разумные доказательства; в отличие от веры, человеческие знания о
вещах со временем возрастают; в любом философском обсуждении ав-
торитет ставится на последнее место или совсем не принимается во
внимание. Первым ключом мудрости П. Абеляр считает постоянное
вопрошание, а самым главным для философа - исследовать истину
при помощи разума и следовать во всем его доводам. П. Абеляр пола-
гал, что в Евангелиях кое-что кажется несогласным с истиной, значит,
даже в христианстве заключено немало заблуждений12.
Тенденция к обособлению философии от теологии нашла выра-
жение у аверроиста, сторонника теории двойственной истины, препо-
давателя Парижского университета Сигера Брабантского (ок. 1235 -
ок. 1282). Для Сигера Бог - это некая безличная абстракция, которая
не властвует над миром и человеком, а мыслит лишь о себе самом,
подобно богам Эпикура; Бог не может предвидеть будущее, не может
дать бессмертие смертной вещи. Мир вечен; никогда не было первого
человека. Существует вечный интеллект, общий разум бесконечной
цепи поколений, который может действовать лишь в связи с телом.
266
Наказание и награду человек получает в земной жизни; душа погибает
вместе с гибелью тела. Нет и чудес; ненужными оказываются молитвы,
обряды и т. п.13.
§ 2. Свободомыслие Возрождения
РОЛЬ науки в развитии Развитие свободомыслия в эпоху Возрождения
свободомыслия было обусловлено как социальными сдвигами,
так и изменениями в области производства и
науки, начавшей приобретать новые черты, прежде всего эксперимен-
тальный характер. В этот период (XIV - XVI вв.) расширяется сфера
свободных ремесел, в которой действует самая активная часть зем-
ледельческого населения, вырвавшаяся из крепостного состояния и
обосновавшаяся в городах. Развивается техника свободного промыш-
ленного труда, торговля, возникает книгопечатание, отразившее пот-
ребность общества в массовом фиксированном знании14. Именно в этот
период совершается кругосветное путешествие Магеллана, происходит
открытие Америки, возобновляется интерес к медицине, анатомии,
физике, астрономии.
Н. Коперник (1473 - 1545) в книге "Об обращении небесных кру-
гов" математически обосновал гелиоцентрическую систему мира. Это
учение противоречило геоцентрической системе, с помощью которой
обосновывались библейские представления о происхождении мира ц
человека, а также учение об искуплении. Почти через столетие есте-
ственнонаучные открытия Галилео Галилея (1564-1642) подт-
вердили правильность учения Коперника о том, что между мирами
земным и небесным нет различий, они подчиняются одним и тем же
законам природы, которые познаются математическим и эксперимен-
тальным путем.
Сходства и различия Светская культура Возрождения и транс-
между светской культурой формированная религиозность Реформа Возрождения и Реформацией ции противостояли феодализму и католицизму.
Общее между ними - социально-эко-
номические истоки, отражение настроений возникающих буржуазных
прослоек общества; критика католической церкви, использование
античной традиции, древних языков. Но между ними были и суще-
ственные различия: Возрождение выстроило не новую религиозность,
как это сделала Реформация, а новую, светскую, культуру; критика
католицизма велась с позиций рационалистических. Культуре Возрож-
дения присуща свобода от жесткой регламентации мыслей, веро-
терпимость. В отличие от Реформации, сохранившей концепцию
греховности человеческой природы, Возрождение провозглашает
принципиальную доброту человека и, главное, разрабатывает новую,
гуманистическую концепцию личности. В центре внимания Возрож-
267
дения - мирской человек, обладающий индивидуальной свободой, в
то время как у деятелей Реформации человек рассматривается в его
непосредственном отношении к Богу.
Гуманисты XV - XVI вв. Стремление возвысить человека, показать о ценности человеческой его великие творческие возможности личности свойственноФ. Петрарке (1304 - 1374). Его обостренныйинтерес к собственной личности постепеннопреобразуется в интерес к другой личности, которая воспринимаетсякак начало, духовно сложное и неисчерпаемое, исполненное достоинства, и цель которой - в ней самой. Человек - это свободный,активный создатель ценностей жизни, он может стать тем, кем поже-лает. Ценностями в эпоху Возрождения провозглашаются творчество,труд, нравственное совершенство, гражданская деятельность, гармония интересов личности и общества, просвещенность, образованность. Гуманисты предпочитают религиозной и национальной общностиобщность людей по культурным интересам. Поворот от традиционноготеоцентризма к антропоцентризму не означал игнорирования нравственных принципов. В работах деятелей Возрождения Л. Бруни (1370или 1374 - 1444), А. Ринуччини (1426 - 1499) заключены идеи гражданского гуманизма. В "Диалоге о свободе" Ринуччини в качестве высшей этической категории рассматривается свобода, возможность житьтолько по законам разума. Он выделил два аспекта свободы: социальную активность и свободомыслие - не ограниченную чем-то внешним умственную деятельность. Гражданский гуманизм основывался напризнании равенства граждан, на служении обществу и государству и приходил в противоречие с католическим пониманием жизни15.
