миниатюрным аналогом храмового места священнодействия.
После поражения Японии во второй мировой войне в условиях
общедемократического подъема началось осуществление курса демок-
ратизации страны. Предпринимались меры по искоренению
милитаризма и тэнноизма. В 1946 г., в новогоднем обращении к на-
роду, император Хирохито отрекся от божественного происхождения.
Были проведены прогрессивные реформы в системе образования, отме-
нено "моральное воспитание" в школах, опиравшееся на культ импе-
ратора. Конституция 1947 г. изменила статус императора, теперь он
объявлялся "символом государства и единства нации".
Однако положение государственного синто не было кардинально
изменено. Основным направлением политики возрождения тэнноизма
становятся попытки восстановить синтоизм в статусе государственной
религии. В 1946 г. высшим синтоистским руководством была создана
Ассоциация синтоистских святилищ - Дзиндзя хонтё, которая поз-
волила сохранить единую централизованную систему управления
святилищами. В Ассоциацию вошла значительная их часть - более 78
тысяч. Это позволило добиться передачи в собственность святилищ
занимаемых ими обширных земельных участков, которые ранее в
большинстве случаев принадлежали государству.
Уже в 1952 г. обрядность императорского двора приобрела характер
официальных государственных церемоний. Были проведены как госу-
дарственный акт синтоистские церемонии возведения Акихито (сына
правящего императора Хирохито) в сан наследника престола и его
свадьба в 1959 г. Не менее важным этапом укрепления идеи госу-
дарственного синто стало возрождение обараи - обряда великого
очищения от скверны всей японской нации. Символическое участие
в обряде высшего религиозного лица государства подчеркивало
единство национальной религии и императорской власти.
В 1966 г. восстановлен отмененный конституцией 1947 г. праздник
"кигэнсэцу" - день основания государства, который отмечается еже-
годно 11 февраля. В школьные учебники была вновь включена
мифологическая эра истории со сведениями о "божественном"
происхождении императорской династии и народа. Особое место в
стремлении восстановить тэнноизм занимает храм Ясукуни, постро-
енный в 1868 г. в Киото в честь воинов, павших за императора, и
после буржуазной революции перенесенный в Токио. Святилище на-
ходилось в ведении министерства армии и военно-морского флота.
В 1969 г. на основе Ассоциации синтоистских святилищ была соз-
дана Синтоистская политическая лига - организация, которая впер-
вые после ликвидации государственного синто открыто ставила
политическую задачу участия в управлении государством. В январе
1989 г. скончался император Хирохито. Система синто определяла весь
разнообразный комплекс церемоний в ритуале престолонаследования.
106
Вручение "божественных регалий", государственной и императорской
печати, первый прием императором высокопоставленных должностных
лиц по решению правительства были проведены не только как сугубо
религиозные церемонии, но и как государственный акт.
§ 8. Иудаизм
Термин "иудаизм" (на иврите "яаадут") происходит от названия
еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библей-
скому повествованию самым многочисленным среди всех 12 еврейских
колен (Числа 1:27). Выходцем из рода Иуды был царь Давид (конец
XI в. до н. э. - ок. 977 г. до н. э.), при котором Израильско-Иудейское
царство в конце XI в. до н. э. достигло наивысшего могущества. Это
обстоятельство обусловило привилегированное положение иудейского
рода в древнеевропейском государстве, а также тот факт, что термин
"иудей" стал часто использоваться как эквивалентный слову "еврей".
В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая
на рубеже II - I тысячелетий до н. э. среди еврейских племен. В более
широком смысле иудаизм - это комплекс правовых, морально-
этических, философских, в том числе и религиозных, представлении,
определявших на протяжении около четырех тысячелетий уклад жизни
евреев.
Возникновение Будучи продуктом религиозных традиций
и формирование Танах древних цивилизаций Ближнего Востока -
Месопотамии, Египта и Ханаана, иудаизм,
отстаивая на протяжении веков свою самобытность и оригинальность,
вместе с тем никогда не был обособлен от внешних влияний. Пос-
тоянная необходимость адаптации в процессе исторического развития,
сопровождавшаяся упразднением или модернизацией тех или иных
доктрин иудаизма, порождала многочисленные противоречивые тол-
кования при оценке основных его принципов. Так, теософская школа
рабби Симлая (III в. н. э.) полагала, что иудаизм насчитывает 613
догматов. В средние века чрезвычайно популярным было учение
раввина из Египта М. Маймонида (1135 или 1138 - 1204), разрабо-
тавшего 13 принципов веры еврейской религии. Наряду с этим су-
ществовали философские течения, утверждавшие, что в иудаизме
вообще нет догматики. '
Еще на ранней стадии своего становления иудаизм перешагнул за
рамки духовной сферы и активно вторгся в общественно-политическую
практику. Уже тоща его структура приняла достаточно разветвленный
характер и включила в себя по меньшей мере семь основных элемен-
тов: 1) учение о Боге, сущности вселенной и человеке; 2) концепцию
богоизбранности народа Израиля; 3) Священное Писание; 4) свод
религиозных законов, охватывающих также область светского права;
107
5) порядок религиозного ритуала; 6) систему религиозных институтов;
7) кодекс морально-нравственных отношений.
