воплощения и искупления.
Никейский собор осудил учение александрийского пресвитера Ария
(256 - 336), утверждавшего, что Бог Сын не единосущен Богу Отцу.
Собор установил понимание догмата, в соответствии с которым Бог
определяется как единство трех лиц (ипостасей), где сын, вечно рож-
дающийся от отца, единосущен отцу, есть истинный Бог и самосто-
ятельная личность.
На втором - Константинопольском (381)-вселенском соборе
были преданы проклятию не только ариане, но и другие многочислен-
ные ереси: евномиане, духоборы, савелиане, фотиниане, ап-
полинариане и др. Евномиане, например, отказывались считать Христа
Богом, они признавали его лишь высшим сотворенным существом.
В начале пятого столетия особенно острый спор разгорелся вокруг
догмата боговоплощения. Часть духовенства, возглавляемая кон-
стантинопольским патриархом Несторием (ум. ок. 450), отвергла
сложившиеся представления о рождении Христа от Богородицы.
Женщина, утверждали несториане, родила человека, а не Бога. И
только по наитию Святого Духа в него вселилось божество, и он стал
орудием спасения. Обоснованию и защите догмата боговоплощения бы-
ло уделено основное внимание на третьем - Ефесском (431) - все-
ленском соборе, утвердившем шесть правил по защите этого догмата.
На четвертом - Халкидонском (451) - вселенском соборе главное
внимание было уделено обоснованию догмата искупления и боговоп-
лощения. Возглавляемые константинопольским архимандритом
Евтихием (V в.) монофизиты (одноестественники) учили, что в Иисусе
человеческое естество поглощено божественным, и потому признавали
в нем только одну божественную природу. Собор утвердил догмат воп-
лощения, согласно которому Христос должен рассматриваться и как
истинный Бог, и как истинный человек; вечно рождаясь от Бога Отца
по божеству, он родился от Девы Марии по человечеству, божество
130
и человечество соединились в нем как едином лице неслиянно и
неизменно (против монофизитов), нераздельно и неразлучно (против
несториан). Одновременно императором Маркианом были изданы за-
коны, жестоко карающие всех, кто отказывался признать этот догмат.
Только в середине VI столетия решился спор о том, как изображать
Иисуса Христа; 82-е правило пятого - Константинопольского II(553)
- вселенского собора обязывало изображать Сына Божьего в челове-
ческом облике, а не в виде агнца. При этом требовалось, чтобы в
новом изображении образ Христа подчеркивал перед взором верующих
всю высоту своего смирения, покорности, страдания и спасительной
жертвы.
Раздорами сопровождалось утверждение христианского культа. В
первых веках церковь в категорической форме запрещала какое бы
то ни было изображение святых. Церковный собор в Эльвире в начале
IV в. установил правило, согласно которому на стенах не должно быть
никаких предметов почитания и поклонения. В конце IV в. один из
церковных писателей Евсевий (260-265 - 338-339) считал употреб-
ление икон идолопоклонством. Против поклонения иконам в VII в.
выступили несториане и монофизиты. Были даны правительственные
распоряжения, запрещавшие употребление икон. Этот спор разрешился
только на седьмом - Никейском II (787) - вселенском соборе. Собор ут-
вердил правило, в соответствии с которым считалось необходимым изоб-
ражение священных лиц и событий и поклонение им.
Еще более длительным был процесс формирования христианских
таинств и непосредственно связанных с ними обрядов. В конце V в.
сложилось таинство крещения, еще позже - евхаристии (прича-
щения). Затем в течение нескольких веков христианство постепенно
вводило миропомазание, елеоосвящение, брак, покаяние и сопутству-
ющую ему исповедь, священство.
Разделение Христианство не представляло собой единого
христианских церквей религиозного течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к условиям каждой страны, к
сложившимся социальным отношениям и местным традициям.
Следствием децентрализации Римского государства было возникно-
вение первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей:
Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иеру-
салимской. Вскоре от Антиохийской церкви отделилась Кипрская, а
затем Грузинская православная церковь.
Но дело не ограничивалось только разделением христианских цер-
квей. Отдельные из них отказывались признавать решения вселенских
соборов, и утвержденную ими догматику. В середине V в. армянское
духовенство не согласилось с осуждением монофизитов Халкидонским
собором. Тем самым армянская церковь поставила себя в особое поло-
5* 131
жение, приняв догмат, противоречащий догматике ортодоксального
христианства.
