Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 46 из 104)

приветствовавшим национал-социализм. После войны получает рас-

пространение концепция "ответственного общества", критической

дистанции ко всем светским движениям и институтам. В 60-е годы

выдвигаются либерально-модернистские и радикальные теории, под-

вергающие критике капиталистическое общество, разрабатывается да-

же "теология революции".

Хотя в русле экуменического движения была создана даже своя

символическая книга - "Христологическое исповедание" (Амстердам,

1948), выделяющая общехристианские положения вероучения, ассам-

блеи Всемирного совета церквей продемонстрировали неспособность

экуменистов разработать приемлемую для большинства социальную

и вероисповедную программу.

Различия в современном протестантизме - это не столько рас-

хождения в вероучении и устройстве между разными конфессиями,

сколько различия между тенденциями внутри одной и той же

конфессии. Как отмечают многие исследователи, либерально

ориентированные реформаты, лютеране и методисты ближе друг к

другу, чем к фундаменталистски настроенным членам собственных

объединений. С середины XX в. крупные конфессии протестантизма:

англиканство, лютеранство, реформатство, конгрегационализм, ме-

тодизм - испытывают сильное воздействие внешней обмирщенной

среды. В них существенно сократилось число людей, регулярно

принимающих участие в богослужении. Вместе с тем появляются

кружки интенсивного изучения Библии и осмысления ее

применительно к новой эпохе, вера становится не просто унаследо-

ванной от прошлого поколения, но самостоятельно выстраданной.

Наиболее интенсивно эти процессы идут в американском

протестантизме, который обрел определенное своеобразие и достиг

при всем плюрализме гораздо большего идейного единства, чем

европейский протестантизм, разделяемый грузом теологических

традиций. Следует отметить, что в США только англиканская

епископальная церковь является единой в масштабах страны, а все

прочие протестантские объединения существуют в виде самостоятель-

ных деноминаций. Это связано и с тем, что их происхождение

восходит к протестантам из разных стран. Однако экуменическое

движение, развитие миссионерской деятельности привели к сот-

рудничеству многих деноминаций США и к созданию Национального

совета церквей Северной Америки, в который входит около 60

деноминаций. В американских протестантских общинах сформировал-

ся склад религиозности, который многие исследователи и сами

верующие выделяют в особый тип протестантизма - "еван-

158

гелический". Вероучительные различия между ними отступают на

задний план и почти стираются, главным же становится личное

обращение, собственный религиозный опыт и стремление сверять

свою жизнь с принципами Евангелия, вести активную миссионерскую

деятельность.

В качестве особого типа исследователями выделяется и "туземное"

христианство, насчитывающее к 1980 г. уже около 82 млн. человек,

созданное миссионерской деятельностью протестантов. К середине XX

в. более динамичным становится развитие протестантизма в Африке,

Южной Америке, Океании, Азии. Характерным для этого процесса

является рост Африканских независимых церквей. Уже к 1968 г. их

насчитывалось почти 6 тыс. с более чем 10 млн. последователей.

Некоторые религиоведы считают даже, что эти церкви являются

четвертым крупным направлением христианства наряду с ка-

толицизмом, православием и протестантизмом. Во многих из них

наблюдается синкретизм, соединение христианских представлений и

символики с этническими религиозными представлениями и куль-

тами, стремление воспринять христианство в африканских терминах,

соединить библейское учение с собственным религиозным опытом,

пророчествами, исцелениями, защитой от злых духов.

В 70 - 80-е годы в Европе и США снизилось членство

протестантских церквей, придерживающихся либеральной ориентации

(епископальной, пресвитерианской). В то же время фундаменталисты,

евангелические деноминации и особенно общины, ориентированные

на Личный религиозный опыт возрождения и дары Святого Духа

(прежде всего пятидесятники), значительно увеличили свою числен-

ность и влияние. С конца 60-х годов развиваются, а в 70-е годы

консолидируются такие организации, как "Национальная ассоциация

евангелистов". Используя в широком масштабе средства массовой

информации, в особенности телепроповедь, идеологи фундамен-

талистов отстаивают буквальное понимание Библии, креационизм,

эсхатологию, учение о личной вере, возрождении, освящении, дарах

Святого Духа, рождении свыше, свободу предпринимательства и

конкуренции, протестантскую этику личного успеха, ценности семьи

и общественного порядка. Многие протестантские объединения

озабочены налаживанием экуменических контактов и сотрудничества

с нашей страной.

