ществует.
Не все проявления свободомыслия были благотворными для
развития культуры. Критериями благотворности тех или иных про-
явлений свободомыслия являются гуманистическая направленность,
духовное раскрепощение человека, способствующее возрастанию его
творческой деятельности, развитие способности критического осмыс-
ления действительности, преодоление авторитаризма и догматизма, со-
действие нравственному совершенствованию человека и общества.
252
Глава XIX
СВОБОДОМЫСЛИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ
Зарождение свободомыслия Элементы свободомыслия, как говорят этно графы, возникают уже на стадии разложения первобытно-общинного строя. Этнографы встречались с эскимосами,
которые не верили в духов, отрицали могущество шаманов. Видимо,
такие взгляды были единичными и являлись следствием осознания
своей собственной силы, ловкости и бесстрашия, а также обнаружения
того, что мистические силы не оказывают воздействия на трудовые
процессы.
С возникновением классового общества, с появлением людей ум-
ственного труда, по мере развития культуры свободомыслие проявля-
ется чаще, захватывая и демократические, и элитарные слои общества.
Оно присуще всем народам древнего мира, хотя развивалось нерав-
номерно. Так, в крупных рабовладельческих деспотиях Древнего Во-
стока (Египет, Вавилон), где фараон или царь обладали правом
распорядиться жизнью человека, а жрецы выделились в отдельную ка-
сту, имели большую власть, свободомыслие пробивалось в духовную
жизнь народа с трудом. Наиболее яркие проявления свободомыслия
мы находим в Древней Греции и Риме. Благоприятные климатические
и географические условия давали возможность человеку здесь чувст-
вовать себя более независимым от природных стихий. Для древнегре-
ческих городов-полисов было характерно демократическое устройство
общества; свободных граждан здесь было больше, чем рабов, и они
могли участвовать в управлении государством. Многие афинские граж-
дане были грамотными. Жречество как особое сословие не сформирова-
лось, ритуалы выполняли граждане, теология не была разработанной.
Никто не был обязан верить в то, что говорили о богах и героях Гомер
и Гесиод, хотя обрядовая сторона религии играла значительную роль,
а страх перед богами и загробной жизнью присущ любому верующему
греку или римлянину. В отличие от Египта или Вавилона в Греции
и Риме развивалось философское учение, послужившее импульсом для
критического осмысления религии.
При всем своеобразии регионов древнего мира в духовной культуре
населявших их народов содержались элементы богоборчества,
скептицизма, безрелигиозного восприятия мира и человека.
Богоборчество Богоборческие идеи нашли отражение во
и скептицизм в культуре древ- многих литературных памятниках древнего
него мира мира. В древнекитайской "Книге песен"
("Ши-цзин", XI - VI вв. до н. э.) сохранился
богатый материал, свидетельствующий о том, что рабы проклинали
божество - "Верховного императора": "Почему Верховное небо так не-
справедливо? Почему оно так жестоко? Почему оно творит такое зло?
253
Почему оно лишило нас полной возможности жить?"1. Представления
богоборцев отражены в Библии. Так, в Книге Иова сомнения в спра-
ведливости Бога возникают из-за великих страданий, выпавших на
долю Иова. Автора волновал вопрос: почему страдает невинный че-
ловек, почему угнетены бедняки, вдовы и сироты, а богатые
насильники процветают, почему вообще существует зло в мире, если
Бог считается благим?
Настроения богоборчества обнаруживаются и в древнегреческой
культуре. Еврипид (ок. 480 - 406 до н. э.) написал драму "Вакханки",
в которой царь Фив борется с богом Дионисом. Эсхил (ок. 525 - 456
до н. э.) в драме "Прикованный Прометей" использует миф о титане
Прометее, пожалевшем людей, которых хотел уничтожить Зевс. Про-
метей похитил у Гефеста огонь для людей, научил их счету, чтению,
письму, искусствам, дал им знания. За нарушение воли Зевса Про-
метей наказан, он жестоко страдает. Но богоборец Прометей пред-
рекает падение Зевса и выражает свое отношение к богам: "Я
ненавижу всех богов: они мне за добро мучением воздали"2.
Религиозные представления подвергаются сомнениям в двух
памятниках Древнего Египта - "Песне арфиста" и в "Беседе разоча-
рованного со своим духом" (XXII - XXI вв. до н.э.). В первом из
них обнаруживается столкновение с традиционными верованиями: бес-
цельны усилия людей по соблюдению заупокойного культа; гробницы
разрушаются, расхищается их содержимое. Здесь впервые выражено
сомнение в загробном существовании: "Никто не приходит оттуда...