Одним из самых крупных разделений христианства было появление
двух основных направлении - православия и католицизма. Этот рас-
кол назревал в течение нескольких столетий. Он определялся особен-
ностями развития феодальных отношений в восточных и западных
частях Римской империи и конкурентной борьбой между ними.
§ 2. Православие
В настоящее время православие представлено рядом автокефаль-
ных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Алек-
сандрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская,
Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая),
Польская, Румынская, Чехословацкая, Американская и др., имеются
автономные православные церкви.
Пределы самостоятельности автономных церквей определяются
соглашением с той автокефальной церковью, которая предоставила ей
автономию. Главы автономных церквей избираются поместными со-
борами с последующим утверждением их патриархом автокефальной
церкви. Константинопольский патриарх считается вселенским, но ему
не предоставлено право вмешиваться в деятельность других правос-
лавных церквей.
В административном отношении автокефальные церкви подразде-
ляются на экзархаты, епархии, викариатсгва, благочиния, приходы.
Кроме того, у ряда автокефальных церквей имеются миссии, бла-
гочиния, подворья при других православных церквах.
Для всех православных церквей общими являются вероучение,
культ, каноническая деятельность.
Возникновение православия Изучая историю религии, мы не можем не
обратить внимания на тот факт, что образо-
вание религиозных организаций тесно связано с социальными и
политическими структурами того региона, где они функционировали.
Восточное христианство существовало в условиях сильной цент-
рализации государственной власти в Византии, и церковь сразу же
оказалась придатком государства, а главой ее фактически являлся
император. Западное христианство постепенно превратилось в
организацию, стремившуюся к господству во всех сферах общества,
включая и сферу политики. На различиях восточного и западного
христианства сказались и особенности развития духовной культуры.
Греческое христианство концентрировало свое внимание на онто-
логических, философских проблемах, западное - на юридически-пра-
вовых.
В начале V в. Римская империя распалась на Восточную и За-
132
падную. Восточная была сильным единым государством, Западная -
раздробленным конгломератом княжеств, вскоре завоеванных герман-
цами. В VI в. Константинополь освободил Рим от варваров; последний
попал в зависимость от византийских императоров. Константино-
польский патриарх стал даже именовать себя вселенским, т. е. главой
и восточной, и западной церкви. Но римским папам удалось прев-
ратить церковь в заметную экономическую силу (приобретение
Сицилии, юга Италии), повысить ее политический престиж.
С середины VII в. Византия подверглась атакам Арабского
Халифата. Халифат захватил Антиохию, Александрию, Иерусалим,
Сирию, а славяне - Балканский полуостров. В этих условиях Италия
стала освобождаться от зависимости Византии. Ослабляли Византию
политические и идеологические противоречия. В VIII в. римская
церковь освобождается из-под опеки Византии, образуется Папская
область. С этого периода власть пап возрастает.
Между Римом и Византией в IX в. возникли территориальные
споры. И та и другая церковь претендовала на Сицилию, Южную
Италию. Обострению отношений способствовало принятие христиан-
ства Моравией. Моравия приняла христианство от Рима. Но затем,
стремясь избавиться от папского диктата, пригласила в 863 г.
духовную миссию из Константинополя - Кирилла и Мефодия.
Болгары отказались принимать христианство от Рима, в 865 г. их
крестили византийские священники. Все это обостряло соперничество.
Конфликт между Римом и Константинополем разрастался, несмотря
на то, что Византии угрожали сельджуки, а Риму - новая сила:
норманны.
Константинопольским патриархом в середине XI в. был Михаил
Керулларий (ум. 1058), до этого постриженный в монахи и сосланный
в провинцию за дворцовые интриги, но выдвинувшийся при новом
императоре Константине, который возвел его в патриархи, хотя
Керулларий слабо разбирался в христианском вероучении. В 1053 г.
в связи с увеличением числа богослужений по западному образцу
Керулларий распорядился закрыть римские церкви и монастыри в
Константинополе. Спор шел по вопросам опресноков, "филиокве"
(лат. filioque - "и сына" - исхождение святого духа не только от
Бога Отца, но и от Бога Сына), безбрачия духовенства, поста в
субботу и т. п. Римский папа Лев IX послал в Константинополь
легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Ни Керулларий, ни
Гумберт не искали примирения. Керулларий объявил легатов
еретиками. В свою очередь, легаты прокляли Константинопольского
патриарха; 16 июля 1054 г. произошел окончательный разрыв