образовывали

единство и целостность - универсум духовной жизни. В различные

эпохи выдвигались на первый план, получали наиболее инстенсивное

выражение и развитие те или иные области культуры: искусство и

философия в античности, религия - в средние века, философия - в

XVIII - XIX вв., наука - в XX в.

Религия, став частью культурного универсума, внутри себя, в пре-

делах собственной области синтезирует определенные явления искус-

ства, морали, философии, науки и тем самым как бы наследует

традиции мифологии. Эти традиции отчетливо воспроизводятся в

религиозном мифе. А в те эпохи, которые являются для религии "звез-

дным часом", она доминирует, охватывает почти всю область куль-

туры. Такая ситуация, как было сказано, сложилась в средние века.

В процессе секуляризиции, при переходе от феодализма к

капитализму различные сферы духовной культуры: философия, искус-

ство, мораль, наука - постепенно освобождались от религиозного

санкционирования. Приведем данные американского социолога, рус-

ского по происхождению, П. А. Сорокина о секуляризационных про-

цессах в Западной Европе. Если в средние века идеалистическая

философия составляла 100% содержания философских систем, то в

XX в. (1900- 1920-е годы) ее доля упала до 40,9%. Шло развитие

и распространение эмпиризма, материализма, критицизма и аг-

ностицизма, что служит, по мнению П. А. Сорокина, показателем се-

куляризации философии. В XX в. (1900 - 1920) доля эмпиризма во

всех философских системах составляла 53%, материализма - 23,3,

3 3ак. 536 65

скептицизма - 21,9%7. Тематика и стиль в искусстве в средние века

определялись почти полностью религией, а затем религиозная

ориентация ослабевает. В живописи и скульптуре религиозное искус-

ство составляло: до X в. - 81,9%, в X - XI - 94,7; в XII - XIII -

97; в XIV - XV - 85; в XVI - 64,7; в XVII - 50,2; в XVIII - 24,1;

в XIX - 10; в XX в. - 3,9%8. Постепенно происходила и секу-

ляризация этических систем, выражением чего было появление и

развитие чувственной этики счастья (гедонизма, утилитаризма, эвде-

монизма). Абсолютная (религиозная) этика и чувственная составляли

соответственно в IV - XIV вв. 100 и 0%, в XV - 91,3 и 8,7; в XVI

- 56,5 и 43,5; в XVII -61,6 и 38,4; в XVIII - 63,7 и 36,3; в XIX

- 62 и 38; в XX в. (до 1920 г.) -57 и 43%9.

Религиозная культура Религиозная культура представляет собой

сложное, комплексное образование, все аспек-

ты религии как общественной подсистемы находят выражение в

социокультурной области. Религиозная культура - это совокупность

имеющихся в религии способов и приемов осуществления бытия че-

ловека, которые реализуются в религиозной деятельности и представ-

лены в ее продуктах, несущих религиозные значения и смыслы,

передаваемых и осваиваемых новыми поколениями. Деятельностным

центром является культ.

Содержание культурных ценностей задается религиозным соз-

нанием. Они организуются вокруг религиозного мировоззрения, на-

полнены соответствующими образами, представлениями, понятиями,

мифами, притчами, ориентируют сознание и поведение людей на

гипостазированные существа, свойства, связи, превращения, удовлет-

воряют разнообразные потребности человека. В качестве материальных

носителей верований выступают: устная речь, в которой излагается

предание, священная литература, ритуальные тексты, средства культа

(идол, ступа, икона и пр.), произведения искусства.

В религиозных системах шло накопление опыта развертывания

отношений, отлаживания организации, структурирования взаимосвя-

зей, управления поведением людей. Организационная сторона

религиозной культуры осуществляется в различных звеньях управ-

ления культовой деятельностью, в обеспечении теолого-теоретических

исследовании и образования, в проведении экономической, коммер-

ческой, благотворительной деятельности.

Под влиянием религии складываются религиозные философия, мо-

раль, искусство и т. д. Религиозная философия, исходя из религиозных

мировоззренческих предпосылок, использует понятийный аппарат и