Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 48 из 104)

в исламе исламе по второй половине VII в. возникли

три направления: хариджиты (араб, "харад-

жа" - выступать, самая ранняя в исламе религиозно-политическая

группировка), сунниты и шииты (ар. "шиа" - приверженцы, партия;

по-другому "Шиат-Али" - партия Али).

Хариджитские общины, действовавшие в разное время и в разных

краях Халифата в средние века, потеряли былую силу (азракиты,

ибадиты, суфиты и др.). В настоящее время существует одна

хариджитская община - ибадиты (в Омане и в некоторых районах

Африки).

Суннизм является самым крупным направлением в исламе, почти

90% мусульман мира относятся к суннитам. В отличие от других на-

правлений, в суннизме не возникали особые, течения или секты. Толь-

ко в новое время как религиозно-политическое движение появились

ваххабиты.

Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло в результате

политической борьбы за престол халифата. Суннизм, который опирает-

ся на Коран и Сунну, был официальной религией Арабского Халифата.

Последователи суннизма признавали законность власти первых

четырех халифов, а шииты считали единственным законным главой

мусульман четвертого халифа Али (ум. 661) -двоюродного брата и

зятя Мухаммеда. Лозунгом шиитов был принцип наследственной ду-

ховной власти, т. е. предоставление трона халифов вначале Али, а

после его смерти - его потомкам (так возникло учение об имамате).

Последователи шиизма имамиты признают 12 имамов из числа

прямых потомков Али. Согласно учению имамитов, в конце IX в. две-

надцатый по счету имам - Мухаммед бен аль-Хасан - таинственно

исчез ("ал-Ка'им" - скрытый). Шииты поклоняются этому имаму и

верят, что перед Страшным Судом явится махди для установления

на земле равенства и справедливости. Шииты, как и сунниты, призна-

ют святость Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами

165

которых являются четвертый халиф Али и его последователи. Вместе

с тем шииты имеют собственные "священные писания" - ахбары, куда

входят хадисы, связанные с именем Али.

Местами поклонения у шиитов кроме Мекки являются Неджеф,

Кербела (Ирак), Кум и Мешхед (Иран). Наиболее влиятельными ду-

ховными лицами у шиитов считаются крупные муллы (муджтахиды).

Среди мулл самые авторитетные и почитаемые ученые-теологи удо-

стаиваются звания аятолла ("божественное знамение"), а высшим ран-

гом в шиитской ветви ислама считается "великий аятолла"

("отражение Аллаха"). В отличие от суннитского ислама у шиитов

широко распространен культ мучеников. Имеется праздник "ашура",

который известен и как "шахсей-вахсей". По учению шиитских бо-

гословов, в этот день был убит сын халифа Али имам Хусайн.

Сунниты и шииты придерживаются различных юридических школ,

в суннизме приняты возникшие в VIII - XI вв.: ханифитская,

маликитская, шафиитская, ханбалитская. В мире более третьей части

мусульман-суннитов являются приверженцами ханифитского толка.

Они проживают в Афганистане, Индии, Пакистане, Китае, Турции,

Египте, России. Сторонники маликитской школы преобладают в Се-

верной и Западной Африке, Судане. Влияние шафиитского толка рас-

пространяется на население Сирии, Индонезии, частично в Африке

и Пакистане. Ханбалитская школа получила распространение в

Аравии. В шиизме влиянием пользуется юридическая школа джа-

фаритского толка.

В настоящее время шииты живут в основном в Иране, Ираке,

Ливане, Йемене и Бахрейне, есть приверженцы шиизма в Афганиста-

не, Пакистане, Индии, Сирии. Шиитами являются многие мусульмане

Азербайджана и некоторые мусульмане Таджикистана.

Ислам и современность Современное западное. исламоведение

стремится рассматривать исламские страны

как единое целое, в основе которого лежит общность религии.

Причины широкого распространения и усиления влияния мусульман-

ской религии на все сферы жизни этих стран они объясняют

спецификой ислама как религиозной системы. Согласно концепциям

ряда европейских и американских ученых, "мусульманское возрож-

дение", резкое усиление роли ислама в экономической, политической,

духовной жизни восточных народов объясняется следующими

причинами:

1. Молодость ислама. Мусульманская религия возникла значитель-

но позже других религиозных систем и в отличие от них не исчерпала

своих возможностей. Ислам находится в расцвете своих сил, играя

активную роль в современном мире.

