Латинской Америке и США. Католицизм исповедует часть населения
прибалтийских государств (в Литве, на юго-востоке Латвии), а также
западных областей Украины и Белоруссии.
Особенности Основой вероучения католицизма признается
вероучения, культа Священное Писание и Священное Предание.
и церковной организации Католическая церковь рассматривает в каче-
стве канонических все книги, включенные в латинский перевод Библии
(Вульгата). Правом толкования текстов Библии наделяется только ду-
140
ховенство. Священное предание образуют постановления 21 собора, а
также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам.
Следуя Никео-Царьградскому символу веры, другим решениям первых
семи соборов, католическая церковь создает свое понимание ряда дог-
матов. На Толедском соборе в 589 г. вносится добавление к символу
веры об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от
Бога Сына (лат. filioque - "и сына").
В спасении людей, обремененных первородным грехом, католиче-
ское вероучение особую роль отводит церкви. Она призвана помочь
человеку возместить утраченную способность к достижению вечного
спасения. Эта миссия осуществляется с помощью сокровищницы сверх-
должных дел, т. е. излишка добрых дел, совершенных Иисусом
Христом, Богоматерью и святыми. Как наместник Христа на земле,
папа распоряжается этой сокровищницей сверхдолжных дел, распре-
деляя их среди тех, кто в них нуждается.
Католицизм признает семь таинств: причащение (евхаристия), кре-
щение, покаяние, миропомазание, соборование, священство и брак.
Таинство крещения проводится путем обливания водой, в то время
как в православии только погружением в воду. Таинство миропома-
зания (конфирмация) совершается при достижении семи-восьмилет-
него возраста.
Помимо общего для христианских течений признания существо-
вания рая и ада, католическая церковь сформулировала учение о
чистилище - промежуточном месте, где очищаются души грешников,
проходя через суровые испытания. Догмат о чистилище был принят
Флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден в 1562 г. Тридентским
собором.
Для католицизма характерно возвышенное почитание Богородицы
- Девы Марии. В 1854 г. был принят догмат о непорочном зачатии
Девы Марии, а в 1950 г. - догмат о телесном вознесении Богоматери,
в соответствии с которым Пресвятая Богородица Приснодева была взя-
та на небо "с душой и телом для славы небесной". В 1954 г. был ус-
тановлен специальный праздник, посвященный "королеве небес".
В католицизме сохраняется культ ангелов, святых, икон, реликвий,
проводится канонизация (причисление, к лику святых) и беатификация
(возведение в ранг блаженных). Центром культовых и обрядовых риту-
алов является храм, украшаемый живописными и скульптурными
произведениями на религиозные темы.
Главой католической церкви, наместником Иисуса Христа, верхов-
ным правителем государства Ватикан является папа римский. Особый
статус римских пап обосновывается наследованием ими власти, пере-
данной Иисусом Христом апостолу Петру, по церковной традиции
бывшим первым епископом Рима. Папа избирается пожизненно соб-
ранием (конклавом) кардиналов. Согласно догмату католической
церкви, принятому I Ватиканским собором в 1870 г., папа считается
141
непогрешимым в вопросах веры и нравственности. В 1978 г. папой
избран польский кардинал Кароль Войтыла, принявший имя Иоанн
Павел II. Международный центр римско-католической церкви и
резиденция папы находится в Ватикане. Государство Ватикан (пло-
щадь 44 га, около 1 тыс. подданных) имеет свой герб, флаг, гимн,
гвардию, поддерживает дипломатические отношения с более чем 100
государствами мира.
Через посредство римской курии - центрального админи-
стративного аппарата - папа руководит церковными и мирскими
организациями, действующими в большинстве стран мира. Согласно
реформе, проведенной в соответствии с апостольской конституцией
"Pastor bonus" ("Добрый пастырь"; 1988), римская курия включает
государственный секретариат, 9 конгрегации (курирующих различные
направления деятельности церкви), 12 советов, 3 трибунала и 3 кан-
целярии. По решению II Ватиканского собора при папе действует с
совещательным голосом церковный синод, созываемый один раз в три
года. В его состав входят патриархи и митрополиты восточных ка-
толических церквей, представители национальных епископских кон-
ференций, монашеских орденов, лица, персонально назначаемые
папой.
В католической церкви насчитывается свыше 400 тыс. свя-
щенников. К числу особых обязанностей католического духовенства
относится соблюдение безбрачия (целибат).
Важные позиции в католической церкви принадлежат монашеству,
организованному в конгрегации и братства. В настоящее время
насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых
руководит ватиканская конгрегация по делам освященной жизни и.
