и Запада, начатого теософией. Синтез понимался Е. И. Рерих как один
из основных принципов учения: "Один принцип несомненен при опре-
делении Агни Йоги - это принцип синтеза. Зажечь огни без "синтеза
чаши" невозможно"10.
Тексты Агни Йоги, по утверждению их создателей, были даны
тибетскими Махатмами, а авторы текстов явились лишь посредниками
в передаче учений. Эти тексты, как повествует предание, были записа-
ны методом "автоматического письма" в особом измененном состоянии
сознания и, таким образом, имеют трансцендентальное, сверхчелове-
ческое происхождение.
Структура и функции Язык текстов Живой Этики специфичен,
текстов отражает афористичность и образность, ха-
рактерную для философской и культурной
традиции Востока, да и само их содержание многослойно. Последо-
ватели Агни йоги считают, что тексты Живой Этики расширяют соз-
нание, очищают биопсихическое поле человека, и эта их функция
неотделима от специфики языка, которым они написаны. В текстах
Агни Йоги одинаково важны как вибрационный, ритмический ком-
понент, так и смысловой, вербальный. Первый способствует
формированию особых измененных состояний сознания, подобных
тем, которые возникают при чтении мантр или дзэн-буддийских ко-
анов, и ведет к особой интерпретации смыслового содержания. Акт
чтения Живой Этики выступает актом "сопричастности Шамбале". Са-
мо "слово" в учении Живой Этики рассматривается как важнейшее
средство "одуховления" и просветления человеческой жизни11.
Текст Живой Этики подобен мозаике, каждый отдельный фрагмент
которой является частью целого, проявляющегося только после того,
как все или многие фрагменты попали в поле зрения. Эффект
расширения сознания связан с панорамным видением целого, которое
наступает в определенный момент чтения. Качественный скачок,
происходящий после накопления определенного количества инфор-
мации, воспринимается читателем как озарение. В этом одна из задач
и специфическая сверхпрограмма текста.
Утверждают, что в силу сложности и большого объема текста пол-
ный охват его может быть произведен только структурами засознания
- многомерной внутренней психики, так как целое ускользает от
обычного вербально-логического мышления. Поэтому чтение текста
выступает так же, как способ активизации высших структур бессоз-
нательной психики.
В текстах Живой Этики нет систематического, последовательного
изложения теории. Читателю постоянно приходится проделывать внут-
242
реннюю работу достраивания текста по различным линиям - онто-
логической, гносеологической, психологической, этической.
Учение о высших мирах В фундаменте учения Агни Йоги о мире
лежит учение о духовном огне. "Тонкое изу-
чение материи и атома приведет к заключению, что жизненная
энергия есть не электричество, но Огонь... Материя утверждается как
огненная субстанция, и каждый мыслящий дух не будет отрицать силу
высшую, которая есть Огонь..."12 Огонь рассматривается как источник
всех материальных и духовных форм и явлений во Вселенной. Тран-
сформация огненной субстанции рождает совокупность миров.
Учение Агни Йоги в структуре мира выделяет: 1) Человеческий
земной мир; 2) Тонкий Мир; 3) Огненный Мир; 4) Высшие сферы.
В обычной земной жизни человек не воспринимает высших миров.
Только огненное сознание, общее всем Мирам, может свидетельство-
вать о дальних жизнях. Более того, Иерархия высших существ обе-
регает человечество от распространения сведений о Тонком Мире "по
неполезному кругу"13.
Тонкий Мир населен разнообразными существами. Их общим
свойством является отсутствие плотных физических тел. Среди них
есть существа как низкого, так и высокого уровня развития.
Материальный, земной мир рассматривается Агни Йогой как
вторичный по отношению к Тонкому, духовному миру. "Каждый
камень на планете создан мыслью" , - утверждает книга "Аум".
Еще более высоким и совершенным является Огненный Мир. Это
мир, состоящий из "субстанции огня", высшей психической энергии:
"Мир Огненный так же наполнен, как и другие сферы. Так же
существа разных эволюции, но огненных степеней, стекаются для
сотрудничества. Если плотное состояние под влиянием хаоса почти
не принимает сотрудничества, если Тонкий Мир принимает сот-
рудничество групповое, то Огненный Мир отличается сотрудничест-
вом полным". Огненный Мир - первичный источник процессов и
явлений как Тонкого, так и плотного земного мира. Все строится в
Огненном Мире, затем опускается в тело тонкое; созданное на Земле
лишь тень Огненною Мира.
