обладает присущими ему основными структурообразующими элемен-
тами. К их числу относятся прежде всего ответы на глубинные вопросы
бытия - о возникновении мира и человека, явлений природы и
различных человеческих общностей, о природе сил, управляющих
295
этим миром, включая самого человека, о месте, предназначении че-
ловека в этом мире.
Мировоззрение носит исторический характер, оно меняется в
зависимости от изменений условий и образа жизни, накопления
знаний и умений, характера социальных связей между людьми. Связи
и контакты между социальными общностями и личностями обус-
ловливают взаимное влияние различных мировоззрений. Наиболее
общими типами мировоззрений можно считать мифологическое,
религиозное и философское.
Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологиче-
ское, возникшее на заре человеческой истории. Мифология, как особый
способ понимания мира, была присуща всем народам на ранней стадии
общественного развития, воплощая в себе особенности становящегося,
формирующегося человеческого сознания, того человечества, которое
еще сохраняло ощущение своей теснейшей связи с природным миром.
Для нее характерна нерасчлененность сознания, отсутствие четких
разграничений мира и человека, эмпирических знаний и фантазий,
субъективного и объективного, мысли и эмоций, идеального и веще-
ственного. Миф, выражая мысли в поэтической, образной, эмоциональ-
ной форме, имел этиологическое (греч. aitia - причина, logos -
учение) значение. Отвечая на многочисленные "почему", он как бы
заменял теорию, предлагал доступное всем, понятное, образно-нагляд-
ное объяснение природы, явлений окружающего мира. Среди мно-
гочисленных мифов каждого народа присутствовали и такие, которые
определяли характер мировоззрения, объясняя происхождение природы
и человека, место человека в мире, его отношение к миру в целом
и к другим людям. И хотя каждое племя, народ, социальная общность
в своем мировоззрении отражали мир своего обитания, свой образ
жизни, между различными видами мифологического мировоззрения
имелось и много общего в решении главных мировоззренческих воп-
росов.
Постепенно в каждом племени стали выделяться профессиональные
хранители мифов, первоначально старейшины, затем - шаманы, кол-
дуны, жрецы, дифференцировались и сами мифы, среди которых на-
чали выделяться те, что связывались с культовыми действиями.
Формировался новый тип мировоззрения - религиозное, которое стало
повсеместно господствующим и в настоящее время остается наиболее
распространенным типом мировоззрения в мире.
Религиозное и философское Религиозное мировоззрение - это широкое
мировоззрения обобщающее понятие для значительного
числа различных систем миропонимания и
мироотношения, исторически существовавших в рамках многочислен-
ных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и
появление особой группы людей, выступавших в роли систематиза-
296
торов, хранителей религиозных идей и традиций. Религиозное
мировоззрение демонстрирует чрезвычайно эффективное взаимо-
действие двух мировоззренческих уровней - обыденного и теоретиче-
ского. Условием прочности, распространенности того или иного
мировоззрения является то, насколько оно укоренилось на уровне обы-
денного сознания, насколько оно отвечает образу повседневной жизни
людей, их культуре, уровню знаний, их потребностям. Религиозное
решение мировоззренческих проблем, благодаря своей образно-нагляд-
ной форме, аналогичной художественно-поэтической, оказывается
вполне доступным для усвоения на этом уровне сознания.
Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает
вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем
исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт
человека. А практика культовых действий располагает механизмами
подкрепления и формирования этой веры применительно к особенно-
стям обыденного сознания. На уровне теоретического сознания, тео-
логии совершается процесс систематизации и обновления
мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в
самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом.
В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд
повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (кре-
ационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий
(провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телео-
логия) , души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога,
воскресения и посмертного существования и др.
Философское мировоззрение, в отличие от мифологического и
религиозного, развивается на уровне теоретического сознания. Как и
религиозное, философское мировоззрение выступало и выступает в
многочисленных разновидностях. Оно связано с естественными и обще-
ственными науками; подобно наукам, представляет теоретический уро-
вень сознания; в своем специфическом понятийном выражении оно
не может быть просто перенесено на обыденный уровень.
