муся с правильного пути и отказавшемуся от добродетели", почему
оно заранее не выбирает правителя, не совершающего ошибок?7 Ло-
каятики спрашивали: если попадает на небо животное, принесенное
в жертву, то почему приносящий жертву не предложит вместо него
своего отца? Если тело становится прахом, как оно может вновь воз-
родиться? "Нет воздаяния ни за добродетельное поведение, ни за
порочное", полагали они, "не существует ни бога, ни освобождения,
ни дхармы, ни не-дхармы"8.
О причинах В сочинениях целого ряда философов древ-
возникновения религии ности мы обнаруживаем первые попытки
постичь сущность религии, ее причины, ха-
рактер ее влияния на человека. Одним из первых поставил вопрос
об источнике веры в богов Ксенофан из Колофона (VI в. до н.э.).
Согласно философу, источник веры в богов - сами люди, они творят
богов по своему образу и подобию: "...эфиопы пишут своих богов чер-
ными и с приплюснутыми носами, фракийцы - рыжими и голубогла-
зыми, мидяне и персы - также подобными себе, египтяне также
изображают их по собственному образу"9.
Философы античности создали широкий спектр самых разных идей
о происхождении религии. Софист Продик из Кеоса (V в. до н.э.)
полагал, что боги - олицетворение полезного: "Солнце, Луну, реки,
источники и вообще все полезное для нашей жизни древние наиме-
новали богами за пользу, получаемую от них, как, например, египтяне
Нил"10. Некоторые мыслители считали веру в богов результатом обма-
на со стороны государственных мужей. Критий (V в. до н. э.) выдвинул
следующую версию. Было время, когда жизнь человека покорялась
только грубой силе. Затем в обществе ввели карательные законы
против преступников, но они совершали насилие тайно. Тоща один
изобретательный человек стал уверять, что существует божество, ко-
торое все видит, слышит, за всем наблюдает. Эвгемер из Мессены
256
(IV в. до н. э.) выдвигает гипотезу: боги - это люди доисторических
времен, которые выделялись умом и силой п.
Суждения о происхождении религии Демокрита (ок. 470 или 460
до н. э. - умер в глубокой старости) из Абдеры связаны с его фило-
софским учением. В его учении нет веры в божественное провидение,
во всемогущество богов. Он допускал существование богов, но считал,
что это не что иное, как естественные стихии, состоящие, как и все
в мире, из атомов. Из атомов же, по Демокриту, состоит и душа че-
ловека. Когда человек умирает, ослабевшее тело не может их удер-
жать, и они рассеиваются в воздухе, душа смертна. Тем самым
преодолевался страх перед смертью: ведь по поверьям древних греков,
посмертное существование в Аиде не сулит человеку ничего хорошего.
Демокрит объяснял веру в богов страхом перед неподвластными
человеку силами природы, непониманием этих сил: люди "пришли к
представлению о богах, исходя из непонятных явлений, происходящих
в мире... Первобытные люди, наблюдая небесные явления, как,
например, громы, молнии, перуны и встречи звезд, затмения солнца
и луны, приходили в ужас, думая, что причиной этому - боги"12. О
страхе перед непонятными явлениями природы как причине веры в
богов говорил и Эпикур (341 - 270 до н. э.), добавив, что эта вера
основывается и на страхе перед смертью.
Марк Туллий Цицерон (106 - 43 до н. э.), излагая разные учения
о богах, как религиозные, так и нерелигиозные, приводит суждения
одного из персонажей; после длительного рассмотрения доводов за и
против бытия богов он заключает: "Порой начинает казаться, будто
вовсе нет никаких богов"13.
Основные положения античной философии о религии обобщил пос-
ледователь Эпикура Тит Лукреции Кар (99 - 55 до н. э.). Цель его
поэмы "О природе вещей" - освободить людей от гнета религиозных
суеверий, поскольку он видит в них страшное зло для человечества.
Лукреций пишет о "лике ужасном религии", которая повергает смер-
тных долу, рождает нечестивые и преступные деяния. Так, вожди гре-
ков для ниспослания судам счастливого выхода в море пролили руками
отца на жертвеннике кровь Ифианассы. Кроме того, религия отравляет
душу страхом перед загробным миром. Лукреций доказывает, что в
религии отражается земная жизнь, но отражается она в искаженном
свете. Религия - это вымысел; "все это вымыслы, Меммий" - и то,
что боги изготовили природу, и то, что нам надо славить богов. Не-
лепые идеи придумали пророки, и люди поддаются их "ужасающим
вещаньям", "бредням". Основа религии - страх перед грозными
силами природы, результат невежества людей, незнания ими причин
явлений; ее рождает и страх смерти, а также сновидения. Лукреций
дает гуманистическую трактовку отношения человека к смерти, он
полагает, что душа погибает со смертью, "значит, нам смерть - ничто
и ничуть не имеет значенья", что никаких ощущений со смертью не
9 З.к. 536 257
будет, "ибо отжившее все вытесняется новым, восстановляются вновь
одни из других непременно, и не уходит никто в преисподней мрачную
бездну"14. Люди должны постичь законы природы, разобраться в своем
собственном духовном мире, знать причины создания мифов о богах,
научиться мужественно воспринимать смерть.
