Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 2 из 104)

понятия и факты соответствующей науки, человек входит в ее мир,

находит для себя в нем ориентиры, чтобы затем воспользоваться

приобретенным в своей практической жизни, в собственных духовных

исканиях. Есть знания, которые необходимы специалисту для успеш-

ной деятельности в своей области. Но есть и такие понятия, идеи,

теории, факты, освоение которых важно для становления каждого че-

ловека как личности, для формирования его духовной культуры. К

отраслям, содержащим такого рода знания, относится религиоведение.

Определение предмета Религиоведение как комплексная относитель-

но самостоятельная отрасль знания складыва-

лось начиная с XIX в., хотя соответствующие знания накапливались

в течение веков. Оно конституировалось на стыке общей и социальной

философии, истории философии, социологии, антропологии, психо-

логии, лингвистики, всеобщей истории, этнологии, археологии и

других наук. Религиоведение изучает закономерности возникновения,

развития и функционирования религии, ее строение и различные ком-

поненты, ее многообразные феномены, как они представали в истории

общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей

культуры. Главным в нем является философское содержание, что обус-

ловлено по крайней мере двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что

центральное место в нем занимает разработка наиболее универсальных

понятий и теорий объекта. Поэтому религиоведение выполняет мето-

дологическую функцию по отношению к конкретным наукам - лите-

ратуроведению, фольклористике, языкознанию, правоведению,

этнографии, искусствоведению и др., когда они обращаются к анализу

религии со своей частной точки зрения.

Во-вторых, исследование религии неизбежно обращается к фило-

софско-мировоззренческим вопросам о человеке, мире, обществе. При

рассмотрении этих вопросов религиоведение опирается на наследие

философской мысли, на историю естественных и общественных наук,

особенно на достижения современной научно-технической революции,

на научное объяснение религии. Успехи человековедения, медицины,

психологии, педагогики, истории, физики, химии, кибернетики,

биологии, космологии, экологии и других наук служат основой

решения соответствующих мировоззренческих проблем.

5

Основные разделы. Религоведение сегодня включает ряд разделов,

основными среди которых являются философия,

социология, психология, феноменология, история религии.

Философия религии - совокупность философских понятий,

принципов, концепций, дающих философское объяснение объекта. Эти

концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется

под углом зрения какого-то субординирующего принципа - ма-

териализма, экзистенциализма, феноменологии, герменевтики, праг-

матизма, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа.

Социология религии изучает общественную детерминированность

религии, общественные закономерности ее возникновения, развития и

функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль

в общественной системе, влияние религии на другие элементы этой

системы и специфику обратного воздействия данной общественной

системы на религию.

Психология религии исследует психологические закономерности

возникновения, развития и функционирования религиозных явлений

общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребно-

стей, чувств, настроений, традиций и т. д.), содержание, структуру,

направленность этих явлений, их место и роль в религиозном ком-

плексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности обще-

ства, групп, личностей.

Феноменология религии соотносит представления, идеи, цели,

мотивы практически взаимодействующих, находящихся в ком-

муникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и

смыслов и с учетом этого дает систематическое описание явлений

религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения.

История религии обрисовывает движущийся во времени мир

религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных

религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет инфор-

мацию о многочисленных существовавших и существующих религиях.

Философия раскрывает глубинные сущностные свойства религии;

социология, психология, феноменология, история позволяют увидеть,

как она предстает в разных ипостасях и на разных уровнях, как она

обнаруживается в различных религиозных феноменах*.

Наряду с перечисленными выделяют раздел, включающий знания

о свободомыслии в отношении религии, В этом разделе раскрываются

содержание свободомыслия, закономерности его развития, функции в

обществе и в жизни личности, исследуются его различные проявления,

В учебном пособии не представляется возможным строго развести материал по всем

указанным разделам. Поэтому в ходе теоретического анализа религии (гл. I -V) дается

синтез философского, социологического, психологического, феноменологического и

другого рассмотрения.

