Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 45 из 104)

Америке. Развитие протестантизма в Новом Свете, где не было гос-

подствующих религиозно-церковных традиций, стало важным факто-

ром укрепления новых конфессий, начинавших оттуда свою миссию

в Европе и остальном мире. Значительную роль в этом процессе сыг-

рали ревивалистские движения (религиозные возрождения), особенно

так называемое "Великое пробуждение", начавшееся в 1720 г., во вре-

мя которого многие конгрегационалисты стали баптистами.

Баптизм стал одной из самых многочисленных конфессий

протестантизма. Членами баптистских общин являются около 35 млн.

человек, а с детьми, молодежью и "друзьями" ("приближенными")

последователи баптизма насчитывают свыше 75 млн. человек. С 1905

г. численность баптистов в мире увеличилась в пять раз. Баптистские

церкви существуют более чем в 122 странах. Наиболее крупные

организации созданы в США. В 1905 г. на первом конгрессе в

Лондоне образован Всемирный союз баптистов.

Во второй половине XIX в. баптизм распространяется в

Российской империи, первоначально на Украине, в Закавказье и

154

Прибалтике. В 70-х годах прошлого века в Петербурге появляется

близкое к баптизму течение евангельских христиан. В 1905 г. с

выходом указа о веротерпимости были созданы Союз баптистов и

Союз евангелистов. После Февральской революции 1917 г. оба союза

активизировали свою деятельность, и период с 1917 по 1927 г.

признается последователями этого движения "золотым десятилетием".

Ими создавались сельскохозяйственные общины и кооперативы,

выпускалась обширная духовная литература, издавались журналы, и

газеты. Были созданы христианские молодежные организации,

библейские курсы для подготовки проповедников.

С переменой политики по отношению к религиозным

организациям большинство общин евангельских христиан ж баптистов

были закрыты в административном порядке (к 1932 г.). Но во время

Великой Отечественной войны запретительные меры были ослаблены.

В 1944 г. создан Союз евангельских христиан-баптистов СССР. К

этому союзу в 1945 г. присоединилась часть пятидесятников, а в

1963 г. - братские меннониты. Во главе союза стоял избираемый

съездом Всесоюзный совет (ВСЕХБ).

С 1960 г., когда началась новая активизация административной

борьбы с религией, выделилась группировка, которая была с 1965 г.

возглавлена Советом церквей ЕХБ. Его руководители потребовали

усилить религиозное воспитание детей и молодежи, вели борьбу за

гражданские права верующих, свободу проповеди и миссионерской

деятельности.

Со второй половины 70-х годов" когда некоторые общины стали

регистрироваться в качестве независимых, постепенно сложились три

самостоятельные организации: Союз ЕХБ, Совет церквей ЕХБ и

автономные церкви ЕХБ. С конца 80-х годов начался выход из

Союза ЕХБ христиан веры евангельской (пятидесятников) и

формирование ими своих объединений.

Адвентисты В начале 30-х годов XIX в. в США от

баптизма отделилось религиозное течение ад-

вентистов (лат. adventus - пришествие). Проповедник У. Миллер

(1782 - 1849) летом 1831 г. объявил, что вычислил дату второго

пришествия Христа - 21 марта 1843 г. В 1843 г. он выпустил книгу

"Доказательства Писания и истории о втором пришествии Христа в

1843 г., изложенные в обзоре докладов". Преемники Миллера ста-

рались более не называть точных сроков второго пришествия,

ограничившись утверждением, что в 1844 г. Христос вступил в "святая

святых" небесного храма и поэтому следует верить в близость его вто-

рого пришествия.

Из различных направлений адвентизма наиболее распространены

адвентисты седьмого дня (АСД), создавшие централизованную

организацию. Ведущим деятелем этого движения стала Е. Уайт (1827

- 1915), провозгласившая "откровение" о праздновании субботы

вместо воскресенья и "санитарную реформу". Адвентисты не считают

155

душу бессмертной и учат, что умирает и воскресает вместе с

телом. Тем не менее они утверждают, что каждый человек "записан"

у Бога, который может его воскресить.Воскрешенные праведники

получат вечную жизнь сначала в тысячелетнем царстве Христа на

небе, а потом на обновленной земле, тогда грешники будут

воскрешены для того, чтобы после Страшного Суда подвергнуться

вместе с сатаной окончательному уничтожению.

Санитарная реформа, которая, по мнению адвентистов, должна

подготовить тело человека к воскресению, означает запрет на

потребление свинины, чая, кофе, табака, алкоголя, на использование

ряда медикаментов.

Общины АСД, насчитывающие в настоящее время около 5 млн.

человек, организованы в международном масштабе. Они возглавля-

ются Генеральной конференцией АСД (с 1863 г.).

В России эта конфессия появляется в 80-х годах XIX в.