Священное Писание иудаистов (Сфарим) известно также в древ-
нееврейской аббревиатуре как Танах; в него входят Тора (Учение),
или Пятикнижие, авторство которого приписывается пророку Моисею;
Нэвиим (Пророки) - 21 книга религиозно-политического и историко-
хронологического характера; Кэтувим (Писания) - 13 книг разнооб-
разного религиозного жанра. Самая древняя часть Ветхого Завета
датируется X в. до н. э. Работа по составлению канонизированного
. варианта Танаха была завершена в III - II вв. до н. э.
Центральная доктрина иудаизма - вера в единого Бога1, который
бессмертен, вечен, всемогущ, вездесущ и безграничен. Иудаизм про-
поведует адекватность человеческого разума образу Бога, следствием
чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии
с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через
молитву" а божья воля открывается человеку через Танах.
Хотя иудаизм поставил своей целью признание Бога всем чело-
вечеством, он всегда осуждал и противостоял ассимиляции евреев,
оставаясь мировоззрением тех, кто ассоциировал себя с народом Из-
раиля. Еще в 444 г. до н. э. иудаистское духовенство настояло на
принятии обязательного закона, запрещавшего евреям вступать в род-
ство с представителями других народов. Уже тогда этот запрет привел
к отделению иудеев от самаритян - так стали называть приверженцев
иудаизма, ассимилировавшихся в годы вавилонского пленения (586 -
538 до н.э.). Ортодоксальные равнины до сих пор не признают за-
конности брака евреев с неевреями. С одной стороны, очертив круг
своих потенциальных сторонников представителями одного народа и
установив крайне жесткие требования для прозелитов, иудаизм не мог
рассчитывать на широкое признание. За длительную историю суще-
ствования еврейской религии лишь Химьяритское царство в Южной
Аравии в 517 - 525 гг. и Хазарский каганат в VIII в., население ко-
торых не было еврейским, провозгласили иудаизм своей государствен-
ной религией. С другой стороны, этническая замкнутость иудаизма
безусловно явилась важным фактором его жизнестойкости, поскольку
он не просто призывал евреев к монотеизму, но и выделял их из всех
других народов, определял евреев как Богом избранный народ, как
народ-мессию, призванный осуществить цивилизаторскую миссию на
земле с целью установления царства мира и справедливости.
Приблизительно во второй половине II тысячелетия до н. э. наряду
с процессом разложения родового строя у части еврейских племен на
смену широко распространенной среди народов Древнего Востока кос-
могонической мифологии приходит идея сотворения мира единым
Творцом. Возможно, не мифические, а вполне реальные библейские
патриархи (Авраам, Исаак, Иаков) начали вести борьбу с
108
политеизмом, а к моменту вторжения еврейских племен в Ханаан и
появления у них первых государственных институтов (II в. до н. э.)
соотношение между мифологизированным язычеством и новой моно-
теистической верой явно склоняется в пользу последней. Племенной
союз (завет) с Богом Яхве нашел свое выражение в "десяти заповедях",
дарованных, согласно библейской традиции, пророку Моисею на
Синайской горе. "Десять заповедей" обязывали евреев соблюдать весь-
ма простые и доходчивые правовые и морально-этические нормы (да
не будет у тебя других богов перед ликом Моим, не убивай, не кради,
не прелюбодействуй, почитай отца твоего и мать твою и т.п.).
Первоначально Яхве не имел храмов, для него возводился шатер
(скиния), где размещался ковчег завета, символизировавший земное
местонахождение Бога. Лишь с образованием централизованного Из-
раильско-Иудейского государства при царе Давиде в 1004 г. до н. э.
ковчег завета был перенесен в Иерусалим, а в 945 г. до н. э. сыном
Давида царем Соломоном (царь 965 - 928 до н. э.) были возведены
царский дворец и храм в честь Яхве. Храм обслуживался сословием
священников (коханим) и их помощников (левитов), которые вместе
с царской знатью составили господствующую верхушку утвердивше-