Глава X

ИСЛАМ

Ислам (в переводе с арабского "покорность", "предание себя Богу")

является одной из наиболее распространенных религий мира. Мусуль-

манские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более

159

800 млн. человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство

населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой

влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государствен-

ной или официальной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран,

Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее

большинство мусульман сосредоточено в Западной, Южной, Юго-Во-

сточной Азии и Северной Африке.

Возникновение ислама Ислам возник в начале VII в. н.э. на

Аравийском полуострове. Этот период харак-

теризуется постепенным крушением родоплеменного строя и возникно-

вением классового общества. В ту пору через Западную Аравию

(Хиджаз) проходил караванный путь, что привело к появлению таких

крупных городов, как Таиф, Медина и Мекка. В последнем широко

развернулась торговля, ремесла, и он превратился в крупный

политический центр. Однако Ирану удалось захватить Йемен и ус-

тановить свой контроль над транзитной торговлей, перекрыть пути,

ведущие из Йемена через Хиджаз в Сирию, Палестину и Иран. Ка-

раванный путь стал проходить только через Иран. Это, а также на-

падения соседних государств и племен приводят к экономическому

упадку и разорению многих арабских племен, увеличению числа

неимущих, обострению внутри общества глубоких противоречий. Пот-

ребности времени делали необходимым политическое объединение раз-

розненных племен и создание арабской государственности. Эту задачу

осуществило религиозно-политическое движение под знаменем ислама.

Ислам возникал не сразу, его появлению предшествовали учения

ханифов - ранней формы арабского монотеизма.

Каждое племя имело своих богов, но постепенно верования племен,

наиболее мощных в политическом и экономическом отношении, ста-

новились обязательными для менее развитых в экономическом отно-

шении родов и племен. Наиболее влиятельным было племя

курейшитов, ему принадлежало древнее святилище Кааба (ар. -

куб.), находящееся в Мекке, построенное задолго до появления ислама.

В наружной стене этого кубообразного храма находится ниша с черным

камнем (видимо, метеоритного происхождения). Одним из основных

ритуалов паломников является почитание этого камня. В Каабе кроме

черного камня были размещены более 300 племенных богов, поэтому

она считалась центром религиозного культа для многих племен,

проживающих вокруг Мекки. Племенного бога мекканских ку-

рейшитов - Аллаха (араб. "аль-Илах") сторонники ислама объявили

единственным и всемогущим, положив тем самым начало моно-

теистической религии арабов*

На формирование ислама определенное влияние оказали иудаизм,

христианство, зороастризм, манихейство и обрядовые пережитки ста-

роарабских культов.

160

Возникновение мусульманской религии связано с деятельностью

пророка Мухаммеда (ок. 570 - 632), одного из активных мекканскйх

ханифов.

Мухаммед происходил из племени курейшитов, рано осиротел, был

пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом в Мекке.

Около 610 г. он выступил с проповедаю монотеистической религии,

названной им исламом. В своих выступлениях Мухаммед призывал

к новой вере, основанной на признании единого бога Аллаха, говорил

о братстве верующих, необходимости соблюдать простые нормы мо-

рали, об ограничении ростовщичества, оказании богатыми благо-

творительной помощи неимущим. Однако идеи Мухаммеда не

встретили широкой поддержки среди горожан, а мекканская знать

отнеслась к ним враждебно. Не найдя поддержки в Мекке, Мухаммед

повел переговоры с племенами Аус и Хазрадж в Ясрибе (позднее -

Медина, т.е. город пророка), где некоторые племена исповедовали

иудаизм, и с их помощью в 622 г. с группой своих приверженцев-

мухаджиров переселился в Медину, находившуюся в сложных отно-

шениях с Меккой и не раз вступавшую с ней в вооруженную борьбу.

От этого события (ар. "Хиджра" - переселение) ведется мусульман-

ское летоисчисление. В Медине Мухаммед стал главой объединения,

в которое люди вступали не по кровному родству, а по религиозному

признаку. Предложенная Мухаммедом новая организация общины на-

шла отклик у мединских низов, увидевших в ней ту защиту и под-

держку, которые им обеспечивали когда-то родоплеменные отношения,

а воинствующий характер новой общины, направленный поначалу

против мекканцев, привлек на сторону Мухаммеда и часть мединской

знати. В результате была создана мусульманская община (умма), чле-