сопровождается циклом обрядов - от зачатия до смерти. Единой
религиозной организации в индуизме нет.
Исторически индуизм оформился в два основных направления -
вишнуизм и шиваизм, причем оба испытали воздействие мощного ком-
плекса доарийских представлений, опиравшихся на тантрические куль-
ты, в которых идея и символика плодородия, роль женского начала,
экстатичность культовой практики, значение кровавой жертвы были
очень велики. Созвучные идеям позднего брахманизма представления
и практика тантризма повлияли на генезис таких явлений, как ас-
кет-йогин, отшельник-садху.
В индуизме есть образ Тримурти - космического духовного нача-
ла, имеющего три ипостаси - Вишну, Шива, Брахма. В шиваизме
наиболее почитаемым божеством стал Шива, главная функция кото-
рого- использовать накопленную подвижничеством энергию на раз-
рушение и воссоздание мира. Страшному, разрушительному,
внушающему ужас образу Шивы соответствует образ его супруги (точ-
нее - ипостаси, энергетически его дополняющей) - богини Кали (или
Дурги, Парвати). Повелевая демонами, насылающими несчастья, бо-
лезни, катастрофы, Кали является объектом массового культа в боль-
шей части Индии, предметом почитания миллионов индийских
женщин в особенности. Наиболее распространенным и почитаемым
символом единства Шивы и его женской половины является весьма
абстрактное скульптурное изображение первопричины их энергетиче-
ская могущества - их половых признаков: йонилингама и ардханари.
Другое направление индуизма - вишнуизм - выдвинуло на пер--
81
вый план образ бога Вишну, осознаваемого в качестве хранителя
мирового порядка. Выполняя эту функцию, Вишну является в мир в
различных воплощениях - аватарах. Основные и наиболее почитае-
мые - Рама, герой индийского эпоса, праведный царь - победитель
демона; еще более известен Кришна, сложный по происхождению и
символике, но в общем бог-защитник. Популярность этой аватары
Вишну в новое и новейшее время объясняется не в последнюю очередь
личностным, интимным, эмоциональным, персонифицированным ха-
рактером его образа и культа. Именно кришнаизм наиболее ярко вы-
разил идеи позднего индуизма - течения бхакти, и прежде всего -
идеи любви к богу, не нуждающейся в традиционном культе и отрица-
ющей роль касты. Этот своеобразный процесс реформации в Индии
породил сикхизм.
Третий член троицы (Тримурти) высших божеств индуизма -
Брахма - выступает как первопричина мира, но в культовой
практике заметной роли не играет.
В повседневной жизни подавляющего большинства индийцев
фигурируют либо аватары, проявления, манифестации Шивы или
Вишну, причем под местными названиями и в свободной форме, либо
второстепенные божества из их окружения, действующие лица бога-
тейшего мифологизированного эпоса Индии. В индийской семье часто
поклоняются Матерям, осознаваемым как проявления богини Кали,
Ганеше - слоноголовому сыну Шивы, дарителю удачи и достатка, Ха-
нуману - обезьяне-герою, помощнику Рамы в борьбе с демоном Ра-
вавок" йонилингаму Шивы, змеям-нагам - подземным божествам и
повелителям небесных вод из свиты Вишну-Нарайана, свирепой ипос-
таси Шивы Бхайраву, карающему за проступки. Огромное значение
имеют паломничества к наиболее почитаемым храмам и к водам свя-
щенных рек.
Особенности Условия формирования и развития индуизма
философских воззрений определили своеобразие его философской
системы. Яркая, сочная, богатая и многооб-
разная, рассчитанная на все уровни индивидуальною сознания, эта
религиозная система отличается своей плюралистичностью.
Характерный доя индуизма политеизм (не ограничивающийся пок-
лонением основной триаде - Шиве, Брахме, Вишну) давал возмож-
ность выбора как самого объекта культа, так и формы его почитания
в зависимости от конкретной цели обращения к божеству, за каждым
из которых были закреплены определенные функции, а также в
зависимости от направления в индуизме, которого придерживался
индивид, будь то шиваизм, вишнуизм или их многочисленные раз-
новидности.
В сфере философии индуизм разработал проблему соотношения
общего и частного, конечного и бесконечного, единства Космоса, Абсо-
82
люта, относительности истины. Широта индуизма проявилась и в вы-
работке понятия о Вселенной, и в разработке пространственно-времен-
ных характеристик, имеющих единицей космического времени "день
Брахмы", равный 4320 млн. астрономических лет. Отсюда представ-
ления о бренности и сиюминутности настоящего, определившие
квиетизм, умозрительность и созерцательность философских систем,
основанных на индуизме.
