гося в Ханаане рабовладельческого строя. После отделения в конце
X в. до н. э. от Иудейского царства с культовым центром в Иерусалиме
Израильского (северного) царства появляются новые места отправ-
ления культа Яхве. Однако многобожие у евреев просуществовало еще
несколько столетий, о чем свидетельствует указ царя Иосии (ок. 639
- 608 до н. э.) от 622 г. до н. э. об отмене культов всех других богов,
кроме культа Яхве.
После захвата в 586 г. до н. э. Иудеи (еще раньше Самарии) вой-
сками Навуходоносора (царь Вавилонии в 605 - 562 до н. э.) начина-
ется рассеивание евреев по другим странам, где возникают еврейские
колонии (диаспора). Самая крупная диаспора находилась в Вавилонии,
где в результате соприкосновения евреев с зороастрийской культурой
в иудаизм были привнесены вера в мифы об ангелах и сатане, в за-
гробное царство, бессмертие души. В то же время в годы вавилонского
пленения усилилось стремление к освобождению, и иудаизм стал идей-
ной мотивацией к восстановлению государственной самостоятельности,
принявшей форму движения к возврату на землю библейских предков
с целью воссоздания иерусалимского храма. Во главе "собирания" евре-
ев вокруг иерусалимской святыни находилось жреческое сословие. В
восстановленном в V в. до н. э. иудейском теократическом государстве
Тора была обязательным законом.
Эллинистическое влияние, особенно усилившееся после захвата
Палестины в 322 г. до н. э. Александром Македонским (356 - 326 до
н.э.), привело к тому, что большая часть евреев, расселившихся в
странах Восточного Средиземноморья, не знала иврита - языка Торы.
Это побудило служителей культа иудейской религии перевести Танах
109
на греческий язык. Окончательный вариант перевода, по преданию,
был осуществлен семьюдесятью учеными Египта и получил название
Септуагинта. Полностью процесс канонизации Танаха в Иудее и в
диаспоре был завершен около 100 г. н.э.
Завоевание Иудеи Римской империей сопровождалось разрушением
многих палестинскик городов, в том числе и второго иерусалимского
храма (70 н. э.), массовыми гонениями на евреев. В этих условиях
борьба против римского господства принимает религиозные формы, а
в самом иудаизме возникло несколько религиозно-политических те-
чений, наиболее крупными из которых были фарисеи, саддукеи и
ессеи, что явилось отражением расслоения еврейского общества Иудеи
на различные имущественные и сословные категории. Освободительная
борьба евреев против Рима дала толчок распространению идей
иудаизма среди других народов.
Талмуд Поражение евреев в Иудейской войне 66 -
73 гг. н. э., а также подавление антиримского
восстания Бар-Кохбы в 135 г. обусловили массовую депортацию иудеев
из Палестины и расширение географической зоны их расселения. Важ-
ным общественно-религиозным фактором диаспоры была синагога,
ставшая не только молельным домом, но и местом проведения народ-
ных собраний, на которых решались важные политические и граж-
данско-правовые вопросы. Примечательно, что в эти годы жреческое
сословие утрачивает господствующее положение, и руководство сина-
гогами и еврейскими общинами переходит к законоучителям Торы -
раввинам. Институт раввината с самого начала не имел иерархии, и
приобретение звания раввина зависело от личных способностей,
знания Торы и умения ее истолковывать.
В конце II - начале III в; самым авторитетным раввином Па-
лестины Иегудой га-Наси (вторая половина II в. - начало III в.) на
основе многочисленных комментариев таннаев (законоучителей) к
Торе был составлен сборник правовых норм, получивший название
Мишна (Повторение). В Мишну вошли свод нормативных актов Галаха
(Закон) и Агада (Предание) - собрание рассказов и притч, поясня-
ющих фрагменты из Танаха и Галахи. В IV - V вв. аммораи (тол-
кователи) добавили к Мишне новые законодательные положения. Этот
труд был назван "Гемара" (Завершение). Гемара вместе с Мишной
составили Талмуд (Учение). Различают Талмуд иерусалимский, со-
ставленный в Палестине, и Талмуд вавилонский, созданный в диас-
поре. Талмуд стал основой законодательства, судопроизводства и
морально-этическим кодексом для верующих евреев. Однако очень
скоро большинство его предписаний перестало действовать либо по
причине их архаичности (например, закон о жертвоприношениях),
либо в силу того, что они были вытеснены законодательными актами
тех стран, где жили евреи. Начиная со средних веков и вплоть до
110
наших дней большинство евреев соблюдают лишь один из разделов
талмудического права, касающийся религиозных праздников (Моэд).