2. Жизненность и гибкость мусульманской религии. Жизнеспособ-

ность ислама, по мнению некоторых западных специалистов, прояв-

166

ляется в том, что он выстоял, не сдал своих позиций, несмотря на,

длительный период колонизации восточных стран. Его гибкость свя-

зывается ими и с отсутствием централизованной организации духо-

венства, мешающей оперативному и своевременному решению

назревших проблем.

3. Тотальность ислама. Под тотальностью ислама западные ученые

понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедея-

тельности верующих. Это не только вера, но и экономическое и

социальное устройство, и управление, и семья, и быт. Шариат опре-

деляет как правовые, так и нравственные отношения. Все это в со-

вокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни,

всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.

4. Простота и доступность этой религии. Простота ислама прояв-

ляется в его догматах и культе, которые менее сложны, чем в других

религиях. Доступность мусульманской религии исследователи объяс-

няют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не за-

пятнал себя колониальной политикой и т.д. По их мнению, в силу

этих причин ислам широко распространился в последнее время в

Африке и других местах.

5. Фанатизм и воинственный характер ислама, его стремление к

мировому господству. Именно этими свойствами мусульманской

религии западные авторы пытаются объяснить борьбу восточных на-

родов против колониализма за свое национальное освобождение.

6. Идея "завершения пророчества". В трактовке мусульманских те-

ологов эта идея означает, что пророк Мухаммед был последним пос-

ланником Бога на земле и принес человечеству окончательную истину.

Это свидетельствует об исключительности мусульман как избранного

народа и особом положении ислама сравнительно с другими религиями.

7. Аутентичность ислама личности мусульманина. Аутентичность,

по мнению западных исламоведов, - это полное выражение мусуль-

манской религии в личности верующего. Мусульмане всех стран одина-

ковы. Это люди, сформированные исламом, составляющие единую

общность - "умму". Поэтому мусульмане независимо от страны, в ко-

торой они проживают, тянутся друг к другу как братья по вере. Отсюда

различные панисламистские. концепции, пропагандирующие

объединение всех мусульман мира в единое государство.

Оценивая современную ситуацию и процессы в исламе, следует

учитывать, что обретение мусульманскими народами независимости

поставило перед ними принципиально новые проблемы, связанные с

выбором путей социально-экономического и политического развития.

В исламском мире появились многочисленные концепции так назы-

ваемого "третьего пути". Апеллируя к традиции и практике ран-

неисламской государственности, общественные деятели светской и

духовной ориентации выдвигают тезис об "исламском пути" развития

как единственно приемлемом для стран распространения третьей

167

мировой религии. На его основе создаются разнообразные концепции

"исламского государства", "исламской экономики", "исламского

социализма" и т. д., которые в целом представляют собой мо-

дернизацию политических и социально-экономических доктрин

классического ислама с учетом специфики конкретных стран.

Концепции "исламского государства", получившие распростра-

нение в конце 70-х годов, подразумевают воплощение в современных

условиях традиционной исламской модели политической организации

общества, в рамках которой в разной степени сочетается светская и

религиозная власть. Эти теории предполагают практическую

реализацию государственно-правовых норм ислама.

Эволюция исламской теории хозяйственного развития выразилась

в создании концепции "исламской экономики", провозглашающей в

качестве условия "нового экономического порядка" осуществление

зафиксированных в Коране принципов социальной справедливости,

обеспечение защиты интересов собственников и государства в целом,

признание роли государства как важного фактора в регулировании хо-

зяйственной жизни. Теоретики "исламской экономики" считают, что

установлению социальной справедливости способствуют такие

исламские нормы, как закят, садака (добровольная милостыня), за-

прещение ростовщичества, осуждение чрезмерного накопительства.

Конкретно эти идеи воплотились в создании исламских беспроцентных

банков и страховых компаний, в программах образования "мусульман-

ского общего рынка", "исламской валютной зоны". Отдельные поло-

жения теории "исламской экономики" находят отражение в

законодательствах Ирана, Ливии и других стран.

Идеи и лозунги "исламского социализма", разрабатывавшиеся

наиболее активно в 50 - 70-е годы, являлись компонентом

политических движении различной социальной направленности. "Ис-

ламский социализм" предполагает синтез традиционных исламских

постулатов и демократических принципов Запада, основывается на

положении о том, что социалистические идеалы заложены в Коране

и осуществлялись на практике еще во времена пророка Мухаммеда