189
но-схоластическая тенденция не приобрела в русском православии за-
метного влияния, тем не менее она не прошла бесследно и в различных
формах на непродолжительное время выступала на передний план.
В дальнейшем исихазм прочно вошел во все системы русской пра-
вославной философии. Переориентация в конце XVII в. на западно-
европейскую схоластику, на "христианский аристотелизм" и
метафизический телеологизм X. Вольфа (1679 - 1754) не была ни дол-
говременной, ни устойчивой. Вольфианский догматический
рационализм, центрами распространения которого были Киево-
Могилянская и Московская Славяно-греко-латинская духовные ака-
демии, теряет в середине XVIII в. свою популярность, и в церковной
ориентации господствующее положение вновь приобретает
византийский мистицизм.
§ 1. Академическая философия
В конце XVIII - начале XIX в. формируется направление в пра-
вославной философии, получившее название академической
философии. Ее общие принципы разрабатывались профессорами фило-
софских кафедр Московской духовной академии - Ф. А. Голубинским
(1797- 1854), В. Д. Кудрявцевым-Платоновым (1828-1891), Ка-
занской духовной академии - А. И. Бровковичем ( ? - 1890), В. И.
Несмеловым (1863 - 1920), Петербургской духовной академии - М.
И. Карийским (1840-1917), Ф. Ф. Сидонским ( ? -1873), В. Н.
Карповым (1798- 1867), Киевской духовной академии - П. Д.
Юркевичем (1827-1874), С. С. Гогоцким (1813-1889).
Общей задачей православной философии ее представители считали
формирование христианского мировоззрения посредством согласования
важнейших догматических представлений с различными способами
познания божественной сущности. Но в отличие от богословия
философия, по их мнению, может помочь верующим усвоить
христианские принципы жизни на основе всестороннего обоснования
их разумности и полезности. Задачей православной философии счита-
лось также изучение особенностей самого религиозного миросозер-
цания. Оно признавалось истинным только в том случае, если
опиралось не на эмпирические данные, приобретенные в процессе
практической деятельности, а на сверхопытное разумное знание о Бо-
ге, или, что то же самое, на идеальное знание. Это идеальное знание,
по мнению Кудрявцева-Платонова, представляет собой совпадение то-
го, чем должен быть предмет, с тем, что он есть или бывает. Истина
содержится не в материальном мире, а в идее о мире. Бог является
основой окружающей действительности, ее творцом и движущей силой.
Отсюда истиной должно считаться только то, что совпадает с боже-
190
ственной идеей, воплощенной в окружающей человека действитель-
ности.
Сторонники академической философии оценивают и процесс ее
познания, считают познание достоверным только в том случае, если
оно наряду с материальным и духовным миром включает мир свер-
хъестественный. Само познание разделяется на эмпирическое,
рациональное и идеальное. Эмпирическое познание объявляется пре-
дельно ограниченным, рациональное - недостаточным. Основным
является идеальное познание, т. е. совокупность представлений о бо-
жественной истине, добре, красоте, об абсолютном и всесовершенном
существе, стоящем над миром. Оно достигается не эмпирическим или
рациональным путем, а верой. Представители академической
философии утверждают, что увлечение практической проверкой
высших истин способно породить "материализацию научного знания",
вызвать сомнения среди верующих ученых.
В онтологии центральное место отводится доказательствам бытия
Бога, божественного происхождения мира и человека. Многие пред-
ставители академической философии считают вполне оправданными
рациональные доказательства: космологическое, телеологическое,
психологическое, онтологическое, нравственное. Но при этом они под-
черкивают, что каждое из перечисленных доказательств бытия Бога
не выдерживает проверки, если к нему подходить только с рациональ-
ных позиций. Когда же эти доказательства будут дополнены еван-
гельским представлением о Богочеловеке, верой в Иисуса Христа, они
станут бесспорными. Единство разума и веры в познании Бога, по
мнению В. Д. Кудрявцева-Платонова, способно утвердить в сознании
человека трансцендентальный монизм.
Единство мира - вне мира, в Абсолютном существе, т. е. Боге. Ис-
токи этого единства заложены в акте творения. Поэтому признание
этой библейской идеи должно стать безусловным для разума. Человек
- венец творения, в отличие от остальных явлении природы он пос-
тавлен Богом в центр Вселенной, является ее целью, наделен бого-
подобной душой. Бессмертная душа как отличительная особенность
человека делает его, по мнению академиков, образом и подобием Бога.
А это, в свою очередь, служит доказательством реальности Бога, пос-
кольку без него немыслимо бессмертие души.