Самые значительные из них: шаббат (суббота) - время отдыха и за-
прета на любую деятельность; йом - киппур (день всепрощения) -
суточный пост, символизирующий покаяние; песах (пасха) -
праздник, знаменующий начало весны; суккот и швуот - праздники,
посвященные сбору урожая; симхат Тора (радость Торы) - праздну-
ется по случаю завершения цикла чтения Торы в синагоге. Многие
евреи соблюдают также обряды инициации - обрезание мальчиков на
восьмой день после рождения и церемонии бар-мицва и бат-мицва,
освящающие вступление в совершеннолетие мальчиков и девочек. Все
же многочисленные и обременительные ограничения, ритуалы, пище-
вые запреты и другие предписания Торы и Талмуда соблюдаются толь-
ко немногими ортодоксально настроенными верующими евреями.
Основные направления Сразу после канонизации Талмуда в
иудаизме обозначились два основных направ-
ления: 1) консервативное, отвергающее институт раввината, а зача-
стую и сам Талмуд, и прочие комментарии к Торе (к этому
направлению относятся, например, караимы), и 2) модернистское,
представители которого выдвинули свои варианты приспособления
иудаизма к конкретно-историческим условиям места и времени. Так,
в странах Арабского Халифата в X - XIII вв. под влиянием исламской
и неоплатонической философии широкое хождение получили идеи
рационалистического толкования иудаизма [Саадия Гаон, (892 -
942), Моше Маймонид, Шломо ибн Габирол (1021 - ок. 1050), Иегуда
га-Леви (ок. 1075 - 1141) и др.]. Наряду с рационалистической шко-
лой развивались мистические направления - Мэркава (Божья Ко-
лесница) и Сфирот (магия ивритских чисел и букв). Попытка
дешифровать буквенную символику Торы в целях раскрытия истинно-
го смысла божественного откровения нашла свое наиболее полное вы-
ражение в философии Каббалы и ашкеназийского хасидизма в
средневековой Европе в эпоху крестовых походов и разгула
инквизиции.
В XII - XIII вв. среди еврейских религиозных мыслителей пре-
обладающим мировоззрением становится система философских взгля-
дов Каббалы, она быстро распространилась в странах Европы, особенно
в Испании, а также среди евреев Палестины. Священная книга каб-
балистов - "Зохар" ("Сияние"). Каббалисты исходили из того, что в
Торе в завуалированной форме скрыты ответы на философские воп-
росы о сотворении мироздания и человека; на протяжении столетий
они занимались постижением взаимосвязи и взаимоотношения Бога
и человека, вели умозрительные поиски форм эманации божественного
в материальном мире. Наряду с Каббалой, основанной на принципах
философской логики, возникает Каббала практическая. Ее сторонники
111
уходили от реальностей жизни и в уединении предавались мистиче-
скому созерцанию. Каббалисты этого направления после интенсивных,
специально разработанных тренировок могли вводить себя в состояние
экстатического транса, которое в их представлении символизировало
приобщение человека к божественному откровению. Хотя сторонники
традиционного толкования Торы и каббалисты всегда уживались друг
с другом, мистицизм Каббалы зачастую осуждался и предавался ана-
феме. Так, на редкость привлекательные в XVII - XVIII вв. идеи каб-
балиста Саббатая Цви (1625- 1676), объявившего себя мессией,
вызвали крайне неодобрительную реакцию со стороны большинства
раввинов, а последователи Саббатая Цви были отлучены от общины
иудаистов.
Каббала оказала влияние на возрождение хасидизма2 в XVIII -
XIX вв., который в это время становится доминирующим течением •
еврейской общественной мысли, особенно в Восточной Европе. Соглас-
но хасидскому учению, каждый, кто соблюдает мицвот (заповеди
Торы), при жизни способен стать цадиком - хранителем божествен-
ных тайн. Бааль Шем-Тов (рабби Бешт - ум. 1760) был первым, кто
начал проповедовать среди простого еврейского люда доходчивым язы-
ком идеи хасидизма с его эсхатологическими представлениями о мире,
элементами каббалистической мистики и призывами к аскетизму.
Официальный раввинат первоначально противился влиянию хасидизма
и даже возглавил так называемое движение "митнагдим" ("противо-
стоящие"), которое ставило своей целью отлучение хасидов от
иудаизма. Однако хасидские цадики приобрели столь высокий ав-
торитет в широких народных массах, что оба течения скоро смирились
друг с другом и сосуществуют вот уже около двух столетий.
С середины XIX в. среди евреев Западной Европы и США на фоне
социально-политических и духовных перемен, связанных с
эмансипацией и усилением ассимиляционных тенденций, зарождается
движение за упрощение или отмену наиболее архаичных предписаний
иудаизма. Разнообразные философские и религиозно-политические
ответвления этого движения получили собирательное название -
реформизм. Возникает также и консервативный иудаизм, представля-
ющий собой промежуточное звено между ортодоксальным и
реформистским направлениями в иудаизме. С конца прошлого - на-
чала нынешнего столетия приобретает влияние сионизм - явление