обществ апостольской жизни. Монашеские объединения
специализируются на миссионерской деятельности и благотворитель-
ности. Наиболее влиятельными монашескими орденами являются
орден доминиканцев, францисканцев и особенно орден иезуитов. Со-
здаются также особые объединения священников и мирян. К самому
многочисленному и могущественному из них принадлежит "Opus Dei"
("Божье дело"), насчитывающее 72 тыс. членов в 87 странах мира.
Его последователи преподают в 475 университетах мира, занимают
ключевые посты в правительственных учреждениях и средствах инфор-
мации.
Попытки активного приспособления вероучительного комплекса,
культа, церковных структур к современному миру нашли свое выра-
жение в обновленческом движении (аджорнаменто). Эти проблемы
обсуждались на II Ватиканском соборе, сессии которого проходили с
1962 по 1965 год. После долгих дискуссий на нем были приняты 16
документов по различным теологическим и социальным вопросам. Со-
борная конституция по литургии включает многие положения, направ-
ленные на упрощение обрядов и богослужения, приспособление их к
142
конкретным условиям. Допускается сочетание латинского богослу-
жения с местными обычаями, особенно в азиатских и африканских
странах. При отправлении обрядов используются местные разговорные
языки, национальная музыка. Указывается на необходимость соче-
тания священной традиции и современных форм культуры, исполь-
зование хорового пения, полифонической музыки, народных мелодий.
Иоанн Павел II провозгласил укрепление авторитета католического
вероучения и культа одной из главных задач своего понтификата. Ряд
его энциклик посвящен актуализации в современном мире трех ипос-
тасей Бога. Так, образ Бога Сына - основная тема энциклики
"Redemtor hominis" ("Искупитель человека"). В ней Иисус Христос
изображается центром Космоса и истории, эталоном человека.
Энциклика "Dives in misericordia" ("Богатей в милосердии") посвя-
щена в основном первому лицу Святой Троицы - Богу Отцу, сущ-
ность которого раскрывается через милосердие и спасение, через
религиозную веру, даруемые человеку. Третьей ипостаси - Святому
Духу - отводится особая роль в энциклике "Dominion et vivificantem"
("Господь и животворящий"). В ней утверждается, что при всех
достижениях человеческой цивилизации, развитии науки и техники
мир оказался на грани катастрофы. Спастись от нее поможет Святой
Дух, обращение к которому трактуется как поиск высшей духовности.
Духовенство, руководители орденов и светских католических
организаций ищут новые формы пробуждения интереса к религии всех
слоев населения, особенно молодежи. Расширяется сеть духовных цен-
тров, действующих главным образом при учебных заведениях, мона-
стырях. Наряду с проповедями и молебнами в таких центрах
проводятся дискуссии по проблемам "отцов и детей", секса, выступают
церковные ансамбли.
Разрабатываются методики религиозного воспитания, учитыва-
ющие возрастные особенности различных груш молодежи. Большие
надежды церковь связывает с обновлением катехизисов - книг, содер-
жащих (в форме вопросов и ответов) изложение основных положений
христианской веры и морали. К составлению катехизисов привлека-
ются авторитетные педагоги, психологи, лингвисты. В настоящее время
в различных странах мира преподаванием катехизисов (катехизацией)
заняты свыше 300 тыс. человек. В последние годы среди катехизаторов
увеличилась доля церковных активистов-мирян, действующих в тес-
ном контакте с приходскими священниками.
Наряду с вариантами обновления вероучения, культа,
организационных структур церкви, принятыми официальным ка-
*Энциклика - послание папы римского, обращенное ко всем католикам и
посвященное вопросам веры, социально-политическим проблемам. Получает название по
первым словам текста.
143
голицизмом, широкое распространение получили радикальные мо-
дернистские течения. Их представители выступают за более тесный
диалог церкви и мира, которьй, по их мнению, может оказаться про-
дуктивным при условии глубокого преобразования организационных
основ католицизма. С такой программой обновления выступает швей-
царский теолог Г. Кюнг (р. 1928). Путь преодоления кризиса Г. Кюнг
видит в выработке нового понимания церкви (как народа божьего) и
церковного управления (как служения этому народу). Церковь -это
не учреждение, а община верующих, братьев и сестер, живущих в
духе истинной религии. Г. Кюнг считает, что в отличие от иудаизма
и языческих культов христианин не нуждается в священнике как пос-
реднике входа в "святая святых, к самому Богу". Никакая церковь