Центральное место в философской концепции индуизма занимает
доктрина о переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и
поступками в предшествующих рождениях (карма). Целью любого
индуистского культа является реализация связи с его объектом, исчез-
новение противопоставления индивидуальной души (атмана) мировой
(Брахману). При высокоразвитом сознании индивида противопостав-
ление Пракрити (природы) Пуруше (вселенскому Человеку, обобщен-
ному духовному образу Вселенной) также должно исчезнуть, подобно
противопоставлению своего "я" конкретному объекту индуистского
поклонения.
В соответствии с религиозно-философскими представлениями
индуизм разработал определенные нормы общественных установлений
с детальной регламентацией поведения в зависимости от места
индивида в социально-кастовой иерархии индийского общества, а так-
же в зависимости от его возрастной принадлежности, выделив четыре
периода (ашрама) в жизни индуса: брахмачарья - ученичество, гриха-
стха - главенство в семье, ванапрастха - отшельничество, саньяси -
аскеза и отрешение от земного.
Реформация индуизма Одну из наиболее серьезных трансформаций
индуизм претерпел в XIX - XX вв. В этот
период не раз доказывавшая прежде свою уникальную гибкость и спо-
собность противостоять любым попыткам ассимиляции религия по-
лучила сильный стимул к развитию. Толчком послужило
распространение культуры и религии британских завоевателей, начав-
шееся в стране под их влиянием быстрое развитие буржуазных отно-
шений. В таких условиях и были предприняты первые попытки
реформации индуизма.
Предтечей реформации в Индии по праву считается выдающийся
бенгальский мыслитель Рам Мохан Рой (1772-1833). Обладавший
широким кругозором и эрудицией, изучивший ряд языков (в том числе
английский, арабский, древнееврейский, латинский, санскрит), бен-
гальский аристократ Рам Мохан Рой стал основателем первых в Индии
национальных газет и светских школ - колледжей, а также создал
в 1828 г. религиозное общество "Брахмо самадж" - "Общество Брах-
мы", единого Бога, которому должны были поклоняться не только
индусы, но и мусульмане и христиане.
В деятельности общества, как и в воззрениях Роя, проявилась важ-
83
ная особенность всего процесса модернизации индуизма: в Индии за-
частую трудно либо вовсе невозможно разделить религиозную рефор-
мацию и просветительство. И именно в работах Рам Мохан Роя
наиболее отчетливо прослеживаются просветительские тенденции в
критике религиозных традиций, представления о разуме, здравом
смысле как важнейшем критерии подхода к обычаям и вероучитель-
ным положениям.
Значительный след в реформации индуизма оставило созданное в
1875 г. Даянандой Сарасвати (1824-1883) религиозное общество
"Арья самадж". Близкое к "Обществу Брахмы" по реформаторскому
духу, по монотеистическому толкованию Вед и стремлению избавиться
от идолопоклонства, кастовой системы, неравноправия женщин и
других наиболее одиозных установлений традиционного индуизма,
"Арья самадж", однако, отказалось от сближения с другими религиями,
провозгласив лозунг "Назад, к Ведам!". Обращение к древней
индийской традиции стало одним из важнейших слагаемых широкой
популярности Общества (оно объединяло до 1,5 млн. индуистов, в то
время как численность "Брахмо самадж" не превышала 10 тыс. че-
ловек). Важно отметить, что индийское реформаторское движение, в
целом бывшее скорее брожением интеллигенции города, не привлекло
крестьянских масс, как в Европе, и с течением времеди движение
реформации "навстречу массам" все более опиралось на индуистскую
традицию, на постепенное восстановление наиболее важных черт
индуизма. Возвращаются положения ортодоксального индуизма, такие,
как политеизм, хотя и в переосмысленном виде. Приспосабливаясь к
новым общественным требованиям, индуизм тем не менее по-преж-
нему существует в массовом религаозном сознании в устоявшихся,
привычных формах.
Наиболее успешную попытку примирения реформаторских и орто-
доксальных взглядов предпринял жрец калькуттского храма Кали Ра-
макришна Парамахамса (1836 - 1886), учивший, что каждый
определенный круг решения религиозных проблем и соответствующие
формы культа составляют одну из стадий познания единого Бога.
После смерти Рамакришны его последователями была создана
всеиндийская неоиндуистская организация, получившая название
"Миссия Рамакришны". Возглавивший миссию ближайший ученик Ра-
макришны Свами Вивекананда (1863 - 1902) сделал следующий шаг
в создании учения, цель которого - охватить не только все
религиозные и морально-этические учения, но и вообще все духовное
начало в мире. Развивая мысль Рамакришны об истинности и не-
противоречивости всех религий, Вивекананда приступил к реальному
воплощению идеи духовного мессианства Индии. Утверждая, что все