Легализация АСД в 1905 г. дала ей возможность организационного

оформления, активной проповеднической и благотворительной дея-

тельности вплоть до 1929 г. Общины АСД вновь обрели легальное

существование с 1944 - 1945 гг. С конца 70-х годов создаются

республиканские центры АСД (наиболее крупные - союзы АСД в

Росши и на Украине). В поселке Заокском Тульской области создан

учебно-административный центр с семинарией.

Пятидесятники Протестантское движение, получившее это

название, возникло в США в конце XIX в.

и оттуда распространилось в другие страны. В основе этой конфессии

лежит изложенный в новозаветной книге "Деяния апостолов" (2:1 -

18) рассказ о сошествии на апостолов Святого Духа на пятидесятый

день после Пасхи. Последователи этого движения утверждают, что

каждый истинный христианин может получить видимые дары Святого

Духа: способность к пророчеству, исцелению больных, говорению на

иных языках (глоссолалия) и т. п. Пятидесятники близки по своему

вероучению и обрядности к баптизму, но подчеркивают мистическое

общение с Богом и "крещение Святым Духом". Они верят, что

освятившийся человек может стать органом сошедшего на него Святого

Духа. Пятидесятники разделены на несколько направлений. Наиболее

крупные объединения - "Церковь Бога", "Ассамблеи Бога",

"Объединенная пятидесятническая церковь" - распространены в США

и Латинской Америке. С 1947 г, существует Всемирная пятидесятниче-

ская конференция. Пятидесятники - одна из постоянно растущих кон-

фессий, насчитывающая свыше 51 млн. членов различных церквей и

более 11 млн. сочувствующих, С 60-х годов учение об "освящении"

и "дарах Святого Духа" актуализировано в других протестантских де-

номинациях "харизматическим движением", оказавшим влияние и на

католиков, особенно в Латинской Америке. Растет число последова-

телей этой конфессии и в России.

156

Свидетели Иеговы В 1872 г. В США возникло "Международное

общество исследователей Библии". Его руко-

водители после первой мировой войны провозгласили, что "второе

пришествие Христа" уже совершилось в 1914 г., но незримо. В 1931

г. они объявили о создании "Общества свидетелей Иеговы". Вероучение

иеговизма значительно отличается от других конфессий христианства.

Они отрицают Троицу и учат о единственном Боге - Иегове. Христа

иеговисты считают высшим сверхъестественным существом, сотворен-

ным Богом. После своего воплощения в человеческий образ и воск-

ресения Христос, объединяя 144 тысячи избранных - "свидетелей

Иеговы", готовит на земле войну с восставшим против Бога Сатаной.

Иеговисты предрекают близкую решающую битву Иеговы против сил

Сатаны - "армагеддон", в результате которой дьявол и его сторонники

погибнут, а иеговисты будут жить в новом мире - едином теократиче-

ском государстве во главе с Христом. "Свидетелей Иеговы" насчиты-

вается около 3 млн. 600 тыс. человек. Их журналы "Сторожевая

башня", "Пробудитесь!" и другие издаются на многих языках

большими тиражами. Штаб-квартира этой организации, имеющей

ответвления во многих странах мира, находится в Бруклине (пред-

местье Нью-Йорка, США). Группы "свидетелей Иеговы" есть и в на-

шей стране.

Помимо рассмотренных конфессий есть и другие течения проте-

стантизма, одни из которых существуют несколько столетий

(например, валъденсы, данкеры, моравские братья, гернгутеры,

унитарии), другие сложились в XIX - XX вв. (мормоны, Новоапо-

стольская церковь, Христианская наука). Некоторые исследователи на-

зывают их "маргинальном протестантизмом", поскольку они вводят

положения вероучения, несвойственные большинству христианских

конфессий.

Тенденции в современном

протестанцизме Всемирная миссионерская конференция в

Лондоне в 1910 г. положила начало эку-

Социально-политические меническому движению, преследующему цель

позиции протестантских церквей - преодолеть догматические и канонические различия в христианстве и связать его с

социальными проблемами современности. Состоявшаяся в 1948 г. в

Амстердаме Всемирная ассамблея церквей образовала руководящий

орган экуменического движения - Всемирный совет церквей (ВСЦ)

с резиденцией в Женеве. Протестантские церкви занимают различные

социально-политические позиции.

Евангелическо-лютеранские и реформатские теологи, как правило,

отрицают возможность построения единой социальной доктрины, осно-

ванной на Библии. В то же время они подчеркивают важность

христианской нравственности для оценки общественных явлений. В

157

XIX - начале XX в. был выдвинут лозунг "христианского

социализма", началось движение "социального евангелия". Во время

второй мировой войны многие протестанты поддержали сопротивление

и антинацистскую "исповедническую церковь" в Германии, хотя не-

которые примкнули к так называемым "немецким христианам",