Представителями академической философии уделялось большое
внимание разработке проблем христианской морали и антропологии.
Наиболее обстоятельно эта проблематика раскрыта в работах
М. М. Тареева и В. И. Несмелова.
М. М. Тареев (1867 - 1934) в своих работах: "Философия жизни",
"Основы христианства", "Христианская философия" - выдвинул пред-
ставление о религиозной философии как высшей форме нравственного
учения о христианстве. Подобное учение, по его мнению, будучи опре-
191
деленной системой мышления, является обоснованием истинной
жизни.
М. М. Тареев настойчиво подчеркивал, что подлинно христианская
философия - часть философии жизни. На основе духовного опыта,
истолкованного как познание и переживание религиозных ценностей,
формируется такое сознание, которое, с одной стороны, приближает
верующего к сокровищнице христианской истины, а с другой - ограж-
дает его от искажающих подлинное христианство учений. Опираясь
на воззрения Р.У. Эмерсона (1803- 1882), А.Шопенгауэра (1788 -
1860), С. Кьеркегора (1813-1855), А.Бергсона (1859 - 1941), В.
Дильтея (1833- 1911), М. М. Тареев предпринимает попытку сфор-
мулировать общие принципы такой философской системы, которая бы
позволила достичь глубочайших корней мира ценностей, царства
Божия, непосредственно прикоснуться к тайнам зарождения духовного
мира, к рождающей силе Святого Духа, заглянуть в ту потаенную,
скрытую в глубине сердца клеть, в которой впервые, в самом заро-
дыше, определяется духовное благо.
М. М. Тареев рисует теологизированную картину направленности
мировой истории. Он не ограничивается признанием божественной
воли и провиденциальной цели в качестве определяющих факторов
общественного развития. В его историософии заметная роль отводится
и естественной необходимости, противостоящей творческому первона-
чалу. Естественная необходимость и определяет, по его мнению,
наличие в историческом процессе трагических коллизии, "свободы
плоти", аморализма, явлении и поступков, чуждых человеку. Наличие
в мире зла есть следствие естественной необходимости, "иноприродной
духу".
Как и М. М. Тареев, основную задачу христианской философии
сводил к нравственному совершенствованию В. И. Несмелов (1863 -
1920). В своей диссертации "Догматическая система св. Григория
Нисского", а затем в основной работе "Наука о человеке" Несмелов
ставит задачу определить, что такое человек, каково его реальное ме-
сто в мире, в чем загадка его бытия, по каким принципам он должен
формировать жизненные установки. Решение этих вопросов, по его
мнению, возможно только на почве христианского миросозерцания,
оснежу которого составляет духовный опыт человека. Посредством ду-
ховного опыта человек познает не окружающую действительность, а
самого себя, свою собственную сущность, являющуюся не чем иным,
как образом и подобием Бога. На основе духовного опыта осознаются
также разумные основы жизни и идеальные цели жизни. Раскрыть
и осмыслить эту тайну жизни призвана христианская философия, ибо
если религия есть жизнь по вере в Бога, то философия есть мысль
об истинной жизни по истинной вере в Бога.
Центральной проблемой нравственной философии В. И. Несмелова
является христианская антропология. Ее исходным принципом
192
В. И. Несмелов считает соотношение действительной и идеальной
жизни человека. Как реальное существо во всем своем многообразии
человек представляет собой простую вещь мира, всецело обусловлен-
ную законом природы. Субстанциальной личностью человек ста-
новится только в силу своего идеального бытия. Именно здесь он
осознает себя независимым от окружающей действительности, как
реальный образ Бога. Он представляет себя как свободную причину
и цель всех своих произвольных действий, стремится утвердить себя
в качестве безусловной сущности. В этом дуализме личности В. И.
Несмелов видит причину ее внутренней противоречивости, борьбы с
собой, несовместимости моральных законов и моральной реальности.
Подобная ориентация сознания неизбежно ведет к умозаключению о
существовании двух миров: естественного и сверхъестественного. Вы-
деляясь из природы в качестве независимой от ее сущности, человек
осознает себя воплощением нравственного начала, свободной лично-
стью, наделенной способностью к творчеству, разумностью, свободой
волеизлияния, т. е. всем тем, что делает ее причастной к бесконечному
и безусловному. На этом строится антропологическое доказательство
бытия Бога. Если личность является не просто зеркальным отражением
Бога, а его изображением, то, следовательно, образ Божий представлен
образом человека, непосредственно и во всем объеме раскрывающего
природу божественных проявлений. Познавая самого себя, человек тем