6

описываются его история, типы и этапы развития, представленность

его в разные эпохи на концептуальном уровне и в народном сознании,

в науке, морали, искусстве, политике, философии, теологии.

Классы понятий В религиоведении выделяется ряд групп

и терминов понятий и терминов:

1. В нем используютсяобщефилософские и социально-философские

категории - "бытие", "сознание", "познание", "отражение", "символ", "истина", "заблуждение", "фантазия", "общество", "материальное и духовное производство", "культура", "отчуждение".

2. 2. Большое место занимают понятия и термины, пришедшие из логики, этики, эстетики: "знак", "значение", "смысл", "совесть", "ответственность", "милосердие", "сострадание", "красота".

3. Класс общенаучных понятий, таких, как: "система", "структура", "функция", "роль", "закон" и др. Они применяются в области различных наук (в том числе и нашей) и требуют выявления соответствующих типов связей при анализе любого объекта.

4. Поскольку учение о религии взаимодействует с конкретными науками, оно заимствует из них и частнонаучные понятия, такие, как "эпоха", "право", "иллюзия", "вера", "чувство", "настроение", "страдание", "общение", "язык", "жизнь", "смерть". Как общенаучные, так и частнонаучные категории наполняются

соответствующим конкретным содержанием.

5. Более узкую понятийную и терминологическую подсистему составляют специальные религиоведческие понятия - "религия", "теология", "религиозный культ", "церковь", "конфессия", "храм", "молитва", "теизм", "деизм", "пантеизм", "атеизм", "скептицизм". Особое место занимают понятия и термины "Бог", "ангел", "ад", "рай", "бодхисаттва", "провидение", "карма" и т. п., которые в науке имеют иное значение, чем в религии, хотя необходимо постоянно иметь в виду их религиозные значения.

6. Наконец, есть класс понятий, отражающих процессы изменения

религии: "развитие и эволюция" религии, "сакрализация", "секу-

ляризация", "церквообразование", "расцерковывание", "сектообразование", "детеологизация", "демифологизация", "модернизация".

Методы исследования Являясь комплексной дисциплиной,

религиоведение использует большое число

разнообразных методов познания. Как и в любой науке, в ней приме-

няются общефилософский, социально-философский, специальные

общенаучные и частнонаучные, теоретические и эмпирические методы:

диалектика, системный метод, анализ, синтез, абстрагирование, обоб-

щение, экстраполяция, моделирование, аналогия, гипотеза, индукция,

дедукция, наблюдение, эксперимент и пр. В соответствующих разделах,

кроме названных, используются свои методы. Так, в социологии

религии дают плодотворные результаты методы установления социаль-

ных фактов: изучение документов, опросы разного рода - интервью,

анкетирование и пр., методы первичной обработки полученных дан-

ных: группировка, ранжирование, составление статистических таблиц

и др. Психология религии использует анализ биографий, проективные

тесты, личностные опросники, методы исследования установок и

диспозиций личности, социометрию и т. д.

В исследованиях религии разработаны такие подходы, которые

интегрируют многие частные приемы. Они с успехом применяются в

течение многих десятилетий, дают плодотворные результаты и теперь.

Каузальный анализ имеет в виду изучение причинно-следствен-

ных отношений, выявление причин возникновения и эволюции

различных явлений религии. Согласно принципам этого анализа,

главным вопросом которого является "почему?", религия не может

быть понята лишь из самой себя, она не суть causa sui (причина

самой себя). Именно причинное объяснение прежде всего помогает

обеспечить выведение различных религиозных и нерелигиозных форм

из каких-то действительных отношений в жизнедеятельности людей.

Историзм, исходя из единства исторического и логического,

использует в качестве инструмента познания логику истории, которая

позволяет понять современное состояние объекта как нечто ставшее

и вместе с тем дает руководство к правильному осмыслению событий

и фактов прошлого. Историзм может выступать в нескольких

разновидностях. Генетический подход имеет в виду

выведение последующих этапов развития из начальной фазы. В ходе

этой процедуры важное значение имеет отыскание промежуточных

звеньев в цепи эволюции. С другой стороны, чем дальше в глубь