Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 49 из 104)

и его преемников.

Современное состояние религиозной активности в мусульманском

мире отражает преемственность идей панисламизма колониальных

времен с движением "исламской солидарности". Концепция "ислам-

ской солидарности" как наиболее гибкая форма осуществления идей

межгосударственного единства на религиозной основе обрела свое

практическое воплощение в деятельности мусульманских международ-

ных организаций. Первая организация такого типа - "Всемирный

исламский конгресс" - возникла в 1926 г. В настоящее время

значительным влиянием обладают сформированная в 1962 г. "Лига

исламского мира" и наиболее представительное международное

168

объединение на правительственном уровне - "Организация исламской

конференции" (основана в 1969 г.).

Модернизм является характерной чертой современного ислама. Во

всех направлениях ислама в догматике, социальной доктрине, культе,

шариате происходит "очищение" от различного рода архаичных эле-

ментов, чрезмерных ограничении и излишних запретов.

К модернистам относятся сторонники эволюции ислама путем его

реформ, "обновления", переосмысления Корана и Сунны, предписаний

шариата и фикха. Модернисты выступают за примирение науки и

религии, смелое использование достижений науки и техники. Усиление

модернистских тенденций наблюдается в. странах, ставших на само-

стоятельный путь развития, от них не отстают и многие мусульманские

теологи в нашей стране. Современные модернисты преподносят Коран

как кладезь науки, квинтэссенцию мудрости и знания, утверждают,

что в нем можно найти указания и на то, что было открыто наукой,

и на то, что предстоит открыть ей в дальнейшем. Модернисты ут-

верждают, что достижения в области науки и техники представляют

собой проявление мудрости Аллаха и подтверждают истинность Ко-

рана.

Традиционализм - другая тенденция в современном исламе, К

защитникам традиционализма (по-другому их называют ортодоксами)

относятся, как правило, приверженцы средневекового ортодоксального

ислама. Они упорно отстаивают неприкосновенность всех взглядов,

обрядов и догм в их первозданном виде, не признают нововведении,

осуждают приспособление к духу времени.

Еще одной тенденцией в современном исламе является возрожден-

чество, или исламский фундаментализм. Сторонники этого направ-

ления провозглашают в качестве цели восстановление в современной

жизни мусульман институтов и норм раннего ислама и на этой основе

- равенства и справедливости. Они предлагают очистить ислам от поз-

днейших наслоений, восстановить его в первозданной чистоте.

Идейные истоки фундаменталистского учения следует искать в

ваххабизме, основателем которого является Мухаммед Ибн Абд аль-

Ваххаб (1703- 1787). В основе его религиозной доктрины лежит

мысль о необходимости возврата к "Истинной вере" и признание ав-

торитета исключительно Корана и Сунны. Большое внимание уделя-

ется очищению ислама от несвойственных Корану наслоений, самым

страшным из которых считалось отступление от принципов едино-

божия. Ваххабиты непримиримо относились к идолопоклонству,

анимизму, культу святых, объявили серьезным нарушением не только

паломничество к мазарам (гробницам святых), но и само упоминание

имени пророка, святого или ангела во время молитвы, запретили взы-

вать о помощи, просить заступничества у кого-либо, кроме Аллаха,

считали греховным поклоняться пророку и строить мечети в тех ме-

стах, которые связаны с его жизнью. Эта доктрина еще при жизни

169

основателя была использована феодальными правителями г. Недджа

в качестве идейного знамени мощного движения, приведшего к

объединению арабов и образованию Саудовского государства.

Ислам в нашей стране Районы традиционного распространения исла-

ма в нашей стране охватывают значительную

территорию - Среднюю Азию, Казахстан, Северный Кавказ, Повол-

жье, Урал, часть центра. В нашей стране проживает более 47 млн.

представителей восточных народов. В регионах распространения исла-

ма тесно переплелись религиозное и национальное, значительная часть

неверующих людей исполняет религиозные требования, считая их

своими национальными традициями.

Мусульманское духовенство стремится внести в религиозную иде-

ологию и культ необходимые изменения, "согласовать" религиозные

догматы с требованиями сегодняшнего дня. В модернизации ислама

в нашей стране наблюдаются две линии:

1. Отказ от наиболее архаичных требований. Мусульманское ду-

ховенство освобождает верующих от целого ряда обязанностей, уза-

коненных исламом: от принесения обязательной жертвы в праздник

курбан-байрам, от соблюдения поста уразы людьми, для которых это

затруднительно в силу ряда обстоятельств, и т.д.