Как свидетельствуют социологические исследования, в мире ста-
новится все больше сторонников нерелигиозного мировоззрения, что
обусловлено социальными процессами и связанными с ними изме-
нениями в культуре. Большая роль принадлежит тем произведениям
искусства и литературы, в которых принципиальные идеи философ-
ского миропонимания даются в образно-художественной форме, до-
ступной нетеоретическому сознанию.
Возможен ли диалог Если обратиться к истории человечества, то
мировоззрений? нетрудно увидеть, что между различными
видами религиозного мировоззрения и их пос-
ледователями возникали различные отношения - от лояльного до
открыто враждебного, нетерпимого. Достаточно вспомнить Древний
297
Рим, где в огромном государстве соседствовали различные виды
религиозного мировоззрения, или, наоборот, период крестовых походов
христиан против мусульман, военные столкновения католиков и про-
тестантов. И именно представители разных видов религиозного
мировоззрения с середины XX в. начали путь к диалогу, к совместным
действиям при всех сохраняющихся различиях. Примечательно, что
в настоящее время многие теологи признают, что, например,
конфликты между христианами и мусульманами в X - XII вв. были
обусловлены не столько различиями в мировоззрениях, сколько
социально-экономическими и политическими интересами. И несмотря
на еще имеющиеся факты враждебных отношений между представите-
лями различных видов религиозного мировоззрения (например, ка-
толиками и протестантами в Северной Ирландии, христианами и
мусульманами в Ливане), общей превалирующей тенденцией ста-
новится объединение в совместных действиях представителей
различных конфессии: христиан, мусульман, буддистов и последова-
телей других разновидностей религиозного мировоззрения.
Диалог различных видов мировоззрения не означает отказа каждой
из сторон от своих принципов, он нацелен на поиск тех вопросов,
в решении которых имеет место совпадение или близость позиций.
Этот принцип применим и для отношений религиозного и не-
религиозного мировоззрений. Какие же условия необходимы для того,
чтобы совершился переход к диалогу мировоззрении?
В последней четверти нашего века все более нарастало осознание
того, что над всеми жителями Земли, независимо от мировоззрен-
ческих различий, нависла общая угроза гибели от возможной термо-
ядерной войны, от экологической катастрофы, и отвести эти угрозы,
найти выход возможно только совместными усилиями всех. Путь
насильственного решения споров, в том числе мировоззренческих, в
условиях современного развития становится недопустимым. Общей
основой для диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений мо-
гут служить принцип гуманизма, интересы человека. Признание того,
что высшей ценностью для человека является человек, может и должно
служить основой диалога сторонников любых мировоззрений.
Диалог не предполагает нивелирования или отказа от различий.
Наоборот, понимание этих различий, в том числе и принципиальных,
их глубокое звание, неискаженное видение есть одно из условий кор-
ректного ведения диалога. Например, онтологические вопросы в
религиозных и нерелигиозных мировоззрениях решаются по-разному.
В определенных случаях это различие носит принципиальный харак-
тер. Но в реальной жизни более важными оказываются конкретные
трактовки, практические следствия применительно к жизненным ситу-
ациям и конкретно-историческое применение этих принципов. И здесь
наблюдается интересная тенденция: в аксиологическом аспекте, в ча-
298
стности применительно к улучшению условий жизни людей, позиции
сближаются. Аналогично обстоит дело и с отношением к закономер-
ностям, законам, действующим в мире. Если наука исходит из того,
что закономерности внутренне присущи миру, и познает их, а сто-
ронники религиозного мировоззрения считают их божественными
принципами, мыслями, вложенными в мир, то различие сводится к
пониманию природы законов. Общим же оказывается признание их
независимого от человека существования.
Различия религиозного и нерелигиозного мировоззрений лежат
также в плоскости понимания соотношения веры и разума. Вопрос о
соотношении веры и разума занимал значительное место как в
религиозном, так и в философском мировоззрениях. Философский
рационализм, сосредоточивая внимание на доказательствах преиму-
ществ разума перед верой, зачастую фактически выносил изучение