язык теологии, богословия, решает онтологические, гносеологические,
логические, социологические, антропологические и другие проблемы.
Религиозная мораль - это развиваемая и проповедуемая религией
система нравственных представлений, норм, понятий, чувств, ценно-
66
стей, наполняемых конкретным (иудаистическим, христианским,
исламским и др.) содержанием. Религиозное искусство представляет
собой область созидания, восприятия и трансляции художественных
ценностей, в которых "живут" религиозные символы.
Можно выделить две части религиозной культуры. Одну образуют
те компоненты, в которых вероучение выражается прямо и непосред-
ственно - сакральные тексты, теология, различные элементы культа
и пр. Другую составляют те явления из области философий, морали,
искусства, которые исторически вовлекаются в религиозно-духовную
и культовую деятельность, в церковную жизнь.
Религиозная культура не одинакова в разных религиях и кон-
фессиях и соответственно предстает как культура родоплеменных
религий, как индуистская, иудаистская, конфуцианская, синтоистская,
буддийская, христианская, исламская и прочая (в их многочисленных
конфессиональных разновидностях) культура.
Религиозная культура, смотря по историческим обстоятельствам,
в большей или меньшей мере оказывает влияние на светскую культуру
в целом, а также на отдельные ее части.
Глава V
ФУНКЦИИ И РОЛЬ РЕЛИГИИ
Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в
обществе. Понятия "функция" и "роль" связаны, но не тождественны.
Функции - это способы действия религии в обществе, роль - суммар-
ный результат, последствия выполнения ею функций.
Функции религии Выделяется несколько функций религии:
мировоззренческая, компенсаторная, ком-
муникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, куль-
туротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.
Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря, преж-
де всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека,
общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение
мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозер-
цание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование
(эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку)
и пр. Религиозное мировоззрение задает "предельные" критерии, Абсо-
люты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек,
обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Придание смысла
наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вы-
рваться за пределы ограниченности, поддерживает надежду на
67
достижение "светлого будущего", на избавление от страданий, не-
счастий, одиночества, морального падения.
Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет
ограниченность, зависимость, бессилие людей - в плане как перест-
ройки сознания, так и изменения объективных условий существования.
Реальное угнетение преодолевается "свободой в духе", социальное не-
равенство превращается в "равенство" в греховности, в страдании; цер-
ковная благотворительность, милосердие, призрение, пере-
распределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщен-
ность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, вещные
отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются лично-
стным богообщением и общением в религиозной группе. Важное зна-
чение имеет психологический аспект компенсации - снятие стресса,
утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение, в том числе
и в том случае, если психологический процесс приводится в движение
с помощью иллюзии.
Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную
функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в
религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена
информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком.
Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих
друг с другом; 2) верующих с Богом, ангелами, душами умерших, свя-
тыми, которые выступают в качестве идеальных медиаторов, пос-
редников общения между людьми - в литургии, молитве, медитации,
"тайнозрении" и т. д.
Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определен-
ных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обы-
чаев, институтов осуществляется управление деятельностью и
отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Осо-
бенно большое значение имеет система норм (религиозного права, мо-
рали), образцов (многочисленных примеров для подражаний),
контроля (слежения за реализацией предписаний), поощрений и на-
казаний ("воздаяний" действительных и обещаемых в посмертном су-
ществовании) .
Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении-
объединяет, а в другом - разъединяет индивидов, группы, институты.
Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция - ослаблению
стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп,
учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполня-
ется в тех пределах, в которых признается более или менее единое,
общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении
личности обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции,
если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще
и противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет
дезинтегрирующую функцию.
68
Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культу-
ретранслирующую функцию. Она способствует развитию определен-
ных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства,
обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры,
осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поко-
лению.
Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узако-
нение некоторых общественных порядков, институтов (государствен-
ных, политических, правовых и др.), отношении, норм, образцов как
должных или, наоборот, .утверждение неправомерности каких-то из
них. Религия выдвигает высшее требование - максиму (лат. maxima
- высший принцип), в соответствии с которой дается оценка опре-
деленных явлений и формируется определенное отношение к ним.
Максиме придается обязательный и непреложный характер.
Принципы анализа роли Результат, последствия выполнения религией
религии ее функций, значимость ее действий, т. е. ее
роль, бывали и бывают разными. Сфор-
мулируем некоторые принципы, реализация которых помогает
анализировать роль религии объективно, конкретно-исторически, в
определенных условиях места и времени.
1. Роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя
она оказывает на экономические отношения и другие сферы общест-
венной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные
взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им "ореол Свя-
тости" или объявляет "нечестивыми", "отпавшими", "погрязшими во
зле", "греховными", противоречащими "закону", "Слову Божию".
Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство,
межнациональные отношения, семью, на область культуры через де-
ятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях.
Происходит "наложение" религиозных отношений на другие общест-
венные отношения.
2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а
это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в кон-
тексте процессов сакрализации (лат. sacer - священный) и секу-
ляризации (позднелат. saecularis - мирской, светский). Сакрализация
означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм
общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений,
поведения людей, институтов, рост влияния религии на различные
сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ве-
дет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное
сознание, к ограничению возможности религиозного санкционирования
различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов,
"вхождения" религиозных индивидов и организаций в различные вне-
религиозные сферы жизни. Указанные процессы неоднолинейны,
69
противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменя-
ющих друг друга этапах их развития, в странах и регионах Европы,
Азии, Африки, Америки, в меняющихся социально-политических и
культурных ситуациях.
3. Своеобразно воздействие религии на общество, его подсистемы,
на индивида и личность родоплеменных, народностно-национальных,
региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных на-
правлений и конфессии. Как мы увидим далее (см. раздел "История
религий"), в их вероучении, культе, организации, этике имеются
специфические черты, которые находят выражение в правилах отно-
шения к миру, в повседневном поведении последователей в различных
областях общественной и личной жизни, накладывают печать на "че-
ловека экономического", "человека политического", "человека мораль-
ного", "человека художественного". Неодинаковой была система
мотивации, а потому и направленность и эффективность хозяйствен-
ной деятельности в иудаизме, христианстве, исламе, католицизме,
кальвинизме, православии, старообрядчестве и других религиозных на-
правлениях. По-разному включались в межэтнические, меж-
национальные отношения родоплеменные, народностно-национальные
(индуизм, конфуцианство, сикхизм и др.), мировые религии (буддизм,
христианство, ислам), их направления и конфессии. Имеются замет-