социально-психологического феномена веры за пределы научного
исследования. В настоящее время, обозначается тенденция к нахож-
дению взаимодействия, а не противопоставления веры и разума в рам-
ках и религиозного, и нерелигиозного мировоззрений. Не отказываясь
от исходных принципов, теологи отдают должное достижениям чело-
веческого разума в тех областях науки, которые способствуют улуч-
шению жизни людей. С другой стороны, представители философского
мировоззрения все активнее осмысливают значение веры как социаль-
но-психологического феномена, признают, что принципиальные
теоретические положения мировоззрения на уровне обыденного соз-
нания становятся в первую очередь предметом веры или неверия, а
не рационального обоснования.
Таким образом, возможность и пределы диалога определяются тем,
как религиозные и нерелигиозные мировоззрения отражают один и тот
же реально существующий мир, в какой степени ориентированы на
интересы и благополучие человека, на утверждение гуманизма, спра-
ведливости, мира, на создание общества, достойного человека.
Глава XXIII
ЧЕЛОВЕК В РЕЛИГИОЗНОМ И НЕРЕЛИГИОЗНОМ
МИРОВОЗЗРЕНИЯХ
Древние и новые определения человека сходятся в том, что он -
мыслящее существо. Человек изначально предстает сам для себя воп-
росом. В древности мысль удаленных друг от друга народов сфор-
мулировала этот вопрос и наметила проблемы, которые определяют
человековедение. "Что есть человек, - спрашивает библейский Псал-
мопевец, - что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посе-
299
щаешь его?" (Пс. 8:5; см. также Евр. 2:6). -"...Откуда мы родились?
чем живем? и где основаны?.. - требует ответа "Шветашвара-
упанишада" (1.1), - ...кем ведомые существуем мы в смене счастья
и иных обстоятельствах?"1 В мифах, религиозных и философских
памятниках разных народов зафиксированы представления о сущности
человека, его существовании, природе, о его месте в мироздании, о
соотношении в нем духовного и телесного, о его происхождении и на-
значении.
Специфика религиозной Специфика религиозной антропологии
антропологии состоит прежде всего в том, что сущность, су-
ществование, природа, назначение человека
понимаются исходя из признания высшего сакрального первоначала
(духов, богов, божества или единого личного Бога) и его особых
взаимоотношений с человеком. В иудаизме, христианстве и исламе Бог
наделяется способностью творить из ничего и одним усилием воли.
Эквивалентными этому учению являются представления ряда восточ-
ных религий о столь же всемогущем порождении абсолютным перво-
началом (Брахман, Дао, Ади-Будда и т. п.) мира и человека.
Представляя духов и богов по своему образу и подобию, человек соз-
нает себя их творением.
Согласно Библии, человек - это венец творения, образ и подобие
Бога (см.: Быт. 1:26 - 27; 1 Кор. 11:7). Поставленный господином над
животными и растениями, он должен заботиться о них, возделывать
землю и нести ответственность за жизнь на ней (см. Быт. 1:28; 2:15;
Пс. 8:7 -т 9). Образцовым для христианской антропологии стало опре-
деление Василия Кесарийского (330 - 379): "Человек есть разумное
творение Бога, созданное по образу его Творца"2, "тварь, подучившая
повеление стать богом"3. В этой форме осознавались свобода человека,
его способность к самоопределению, к высшим духовным ценностям,
его совесть и ответственность. Сходные представления присущи и ан-
тропологизм других религий. В Коране человек осмысливается как
"наместник" Бога на земле (2:8), одаренный высшими знаниями (2:29
- 32). В буддизме человек занимает исключительное место в иерархии
всех существ, так как только он имеет возможность преодолеть оковы
сансары и достичь нирваны, стать Буддой. В этой сакрализованной
форме религиозные учения о человеке описывают положение индивида
в обществе, его возможности, меру социальной свободы, становление
личности. В буддийской, христианской, мусульманской антропологиях
содержатся учения о единстве человеческого рода, единосущии чело-
вечества, учения, отразившие стихийное и сознательное движение к
достижению все большего единства, "вселенскости жизни людей".
Религиозные учения предстают как попытка гармонизировать
противоречие существования и сущности человека. В христианстве че-
300
ловек выступает как субъект грехопадения и объект спасения, социаль-
ное отчуждение выводится из представления об отпадении человека
от единства с божественным первоначалом. Отпадение человека от
изначального сакрального единства понимается как деградация
природы человека, ее глубокое повреждение или полное извращение.