чтобы рассказать о их пребывании". То же настроение в "Беседе...":
разочарованный стремится к самоубийству, но дух отговаривает его:
"Если вспомнишь ты о погребении - это вызывание слез, это огор-
чение людей... Не выйдешь ты больше наружу, чтобы увидеть сол-
нце!"3
Скептицизм нередко перерастал в прямое отрицание религии. В
Индии в VI в. до н. э. появилось несколько философских школ, среди
них -локаята (санскр. "лока" - мир, мирские дела). Воззрения ло-
каятиков сохранились в сочинениях их идейных противников. Лока-
ятики отвергли брахманистские идеи кармы и нирваны, сняли
священный ореол с Вед, считая, что Веды "страдают пороками -
лживостью, противоречивостью, многословием".
Знания о мире и человеке, В мифологии древнего мира реальные знания
мифология и философия о способах врачевания, о свойствах растений
и животных, о других племенах и странах со-
единялись с заблуждениями. Ко времени возникновения философии
в Индии и Китае были уже накоплены знания в области математики,
астрономии, химии, достигнут высокий уровень медицинских знаний.
В Древней Греции появилась математика, не ставившая перед собой
чисто утилитарных задач (школа Пифагора). В конце VI в. до н.э.
254
была выдвинута идея сферичности Земли. Внерелигиозными были
знания об обществе. Именно в Греции возникла история как само-
стоятельная отрасль знания, в качестве таковой она развивалась и в
Древнем Риме. Греческие и римские историки - Фукидид (ок. 460 -
400 до н. э.), Тит Ливии (59 до н. э. - 17 н. э.) - представили историю
как развертывающийся процесс, не зависящий от богов: события, их
результаты обусловлены человеческими действиями и характерами.
Возникла и архитектура как особая наука. Римский историк и инженер
Витрувий (I в. до н. э.) написал "Десять книг об архитектуре", где
архитектура представлена как научный синтез искусства и техники.
Все эти области знания благотворно влияли на философскую
мысль, которая ставила проблемы бытия, познания, человека, религии
и решала их вне мифологии, хотя могла и сохранять кое-какие эле-
менты мифологического мышления. Философские учения в древности
содержали в себе комплекс конкретных знаний о природе и человеке.
С VI в. до н. э. союз конкретных знании и философии начинает пре-
одолевать мифологическое сознание.
Античная философия явила миру образцы раскованного, творче-
ского подхода к проблемам бытия и познания. Многообразны суждения
древних мыслителей о первооснове явлений природы: вода, воздух,
стихии, нус, апейрон, огонь, атомы, идея. Философы разных направ-
лений - Демокрит, Сократ, Лукреций и др. - свободно рассуждали
о природе вещей и человеке, основываясь на совокупности знаний о
мире. По мере развития философской мысли происходит еще одно со-
бытие: она стремится освободить внутренний мир человека от страха
перед богами и потусторонним миром, размышляет о причинах и роли
религии в обществе.
Критика учения о богах У тех, кто задумывался над вопросом о
с позиций здравого смысла природе представлений о богах, возникало не-
доумение по поводу несоответствия этих пред-
ставлений многочисленным фактам реальной жизни.
Сохранились сведения о Диагоре (V в. до н. э.), в веселых шутках
которого содержалась изрядная доля сомнения в религиозном учении.
Когда он прибыл в Самофракию, его друг обратил внимание на то,
что в храме много табличек с надписями, пожертвованных людьми,
спасшимися от кораблекрушения. "Так-то оно так, - ответил Диагор,
- только здесь нет изображений тех, чьи корабли буря потопила и
они сами погибли в море"4. Были у древних греков и другие сооб-
ражения: "Если бы боги действительно пеклись о роде человеческом,
то они должны были бы сделать всех людей добрыми или, по меньшей
мере, особенно опекать добрых"5.
Раскрывалась и логическая противоречивость мифологии: если, сог-
ласно греческим мифам, боги рождались, то они должны и умирать
подобно людям, но, согласно мифам, они бессмертны; боги в мифах
255
предстают как подчиненные друг другу, а это не соответствует пред-
ставлению об их всемогуществе" и т. д. Греческий философ-скептик
Карнеад из Кирены (214 - 129 до н. э.) выступал против телеологиче-
ского доказательства бытия бога, указывая на несовершенство мира
и жизни. Вот одно из рассуждений Карнеада: если боги существуют,
то они живые существа, значит, у них должны быть чувства, а если
это так, то они должны ощущать не только сладкое, но и горькое;
в таком случае бог будет восприимчив к беспокойству, к изменению
в худшее, значит, он тленен, следовательно, он не бог.6
Весьма многообразны проявления критики религии с позиций здра-
вого смысла в Индии и Китае. Древнекитайский философ Ван Чун
(27-ок. 100), выступавший не только против обожествления Конфуция,
но и против обожествления неба, задавался вопросом: если небо обла-
дает сознанием и может высказывать порицание правителю, "сбивше-