как женское начало, пракрити.
Цель культовой практики кришнаитов - выработать установку
смотреть на мир глазами, "смазанными любовью к Кришне". Любовь
к Кришне в наивысшей степени проявляется в достижении религиозно-
го экстаза через медитацию, коллективную и индивидуальную.
Индивидуальная медитация (джапа) и коллективная (киртан) - сов-
местное воспевание мантр, сопровождающееся игрой на музыкальных
инструментах и ритмическими танцевальными движениями. Иск-
лючительная роль в культе принадлежит мантре ("очищение ума"):
"Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама
Харе Рама Рама Рама Харе Харе". Это "воспевание святых имен Гос-
пода". В течение дня кришнаиты должны произнести мантру 1728 раз.
175
Кришнаиты живут в ашрамах (коммунах), которыми руководят гу-
ру (учителя). Гуру не просто духовный учитель и мудрый авторитет-
ный человек, но представитель или даже воплощение Бога. Гуру
помогает в процессе познания Кришны через доведение трансценден-
тального знания ученику (шитья). Гуру инициирует прозелитов (воз-
можна заочная инициация), берет на себя карму ученика, дает
секретную "защитную" мантру, с которой ученик может обратиться
к Кришне в экстремальных ситуациях. Гуру помогает шишье преоб-
разовать свой духовный мир, выработать особое блаженно-восторжен-
ное миросозерцание, в котором преданный Кришне старается видеть
во всем беспричинную милость Бога.
Раздел третий
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
Религиозная философия представляет собой совокупность
различных посол и течений, конкурирующих друг с другом. Фило-
софские направления имеются в буддизме, христианстве, исламе и
других религиях. Религиозная философия дает свое решение онто-
логических, гносеологических, космологических, социальных и иных
проблем. Главным в ней является учение об отношении человека к
Богу и Бога к человеку. Ее теоретическую базу образует теология,
богословие, ее положения и выводы так или иначе согласуются с дог-
матикой, с основополагающими идеями Священного Писания, с ве-
роучением. Тем не менее между религиозной философией и теологией
нельзя поставить знак равенства, хотя разграничивающие их отличия
условны и подвижны. Они различаются по составу, понятийному ап-
парату, приемам и способам рассуждения и аргументации и т. д.
Глава XII
БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Философское, или, лучше сказать, теоретическое, обоснование
положений буддизма, начало вырабатываться в период становления
этой религиозной системы. При всем разнообразии буддийских фило-
софских школ их можно разделить на два типа, радикально отлича-
ющихся в исходных посылках: хинаянистские и махаянистские.
§ 1. Философия хинаяны
Главную роль в теоретическом обосновании хинаяны сыграло
учение о дхармах, которое крупнейший русский буддолог Ф. И. Щер-
батской (1866 - 1942) назвал "центральной концепцией буддизма".
Дхармы - некие непознаваемые (что-то подобное кантовской "вещи
в себе") единичные сущности, и только они истинно реальны. Дхармы
не рождаются и не исчезают, число их бесконечно. Каждая дхарма
обладает определенным неизменяющимся набором признаков. Дхармы,
как и все единичное, могут находиться в должном или недолжном
бытии, причем под первым понимается состояние абсолютного покоя.
Человек и окружающий его мир конституируются проявлениями
дхарм, не находящихся в состоянии покоя, "волнующихся".
Комбинация таких проявлений образуется только на кратчайший про-
177
межуток времени, "мгновение", после чего возникает другая
комбинация из проявлений того же самого или несколько иного набора
дхарм. Следовательно, все происходящие и существующие во времени
и пространстве "дела и вещи", если воспользоваться буддийской
терминологией, не что иное, как бесконечно сменяющие друг друга
сочетания проявлений дхарм.
Из данных онтологических посылок следует, что должное бытие
дхарм - абсолютный покой, "неволнение", что предполагает не-
возникновение каких-либо их сочетаний. Наличие же "дел и вещей",
т. е. существование человека и окружающего мира, уже само по себе
является свидетельством "волнения" дхарм, т. е. их недолжного бытия,
а последнее отождествляется со страданием. Освобождением от стра-
дания является "успокоение" дхарм, что означает прекращение суще-
ствования человека как такового, выход из круга перерождений.
"Успокоение" дхарм, конституирующих то, что представляется чело-
веком, и есть обретение им нирваны. Нирвана - это "инобытие" по
отношению к бытию человека, значит, сансара и нирвана никоим обра-
зом не совместимы. Существует путь обретения нирваны, т. е. "ус-
покоения" дхарм и перехода в "инобытие".
Итак, базисным в философии хинаяны является учение о дхармах.
