Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 52 из 104)

ление соответствующего комплекса дхарм) как пребывание в том или

ином состоянии. Причины "блужданий по мирам" делятся на две груп-

пы: "внутренне присущие" и "внешние". К первым относятся "деяния",

ко вторым - "заблуждения".

"Деяния", что является эквивалентом кармы, классифицируются

по различным признакам.

По характеру производителей "деяния" раскладываются на три

группы: 1) "деяния тела" (любые физические действия); 2) "деяния

рта" (т. е. речь); 3) "деяния мысли". В свою очередь, каждое из них

делится на десять хороших и десять плохих.

"Заблуждения" делятся на два класса: "основные" и "побочные".

"Основных заблуждений" десять: алчность, гнев, самодовольство, сом-

нения, болезни и различные неправильные с буддийской точки зрения

взгляды. Имеется еще ряд более дробных классификаций "основных

заблуждений", наиболее важной из которых является деление их на

"заблуждения" относительно "принципа", т. е. основополагающего за-

кона бытия живых существ, выраженного четырьмя "благородными

истинами", и относительно "деяний" (какие правильные и какие нет).

"Побочных заблуждений", которые возникают при проявлении "основ-

ных", насчитывается 98, т. е. общее число тех и других 108.

Следует подчеркнуть, что теоретики хинаяны, и прежде всего Ва-

субандху, разработали детальнейшую классификацию дхарм с точки

зрения на них как на потенциальных продуцентов "дел и вещей". В

подробностях представлен механизм образования комбинаций прояв-

ления дхарм, причины возникновения тех или иных комбинаций. Эти

рассуждения хинаянистских философов обосновывали первые две "бла-

городные истины": все есть страдание, имеются причины страданий.

Выход из круга перерождений, т. е. "успокоение" дхарм, возможен

при выполнении двух условий. Первое условие - обретение "высшей

мудрости" (санскр. "праджни"). Эта "мудрость" включает в себя

"знание Закона", благодаря которому устраняются заблуждения

относительно четырех "благородных истин" на уровне ступени "же-

ланий", и знание видов "заблуждений", возникающих на двух других

ступенях. Оба вида "знаний" раскладываются на четыре более частных

"знания" - о преодолении заблуждений относительно каждой из "бла-

городных истин". Особо выделяются так называемое "исчерпывающее

знание" и "знание о нерождении".

Другим непременным условием достижения просветления является

выполнение обетов и медитация. Цель медитирования заключается в

изменении психического состояния человека, так как на уровне обы-

денного сознания невозможно обрести "высшую мудрость" и, следо-

вательно, выйти из круга перерождений. В хинаяне выделяются семь

типов медитации, наиболее эффективным из которых считается

"чистое сосредоточение", или сосредоточение на "неволнении": объек-

180

том медитирования является здесь "успокоенность" дхарм, т. е. нирва-

на.

В результате религиозной практики, которую буддист должен осу-

ществлять в течение многих перерождений, он, наконец, становится

"архатом", святым, полностью освободившимся от всех без исключения

заблуждении" и, следовательно, от каких-либо "привязанностей" к

этому миру. Во время жизни "архат" находится в "нирване с остат-

ком", поскольку еще обладает физическим телом (оно как раз и явля-

ется "остатком"). После смерти, т.е. распада физического тела, он

обретает "нирвану без остатка" и ни в каком облике больше не воз-

родится, поскольку дхармы, "волнение" которых обусловливало его

бесчисленные предыдущие перерождения, полностью "успокоены".

Рассуждения о путях выхода из круга перерождений теоретически

обосновывают третью и четвертую "благородные истины" - о возмож-

ности прекращения страданий и о пути избавления от страданий.

§ 2. Философия махаяны

Махаянистское понимание спасения сопровождалось переосмыс-

лением известных буддийских положений и разработкой новых.

Во-первых, махаянисты предложили концепцию Абсолюта, кото-

рый трактовался как безатрибутный и рационально непознаваемый,

однако истинно реальный. Дхармы же, как и все единичные сущности,

объявлялись не имеющими "собственной природы", т. е. условно реаль-

ными.

Во-вторых, теоретики махаяны по-иному, чем хинаянисты, трак-

товали Будду. В хинаяне Будда - человек, которому после пятисот

с лишним перерождений было предначертано открыть живым суще-

ствам, обитающим на земле, четыре "благородные истины". С точки

зрения махаяны, то, что люди воспринимали как Будду Шакьямуни,

есть проявление, эманация так называемого "тела Дхармы", которое

нематериально, безгранично во времени и пространстве, всепроникно-

венно и которое является исконной, сущностной ипостасью Будды. Так

начало формироваться учение сначала о двух, а потом о трех "телах"

Будды, важнейшее в буддизме махаяны. В конечном счете произошло

отождествление Абсолюта и Будды в "теле Дхармы".