Антиклерикализм Гуманисты Возрождения подвергли католичепредставителей Возрождения скую церковь вместе со всеми ее институтами- папской иерархией, монашеством, обря-
дами - резкой критике. Л. Валла (1407 - 1457) в 1440 г. опубликовал
историко-филологическое сочинение "Рассуждение о подложности
Дарственной грамоты Константина". Л. Валла доказывал, что так на-
зываемый Константинов дар - грамота, якобы подписанная импера-
тором Константином в целях передачи власти в Римской империи
папам, является фальшивкой. Л. Валла заявил: "Я дерзаю выступать
против верховного первосвященника", "я предъявляю им (папам -
3. Т.) тяжкое обвинение"16. П. Браччолини (1380 - 1459) и Л. Бруни
написали сочинения с одинаковым названием "Против лицемеров", где
рассматривали поведение и нравственные черты монашества. Монахи
- люди с притворным выражением лица, они несправедливы, бесче-
стны, лживы, безжалостны, бесчеловечны и т. д. - таковы оценки
Браччолини17. Дж. Бруно (1554-1600) выступил не только против
духовенства и папы, но и за секуляризацию монастырского имущества,
против экономического господства католической церкви. Покушение
268
на экономические привилегии церкви не было прощено Бруно: обвине-
нный в ереси, он был сожжен в Риме в 1600 г.
Критика религиозного В эпоху Возрождения подверглась критике
мировоззрения прежде всего схоластика, в которой
мыслители видели авторитарную догматичес-
кую систему. Авторитет в течение нескольких
веков господствовавшего в католической теологии Аристотеля был под-
вергнут критике, вместо Аристотеля философы выдвигали на первый
план другого мыслителя древности - Платона. В XV в. в Риме была
основана платоновская Академия, члены которой вели борьбу против
папства, намеревались объявить в Риме республику, а вместо
традиционной религии установить философски осмысленное язычество.
Эразм Роттердамский (1469 - 1536), знаменитый немецкий гу-
манист, известный как критик католической схоластики, считал
учение Христа бессильным в преодолении вражды и войн между
людьми; оно не может убедить в благотворности мира тех, кто его
(Христа) исповедует. В сочинении "Жалоба мира" Эразм утверждает:
"Ни.одна из религии не согласна с другими религиями", "...каждый
человек ненавидит и проклинает религию других. А разве одно и то
же религиозное братство не раздирается раздорами?"18.
Опираясь на натуралистический пантеизм, а также деистические
представления, мыслители Возрождения подвергли критике идею бес-
смертия души. Врач, пантеист по своим философским убеждениям,
Дж. Ванини (1585-1619), сожженный церковью, доказывал поло-
жение о смертности души: люди и животные схожи в своих
восприятиях, формировании, рождении, питании, росте, строении и
смерти, и если душа умирает вместе с животным, она должна умереть
вместе с человеком. Еще никто не возвращался из царства мертвых,
но если бы душа была вечной, Бог бы вернул хотя бы одну из душ,
чтобы осудить и опровергнуть атеизм19. В трактате "О бессмертии
души" П. Помпонацци (1462 - 1525) выставил возражения против
обоснований идей бессмертия души. Он, не будучи атеистом, утвер-
ждает: признание смертности души не означает пренебрежения нрав-
ственностью.
Мыслители Возрождения В эпоху Возрождения многие
о причинах и эволюции философыпринимают и развивают религии идею человече ского происхождения религии. Ванини принималтеорию обмана, причинами же обмана считал
корыстолюбие служителей религии, желание государей удержаться на
троне и расширить владения. Он восстанавливает и учение древних
о страхе и невежестве как источниках религии, соглашаясь с Лук-
рецием: "Страх был первым создателем богов на земле". Он вводит
и новый - астрологический - фактор в теорию происхождения
религий: чудесные явления суть лишь результат определенного рас-
269
положения светил; звезды, сближаясь, оказывают влияние на волю
людей: "Под влиянием небесных тел... религии появляются, развива-
ются и погибают"20.
В этот период был поставлен и вопрос об эволюции религий. Италь-
янский политический мыслитель, философ и писатель Н. Макиавелли
(1469- 1527), полагавший, что религия сотворена человеком, утвер-
ждал, что религии сменяют друг друга, разрушая предшествующую
им культуру: "Различные формы религиозных учений в течение пос-