Глава XX
СВОБОДОМЫСЛИЕ
В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА
§ 1. Свободомыслие в средние века
Свободомыслие в средние века в Европе и на арабском Востоке
развивалось в условиях господства христианства и ислама. Критика
христианства со стороны образованных представителей Древнего Рима
началась уже во II - III вв. Лукиан из Самосаты (120 г. - дата смерти
неизвестна) усматривал причину религии в фантастическом отражении
небесных явлений, христианство считал результатом обмана невеже-
ственных людей шарлатанами. Ко II в. относится и сочинение Цельса
"Правдивое слово", в котором он показал, что истоки христианства,
в частности идея воскресающего Бога, - в восточных религиях. В пер-
вые века новой эры христианство критиковалось открыто. После того
как христианство превратилось в государственную религию, открытая
его критика надолго умолкает. Определенный характер свободомыслие
приобретает начиная с IX в. Развитие свободомыслия связано с ростом
городов, ремесленного производства. Как правило, вольнодумцы - вы-
ходцы из городских слоев, а также из крестьянства. Факты наличия
в обществе неверующих людей зафиксированы в документах того вре-
мени. В испанском своде законов "Семь партид" (частей) говорится
о еретиках. Среди них те, кто верует, но расходится с истинной верой,
и те, кто вообще не верует, думает, что душа умирает вместе с телом
и что ни за добро, ни за зло, которое человек сделает в этом мире,
он не получит ни награды, ни наказания1.
Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109) полемизировал с неверу-
ющими, "которые издеваются над христианской простотой, называя
ее глупой", и задают теологам вопросы, например, такие: откуда изве-
стно, что Бог стал человеком? почему Бог дал миру вновь жизнь своей
смертью, хотя он мог сделать это простым волевым актом? Они воз-
ражают, говорит Ансельм, против учения о спасительной смерти
Христа, о его борьбе против дьявола. "Неверующие принимают за фан-
тазии факты, в которые мы верим"2, - пишет он.
О наличии вольнодумцев на Востоке свидетельствует мусуль-
258
майский философ аль-Газали, указывавший на "неверие и безбожие",
распространенные в среде образованных людей: математиков, естест-
воиспытателей, философов ("метафизиков")3.
Свидетельства неверия или, во всяком случае, достаточно прох-
ладного отношения к вере и исполнению обрядов заключены и в
обличительной церковной литературе Древней Руси начиная уже с
XII в. В многочисленных "Поучениях", "Словах" церковные авторы
призывают посещать храмы и соблюдать обряды.
В духовной культуре средневековья можно обнаружить самые
различные проявления свободомыслия, кроме атеизма.
Еретические движения Ереси - это учения, вступавшие в противо-
в Западной Европе речие с господствующим вероучением. Как
и на Руси правило, в средние века они не выходили за
рамки религиозного мировоззрения. Ереси,
крестьянско-плебейские или бюргерские, городские, были проникнуты
духом антиклерикализма, направленного против церкви как феодаль-
ного учреждения. Они нередко содержали пантеистические идеи, поз-
волявшие провозгласить возможность слияния человека с Богом
независимо от церкви и даже возможность становления человека Бо-
гом. Пантеизм по-особому трактует понятие Бога: по существу, он
исключает его участие в творении мира и в делах человека. В противо-
положность теистическому истолкованию Бога как личности, про-
мыслителя, трансцендентного по отношению к миру, сотворенному им
из ничего, пантеизм учил о единстве мира и Бога: в так называемом
мистическом пантеизме мир растворялся в Боге, в натуралистическом
же, еще дальше отходящем от теизма, - Бог растворялся в мире, пред-
ставляя собою душу мира или же отождествляясь с миром, с природой.
Пантеистические учения заключали в себе идею бесконечности Все-
ленной, самостоятельности природы и человека, совечности Бога и
мира.
Мистико-пантеистические идеи использовались нередко еретиками
для обоснования реальных притязаний масс на свободу от церкви -
в русле этих притязаний проповедовались мысли о ненужности церкви
и церковных обрядов. В конце XII - начале XIII в. в Европе появилась
секта амальрикан, руководимых преподавателями Парижского
университета. Их идеолог, преподаватель философии и теологии
Амальрик (Амори) Бенский (ум. 1206), утверждал, что все в мире
едино, ибо все - Бог; творец и тварь - одно и то же. Амальрикане