Нирвана также была отождествлена с Абсолютом. Таким образом,

человек, живший в реальном земном мире, уже находился в нирване

(не осознавая этого), т. е. нирвана мыслилась уже не как "успокоение"

дхарм и прекращение земного существования. Достижение нирваны

- преодоление иллюзорности мира феноменов (материальных и ду-

ховных), обретение независимости от "дел и вещей", источника стра-

дания. Нирвана понимается уже как некое состояние психики

181

буддиста, поэтому в махаяне резко возрастает функциональная роль

психологического фактора.

Классическая махаяна, основополагающие принципы которой были

сформулированы в трудах индийских философов, представлена двумя

течениями - мадхьямакой (шуньявадой) и виджнянавадой (йогача-

рой). Ведущим теоретиком (и по существу создателем) мадхьямаки

является крупнейший индийский буддийский философ Нагарджуна

(I - II вв.), виджнянавады - индийский буддийский философ Асанга

(IV в.) и Васубандху (в поздний период своей деятельности). Главное

внимание Нагарджуна и его последователи сосредоточили на важней-

шем махаянистском тезисе об условной (относительной) реальности

(и в конечном счете иллюзорности) единичных сущностей. Виджня-

навадины старались решить вопрос об источнике иллюзий относитель-

но реальности какого бы то ни было явления в процессе возникновения

таких иллюзий.

В махаяне буддийская философия достигла своего наивысшего рас-

цвета. Теоретики этого направления прилагали огромные усилия для

доказательства истинности фундаментальных положений своих

учений, что в немалой степени стимулировалось борьбой с пред-

ставителями хинаяны, между школами в самой махаяне и, наконец,

с небуддийскими религиозными и философскими системами и в самой

Индии, и (позднее) за ее пределами.

Отправным моментом в построении доктрин мадхьямаки стало

переосмысление закона о всеобщей причинности, т. е. "пратитья-са-

мутпады". Логику рассуждений Нагарджуны по этому важнейшему

вопросу можно представить следующим образом.

Прежде всего была подчеркнута неразрывная, органическая связь

между определением и определяемым: все "дела и вещи" обязательно

как-то проявляются, имеют внешнее выражение, а любые определения

всегда что-то характеризуют. Следовательно, нет сущности без атрибу-

та и наоборот. Однако все "дела и вещи" могут быть названы, опре-

делены только лишь относительно друг друга. Поэтому, говорит

Нагарджуна, "если не имеется "себя" (что можно трактовать как субъ-

ект, первый член бинома.- А.И.), то нет и "его" (т. е. второго члена

бинома, объекта.- A.И.)" ("Мадхьямака-карикас"), т.е. - и это

принципиально важный момент - нечто выявляется при наличии не-

кой точки отсчета, которая, в свою очередь, устанавливается также

только относительно другой точки отсчета, и так до бесконечности.

Абсолютной точки отсчета не существует. Далее, поскольку за любым

атрибутом должна стоять некая неотделимая от него сущность, то пос-

ледняя так же относительна (как и атрибут), а не истинно реальна.

Следовательно, любое единичное (отдельное, отграниченное от

другого) можно назвать существующим лишь относительно другого

единичного. Пафос всех рассуждений Нагарджуны был направлен на

доказательство важнейшего для мадхьямиков, а вслед за ними и для

182

теоретиков других школ махаяны, положения о конечной нереальности

единичного, т. е. дхарм.

Нагарджуна тщательно проанализировал возможность безот-

носительного определения категорий движения, покоя, субстанции, ка-

чества, времени, изменения, причинности, "я", а также существования

Будды в облике человека и показал, что невозможно назвать что-либо

само по себе, иначе: "ничто не является самостоятельно существу-

ющим, ибо все основано на бесконечной серии причин и следствий"4.

Итак, "веши не рождаются (не возникают) из самих себя (доел.

- из собственных тел.- А.И.); (они) обязательно ждут массы внут-

ренне присущих и внешних причин",- говорит Нагарджуна. Следо-

вательно, "вещи возникают из (различных) причин и поэтому не

имеют (явственной природы. А если у них нет собственной природы,

то как могут существовать эти вещи?" "Если бы вещи не возникали

из (различных) причин, у них была бы собственная природа".

Мадхьямака не ограничивалась только отрицанием истинной реаль-

ности единичного, в том числе дхарм. На самом деле за относительной,

условной реальностью стоит истинная реальность (санскр. "татхата"