Для древних философий был характерен поиск неких первоначал, пер-
воэлементов бытия, и мысль буддийских философов шла в русле подоб-
ных поисков. Однако следует подчеркнуть принципиальное различие
в представлениях о первоэлементах во многих других философских
системах (европейских античных, древнеиндийских) и в трактовке
дхарм приверженцами хинаяны. Дхармы никогда не толковались в ка-
честве материальных сущностей: все, что на уровне обыденного (не-
просветленного) сознания воспринимается "имеющим плоть и форму",
на самом деле является результатом активности дхарм (хотя заметим,
что в среде буддийских ученых существовала тенденция считать дхар-
мы частицами материи). Наиболее полно и развернуто учение о дхар-
мах изложено в компедиуме хинаянистской философии - трактате
"Абхидхармакоша" крупнейшего индийского буддийского философа
Васубавдху (V в.). Это сочинение изучали во всем ареале распрост-
ранения буддизма - от Шри-Ланки до Японии.
Комбинации дхарм образуют бесконечный во времени и без-
граничный в пространстве поток бытия, композиции, воспринимаемые
как "дела и вещи". Они находятся во взаимосвязи друг с другом, подчиня-
ясь закону всеобщей причинности (санскр. "пратитья-самутпада"). Имен-
но посредством причинности Васубандху и другие хинаянистские
философы объясняли возникновение и существование "феноменального"
бытия, кажущегося обыденному сознанию чем-то целым.
Все бесчисленное количество дхарм Васубандху сводил к 75 раз-
новидностям, которые, в свою очередь, группируются по различным
признакам. Прежде всего дхармы делятся на два вида: "подверженные
178
бытию" (санскр. "санскрита") и "не подверженные бытию" (санскр.
"асанскрита")1. По определению 0.0. Розенберга, дхармы, "подвер-
женные бытию", связаны с четырьмя процессами - рождением, пре-
быванием, изменением и исчезновением, происходящими в каждое
мгновение. Дхармы, "не подверженные бытию", не связаны с указан-
ными процессами, они спокойны, не подвержены, по выражению
О. О. Розенберга, "быванию"2.
Спасение живого существа и, следовательно, достижение нирваны
заключаются в прекращении "волнения" дхарм, т. е. приведении их
в спокойное состояние, вследствие чего они не могут более создавать
композиции, образующие личность. При успокоенности дхарм исчезает
круг перерождений, в котором вращается человек, и тем самым пре-
рывается его существование. Среди дхарм различаются, как уже отме-
чалось, "волнующиеся" и "неволнующиеся". К последним относятся
те, которые находятся в покое (т. е. "не подверженные бытию"). Хотя
они и присутствуют в общем потоке дхарм, но в комбинациях про-
явлений не участвуют. В число "неволнующихся" входят также не-
которые дхармы, "подверженные бытию", а именно те, которые
являются носителями положительных, с точки зрения буддистов,
психических состояний, и в первую очередь "религиозного прозрения"3.
Активность остальных дхарм как раз и обусловливает бытие человека
в бренном мире.
Все комбинации проявлений дхарм принято в самом общем виде
делить на два вида - образующие "мир (или сферу) имеющих чув-
ство", т. е. живых существ, и "сферу-сосуд", т. е. окружающий живые
существа мир, среду их обитания. Эти две "сферы" составляют
органическое единство, целое и имеют очень сложную структуру.
Однако особый акцент делается на "мире имеющих чувство", посколь-
ку живое существо является первейшим и, можно сказать, единствен-
ным объектом спасения.
В зависимости от проявлений того или иного комплекса дхарм и
комбинаций этих проявлений все "имеющие чувство" делятся на
четыре группы: 1) "появившиеся из чрева"; 2) "появившиеся из яйца";
3) "появившиеся из мокроты"; 4) "появившиеся путем превращений".
"Волнение" дхарм обусловливает пребывание каждого живого существа
в каком-либо из пяти "миров-состояний": 1) "адском"; 2) "голодных
духов"; 3) "скотском"; 4) "человеческом"; 5) "божественном".
Во всех этих состояниях могут пребывать (безусловно, в различных
перерождениях) только "появившиеся путем превращений" (божества,
духи, демоны и т. д.). "Появившиеся из чрева" (люди, животные) мо-
гут находиться во втором, третьем и четвертом состояниях;
"появившиеся из яйца" и "появившиеся из мокроты" (рыбы, пресмы-
кающиеся и т. п.) - в третьем и четвертом. Естественно, вставал воп-
рос о причинах попадания в тот или иной "мир", или, говоря другими
словами, чем обусловлены конфигурации проявлений дхарм,
179
воспринимающиеся обыденным сознанием (которое также есть прояв-