Земной мир и высшие миры взаимопроникают друг в друга. Не
только высшие миры питают Землю энергией; в свою очередь,
человечество насыщает пространство своими эманациями и под-
держивает их своей психической энергией. Состояние коллективной
и индивидуальной психики человека оказывает влияние на всю
совокупность миров, в том числе и физический. Каждое человеческое
несовершенство духа отравляет также и физический мир, может
вызвать землетрясения, бури и другие стихийные бедствия.
Учение об иерархии Одним из краеугольных камней учения Агни
Йоги является учение о космической
иерархии. Иерархия Света пронизывает всю структуру мира, она пред-
ставляет собой иерархию разумов на различных ступенях эво-
243
люционной лестницы. Иерархи, стоящие на высших ее ступенях, не
сверхъестественны, они прошли длинный путь эволюционного
развития, реализовали свою богочеловеческую сущность и теперь
помогают выполнить эту задачу другим.
В критические периоды развития Земли, когда чистота истины ут-
рачивается и многие следуют ложными путями, великие иерархи воп-
лощаются на Земле и в новые исторические эпохи, на новых языках
приносят людям утраченную истину. К числу таких воплощенных
иерархов Живая Этика относит основателей религий, философских
учений, общественных реформаторов.
Однако это не единственная форма работы космической иерархии.
Процессы и явления плотного мира, как физического, так и социаль-
ного, зарождаются первоначально в Тонком Мире, а уже затем
реализуются в плотной материи.
Местом обитания представителей иерархии - учителей человече-
ства является легендарная Шамбала - твердыня света, географическое
местонахождение которой в книгах Агни Йоги не указано.
Космической Иерархии Света противостоят силы хаоса и Иерархия
Тьмы, цель которой - замедлить космическую эволюцию человече-
ства, внести в нее дезинтеграцию. С ними Иерархия Света ведет упор-
ную и самоотверженную борьбу. В проявленном мире развитие
движется в противоположностях, Иерархия Света с необходимостью
предполагает Иерархию Тьмы.
В Иерархии Тьмы есть силы, воплощенные на Земле: "черные
ложи" Темной Иерархии раскинуты по всей планете и обычно раз-
мещаются в крупных городах. Назначение их - всячески вредить де-
лам Иерархии Света и разлагать планету. Но еще более опасны темные
существа, обитающие в низших слоях Тонкого Мира. Находясь в
тонких телах, они "могут направить мысль на земных воплощенных",
побудить их совершить преступления и грехи. Они могут вселиться
в тела живущих на Земле. Тексты Агни Йоги говорят о близящейся
окончательной битве сил Света и Тьмы.
Учение о человеке Агни Йога считает человека продуктом
длительного эволюционного развития, воб-
равшим в себя опыт человеческих воплощений на протяжении
миллионов лет. Человек концентрирует в себе мощные энергии;
энергия, которой обладает человечество, способна повлиять на про-
цессы планетарного и космического масштаба: "Нужно не забыть, что
энергия, получаемая человечеством, нужна для правильного движения
планеты. Когда же эта энергия становится отравленной, она ослабляет
оградительную сеть и тем нарушает равновесие многих светил"15.
Одним из главных законов человеческого существования является
закон кармы. Агни Йога рассматривает карму как многомерный
процесс, совокупность пересекающихся кармических линий. Карма
244
рас, племен и личности, карма давняя и настоящая - все они обра-
зуют сложные клубки. Подчеркивая трудность изменения кармы, Агни
Йога считает, что до известной степени ее можно регулировать. Че-
ловек, прошедший множество воплощений, содержит в глубинах своего
духа огромную информацию, не осознавая этого. Наслоения наблю-
дений за многие жизни, сложенные в глубинах духа, образуют "спя-
щую мудрость".
Дальнейшую эволюцию Земли Агни Йога рисует как двусторонний
процесс взаимодействия Тонкого и плотного миров. Если люди минуют
катастрофу, наступит время сближения двух Миров. Построение моста
между Тонким и плотным мирами - первая задача человечества. Вто-
рая задача, которая встанет после выполнения первой,- общение с
дальними Мирами.
Этика Агни Йога не случайно носит также название
Живой Этики. Она уделяет большое внимание
внутренней работе человека над собой, подробно рассматривает
процесс самосовершенствования и восхождения ко все более высоким
формам бытия и сознания. Самосовершенствование должно начинаться
с отрешения от малых вредоносных привычек. Живая Этика указы-
вает, от каких негативных качеств должен избавиться человек, чтобы
достичь высших миров. Злоба, сомнение, недоверие, нетерпение, лень
и прочие вдохновения Тьмы отделяют мир от Высших Сфер. Необ-
ходимо также изгнать из человеческого обихода хулу на ближнего и
кощунство на высшее, ибо они порождают "черное пламя" и пожирают