2. Сближение ислама с наукой, акцент на общечеловеческих нрав-

ственных ценностях. В настоящее время мусульманское духовенство

особенно акцентирует внимание верующих на положительном нрав-

ственном значении ислама, утверждая, что мусульманская религия бо-

рется за сохранение мира и дружбы между народами, за взаимную

поддержку людей, предупреждает человека от аморальных поступков.

Проповедуются учение ислама о братстве всех мусульман, запрещение

Кораном воровства, употребления вина, прелюбодеяния и т. д. Анализ

проповеднической деятельности мусульманского духовенства за пос-

ледние'годы показывает, что служители ислама подчеркивают мысль,

что религия - единственное средство воспитания, сохранения лучших

нравственных качеств человека; В конце 80-х годов в регионах

традиционного распространения ислама в нашей стране появились сто-

ронники фундаментализма.

В настоящее время созданы благоприятные условия для реализации

принципа свободы совести и нормальной деятельности мусульманских

организаций. Новые реальности общественной, политической и духов-

ной жизни общества оказали большое влияние и на ислам. Растет

число мечетей, расширяется сеть мусульманских школ, медресе, ака-

демий, институтов, увеличивается число изданий. Активизируется де-

ятельность мусульманских организаций в различных сферах

общественной жизни, создаются исламские партии и т. д.

170

Глава XI

СОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТЫ

"Нетрадиционные культы", "религии Нового века", "внекон-

фессиональные, неканонические верования", "альтернативные куль-

ты", "молодежные религии" - так обозначают ряд религиозных

явлений, получивших распространение в Европе и США в 60-70-е

годы XX в. Эти годы характеризуются кризисом традиционных,

исторически сложившихся форм религиозного сознания, и прежде всего

христианства, являвшегося существенным элементом западноевропей-

ской и американской систем ценностей. Органически вписанные в

социальные структуры, традиционные религии оказались "ответствен-

ными" за социальные недуги. Разочарование в официальных ценно-

стях потребительского, технократического общества, чувство

одиночества, бесцельность жизни - все это явилось социально-психо-

логическим фактором поиска новой системы ценностей, новой "науки

жизни". Лидеры новых движений чутко реагировали на перепады в

общественных настроениях, резко обличали пороки "греховного" мира,

рекламировали себя в качестве уникальных спасителей, глашатаев вы-

сшей мудрости и морали.

Последователями "нетрадиционных культов" была преимуществен-

но молодежь из среднего класса, образованная, материально обеспе-

ченная, но с нарушенными социальными связями. Кроме

разочаровавшихся участников различных форм социального протеста,

"нетрадиционные культы" становятся прибежищем для людей,

выбитых из привычной жизненной колеи. В религиях "Нового века"

их манила твердая организация, жесткие нравственные и поведен-

ческие правила жизни, авторитаризм лидера, претендующего на роль

духовного пастыря.

Особенности Новые "нетрадиционные культы" представля-

и классификация ют специфический тип религиозной

"нетрадиционных культов" организации. В них, как правило, отсутствует строго разработанная вероучительная систе-

ма; структура этих организаций нередко иерархическая, с жестким

авторитаризмом харизматического лидера, для них характерна

оппозиционность к официальным ценностям и идеалам и к отстаива-

ющим их церковным организациям, в них сильно развито "мы-чув-

ство". Культ в этих новых общинах предпочтительно коллективный,

используется "техника" психологического манипулирования, психоте-

рапия, особенное внимание уделяется прозелитам, их адаптированию

в группе. Организации религий "Нового века" действуют как мощные

межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом, имеют

171

филиалы во многих странах мира. Все многообразие культов можно

условно разделить на пять групп.

1. Неоориенталистские культы: "Общество Сознания Кришны",

"Тихоокеанский дзен-буддийский центр", "Миссия Божественного све-

та" Махарай Джи, "Трансцендентальная медитация" и др.

Неоориенталистские культы ведут родословную с Востока, чаще

всего модернизируя различные варианты индуизма, буддизма.

Неоиндуистские и необуддистские учения предлагают мистический

путь освобождения (мокша) - пробуждение в человеке имманентного

божественного начала. Все существующее иллюзорно, за ним скрыта

истинная божественная природа, которая гармонична и справедлива.

Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации,

слиться с этой подлинной природой. Процесс медитации (размыш-