Оно влечет за собой смерть, болезни, тяжкий труд, крушение замыслов
("тщету"), вражду, убийство, войны и другие бедствия. В человеке,
оторвавшемся от общения с божеством, пребывающем в неподлинном
состоянии (в грехе, в сансаре и т. п.), нарушается гармония сил: плоть
восстает против души, против духа, чувства противоборствуют уму.
Утраченное сакральное единство становится идеалом человеческого
совершенствования, осознается как назначение человека. Спасение,
причастность к божественному, примирение с божеством предстают
как смысл человеческого существования. В качестве полного осуще-
ствления этого идеала в буддизме изображаются будды и бодхисаттвы,
в христианстве - Богочеловек Иисус Христос, который есть "образ Бо-
га невидимого" (Кол. 1:15) и является совершенным человеком, вто-
рым Адамом, в котором люди вступают в отношение богосыновства
и соделываются "причастниками Божеского естества" (2 Пет. 1:4).
Проблема антропогенеза После того как работы анатомов и зоологов
доказали родство организма человека с
организмом обезьяны, К. Линней (1707 - 1778) включил его в систему
животного царства, в отряд приматов, выделенный в классе млекопита-
ющих. В 1871 г, появилась книга Ч. Дарвина (1809 - 1882)
"Происхождение человека и половой подбор", в которой к проблеме
антропогенеза применяется эволюционная теория. Еще в XIX в. те-
ологи постепенно стали переходить от отрицания этой теории с
позиций библейского фундаментализма к переосмыслению. Многие бо-
гословы приняли эволюционную теорию и попытались интерп-
ретировать ее в духе деизма или пантеизма. Большинство теологов
поддерживают концепцию модернизированного креационизма, эво-
люционного творения, согласно которой Бог осуществляет в самой
природе и через ее посредство процесс развития от низшего к высшему,
от простейших живых существ к человеку. Тем не менее не только
фундаменталисты, но и теологи-модернисты в решении проблемы ан-
тропогенеза настаивают на признании особого божественного воз-
действия. Энциклика папы Пия XII (1876 - 1958) "Humani generis"
(1950) требует верить в то, что душа человека особо создается Богом.
В этом документе отвергается полигенизм - концепция происхож-
дения человека в разных местах как не согласуемая с Библией и цер-
ковным учением о первородном грехе. Теологи - сторонники
"научного креационизма" - утверждают, что эволюционным гипоте-
зам недостает фактических оснований. По их мнению, современные
301
палеонтологические данные не в состоянии подтвердить происхож-
дение человека от гоминид, ископаемых высших обезьян.
Конечно, появление человека разумного, равно как и возникно-
вение рода "Homo" и семейства гоминид, явилось следствием ряда му-
таций. Однако это не означает принципиального разрыва в
эволюционном процессе. Большинство палеонтологов и антропологов
считают, что антропогенез длился более трех миллионов лет, и пред-
полагают, что был длительный переходный период, "поле перехода"
от животного к человеку, внутри которого трудно провести резкие
границы. Этот переходный период начался образованием рода "Homo"
из австралопитеков и длился до возникновения вида "Homo Sapiens".
Природа человека. Проблема природы человека и онтогенеза
Проблема онтогенеза индивида, его становления личностью и
индивидуальностью включает в себя важ-
нейшие вопросы о соотношении в человеке тела, души и духа,
биологического и социального. В мифологиях и религиозных представ-
лениях разных культур осознавалось наличие в человеке надприрод-
ного аспекта, нравственности, духовности, его несводимости к
телесному существованию. Элементы человеческой природы (тело,
плоть, душа, дух и т. п.) рассматривались как разнородные и воз-
водились к неодинаковым способам божественного творения или
порождения. Согласно иудаистским и христианским представлениям,
человек обязан своей жизнью не только специальному сотворению Бо-
гом его тела, но и особому творческому акту Бога, который сообщает
ему "дыхание жизни" (Быт. 2:7; Иез. 37:5).
В учениях многих религий, в том числе иудаизма, христианства,
ислама, подчеркивается ценность телесного человеческого существо-
вания, целостность человека, складывается учение о воскресении во
плоти, прославлении и обожении телесного человека. В христианстве
это обретает кульминацию в учении о боговоплощении и вочелове-
чении. В то же время в некоторых мифологиях, религиозных и фило-
софских учениях душа резко противопоставлялась плоти, телу,
которое оценивалось не только как низшее и неподлинное начало, но
и как источник зла.
В религиозном понимании человека духовное начало в нем - дух,
душа, атман - осуществляет сакральные функции, связь с божеством.
В контексте учения, что душу Бог "сообщил человеку своим вдуно-
вением", представление о человеке как разумном существе становится